ольга шульц
Конспект логопедического подгруппового коррекционного занятия по автоматизации звука [с]
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
логопедического подгруппового коррекционного занятия по автоматизации звука "С"
Подготовила и провела : логопед Шульц Ольга Викторовна
Коррекционное подгрупповое занятие.
Публикация «Конспект логопедического подгруппового коррекционного занятия по автоматизации звука [с]» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Темочки
Цели – активизировать словарный запас по теме «Животные»; развитие грамматического строя речи (закрепление навыка правильного использования предлогов, согласование существительных с числительными); развитие связной речи; развитие логического мышления, слухового внимания, памяти; развитие артикуляционной моторики, мелкой моторики; развитие навыка звукового анализа и синтеза; автоматизация звука [с].
Оборудование: Кубы («артикуляционная гимнастика», «предлоги», «один – много», «сосчитай-ка», игровые поля к кубам, картинки животных, звуковая дорожка, «таблица-помощница» для артикуляции звука [с], игрушечные животные, игрушка-лисичка, картинки для закрепления звука [с], коробочка, картинки для составления предложений с предлогами, подборка изображений для ИКТ.
Области: познание и коррекция.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед. Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в зоопарк. Вспомните, какие животные живут в зоопарке.
Дети. Тигр, слон, медведь, жираф, страус, лиса, волк, обезьяна, змея, заяц.
Артикуляционная гимнастика.
Логопед. Молодцы. Некоторые из животных есть у нас на кубиках (кубы «артикуляционная гимнастика»).
Вот это бегемот. Он широко открывает рот. Давайте и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот (логопед показывает, дети повторяют).
Рядом сидят лягушки и квакают: ква-а-а, ква-а-а. давайте изобразим, как лягушки улыбаются.
Ой, кто это такой большой с длинным носом? (Слон). Давайте вытянем губы хоботом как у слона.
Идем дальше по зоопарку и видим, как в траве что-то зашевелилось, это змея. Давайте покажем, как змея высовывает язык. Язык у змеи тоненький. Покажем язычок и спрячем его.
А дальше лошадка скачет, детей катает. Хотите тоже покататься? Давайте пощелкаем язычком, как скачет лошадка. Старайтесь, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, и «прыгал» только язычок.
Пока катались на лошадке, прическа растрепалась. Надо будет расчесаться. Давайте улыбнемся, закусим язычок зубками и будем «протаскивать» его между зубами вперед – назад, как бы «причесывая» его.
Привели себя в порядок. Надо теперь узнать, сколько время, не пора ли домой. Покажем, как работают часики. Улыбнемся и выполним движения языка в стороны вправо и влево.
К сожалению, пора было возвращаться домой. Во дворе дома стояли качели. Хотите покататься на качелях? Давайте откроем рот и поднимем язычок вверх к носику, затем опустим вниз. На счет раз – два вверх – вниз. А теперь на счет раз – поднять язык за верхние зубы, на счет два – опустить кончик языка за нижние зубы.
Во дворе появился индюк и начал ругаться. Покажем, как ругается индюк. Двигаем язычком по верхней губе вперед – назад, произнося «блллла».
Рядом с индюком стояла кошка. Кошка сердилась на индюка и выгибала спинку. Попробуем язычком выгнуть спинку как кошечка. Кончик языка упирается за нижние зубки, поднимаем и опускаем «спинку» языка. Стараемся, чтобы кончик языка все время оставался за нижними зубками.
Чтобы кошка не сердилась, дадим ей молоко полакать. Быстро высовываем язычок изо рта и прячем его назад. Язычок двигается быстро, а то молоко до рта не донесется.
Возле дома протекал ручеек. Давайте сделаем лодочку с парусом и отправим ее в плавание. Кончик языка тянется к носику. Язычок похож теперь на парус. Подуем на парус, чтобы лодочка поплыла.
Рядом с домом сосна стоит, а на ней дятел сидит и клювом по стволу стучит. Постучим язычком за верхними зубками, как дятел по дереву. Кончик языка с «силой» ударяется, произносим «д-д-д-д.».
Вдруг кто-то тонко запищал над ухом. Это злой комарик укусить хочет. Позвеним язычком как комарик. Язычок упирается в бугорки за верхними зубами. Протяжно произносим «дзззз». Помним, что комарик злой, поэтому энергично нажимаем языком на бугорки.
Зашли домой. А дома мама месит тесто. Давай поможем маме. Сначала покусаем язычок зубами, потом пошлепаем по нему губами и протаскиваем язычок между губ, как будто раскатываем.
Помесили тесто. Можно и блины печь. Откроем ротик и положим широкий язычок на нижнюю губу. Подержим немножко, пока блинчик не остынет, потом съедим.
Блинчики ели с вареньем и испачкали губы. Надо губы аккуратно облизать. Давайте оближем по кругу верхнюю и нижнюю губы. А теперь остатки варенья слижем с верхней губы широким язычком сверху - вниз.
После сладкого варенья хочется выпить чаю. Сделаем чашечку из язычка. Заворачиваем язычок со всех сторон (кончик и бока) чтобы чай не пролился.
После еды нужно почистить зубки. Кончиком языка сильно «почистим» за нижними зубами (влево – вправо, затем за верхними зубами.
Активизация словаря.
Логопед. В зоопарке живут разные звери. Про некоторых из них я загадаю вам загадки.
Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живет, в деревне кур крадет.
Кто это? (Лиса).
Угадайте, что за шапка: меха целая охапка.
Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору.
Кто это? (Заяц).
Лежала под елками подушечка с иголками.
Лежала, лежала да и побежала.
Кто это? (Ежик).
По лесу рыщет, пищу ищет. (Волк).
В сосне дупло, в дупле тепло,
А кто в дупле – живет в тепле. (Белка).
Всю ночь летает, мышей добывает,
А станет светло – летит в дупло. (Сова).
Какой слышится первый звук в слове «сова»? [с]
Закрепление правильной артикуляции звука [с].
Логопед. На что похож звук [с]?
Дети. Ветер холодный свистит «с-с-с-с». Насосом колесо накачиваем «с-с-с-с». Огонь на свечке задуваем «с-с-с-с-с».
Логопед. Повторяем за мной.
Ссс! – синичка просвистела.
Ссс! – свирель в лесу запела.
Ссс! – в кустах свист соловьиный.
Ссс! – свисток сирены сильный.
Что делают зубы, язык, губы, когда мы произносим звук [с]?
(Дети работают по «таблице-помощнице» : при произношении звука [с] губы улыбаются, зубы не смыкаются, кончик языка опущен вниз, упирается в нижние зубы, воздушная струя холодная, продолжительная, идет по середине языка, голосовые связки не работают. Этот звук согласный, глухой, твердый, обозначается фишкой синего цвета.)
Автоматизация звука [с].
Логопед. В зоопарке вместе со своими родителями живут и их малыши.
Семь рысят, семь поросят, семь гусят, семь лисят.
Рысята на ветке сидят. Поросята во всю голосят.
Гуськом семенят гусята. За ними крадутся лисята.
Назовите мне всех детенышей из этого стихотворения. (Рысята, лисята, гусята, поросята.)
Кого сколько было? (Всех было по семь.)
Найдите среди животных на картинках родителей этих детенышей.
Закрепление навыка правильного использования предлогов.
Логопед. Вспомните, что делали рысята?
Дети. Сидели на ветке.
Логопед. Найдите мне на кубике (кубы «предлоги») схему маленького слова «на». Теперь найдите схему маленького слова «за» (За гусятами крадутся лисята). Выберете сами схему маленького слова и составьте предложения с любым из животных, живущих в зоопарке. ( например: лиса в норке; обезьяна выглядывает из-за дерева, сова пролетела над нами и т. д.).
Чистоговорки.
Про лису есть забавный стишок. Повторяйте за мной.
Са-са-са- в лесу бегает лиса.
Со-со-со – лиса катит колесо.
Су-су-су - ловим мы лису.
Сы-сы-сы – пушистый хвостик у лисы.
Ас-ас-ас – лиса боится нас.
Ос-ос-ос – у лисы холодный нос.
Ус-ус-ус – лису я не боюсь.
Ыс-ыс-ыс – лиса бежит на мыс.
Физкультминутка.
«Две сестрицы».
Две сестрицы две руки рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки и друг друга моют.
Месят тесто две руки, левая и правая,
Воду моря и реки загребают, плавая.
Развитие звуко-слогового анализа слова.
Логопед. Мы гуляли в зоопарке и видели много разных животных. Будьте внимательны: если услышите в названии животного звук «с» хлопните в ладоши (ворона, лиса, слон, белка, сова, сорока, медведь, волк, барсук, заяц, сойка, дятел, жираф, косуля).
Сейчас возьмите кубик (куб «сосчитай-ка», бросьте его и придумайте столько слов со звуком «с», сколько кружков на выпавшей грани.
Дети. Четыре круга: собака, сова, лиса, слон.
Три круга: стол, стул, скамейка. И т. д.
Снова бросьте кубик и придумайте слово с выпавшим количеством звуков, если выпадет один или два круга, то с этим количеством слогов.
Дети. Пять кружков: сапог.
Шесть кружков: сорока.
Один круг: слон.
Два круга: со-ва. И т. д.
Согласование существительных с числительными.
Логопед. Назовите мне картинки на этом кубике (кубы «один – много»).
(Лиса, сова, санки, автобус, кактус, коляска).
На этом кубике у нас только по одному предмету. На другом кубике их много. Давайте назовем, сколько чего нарисовано.
Дети. Три совы, две лисы, два автобуса, трое санок, две коляски, два кактуса.
Логопед. На звуковой дорожке найдите слова со звуком «с». За каждый правильный ответ буду давать вам картинки, которые принесла нам лисичка.
По очереди каждый называет свою картинку и кладет рядом с соответствующим кубиком, если один предмет то рядом с первым кубиком, если много предметов рядом со вторым кубиком.
Дети. Одна собака – первый кубик.
Пять собак – второй кубик.
Один сом – первый кубик.
Четыре сома – второй кубик.
Одна оса – первый кубик.
Три осы – второй кубик. И т. д.
Подведение итогов.
Логопед. Понравилось вам наша экскурсия в зоопарк? Кто из зверей вам больше всего понравился? При произношении, каких животных мы слышим звук [с]? (Ответы детей.)