Трибрат Марина Федоровна
Конспект подгруппового логопедического занятия для 2 класса «Дифференциация звуков [Ж] — [Ш], букв «Ж» — «Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Подгрупповое занятие
ТЕМА. Дифференциация звуков [ж] – [ш], букв Ж – Ш
ЦЕЛИ:
Коррекционно-образовательные:
• Развивать слуховую дифференциацию звуков [ж] – [ш] по акустическим и артикуляционным признакам;
• определение места звука в слове;
• формирование навыка полного ответа на поставленные логопедом вопросы;
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия для 2 класса „Дифференциация звуков [Ж] — [Ш], букв „Ж“ — „Ш“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• учить чувствовать синтаксическую основу предложения.
Коррекционно-развивающие:
• Расширять и активизировать словарный запас;
• активизировать мыслительную деятельность;
• формировать слуховое восприятие.
Коррекционно-воспитывающие:
• Воспитывать коммуникативные навыки детей.
ОБОРУДОВАНИЕ: запись на доске, тетради, ручки, картинки.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
Сейчас мы будем выполнять психогимнастику.
Посмотрите на эти картинки (логопед показывает детям картинки с изображением разных эмоций).
Какие настроения выражают эти лица? (Строгое и сердитое, огорченное и грустное, без эмоций, веселое и радостное).
Выполнение мимических упражнений перед зеркалом.
Давайте, ребята, с таким хорошим настроением будем заниматься.
2. Знакомство с темой занятия.
Послушайте внимательно загадки!
Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я не железный, я же – … (ЖУК)»
Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко
И умылся серой лапкой. (КОШКА)
Кто это? Кошка и жук. Какой третий звук в слове кошка? - Правильно, звук [ш].
А с какого звука начинается слово жук? – Правильно, звук [ж].
Как вы думаете, с какими звуками мы будем сегодня работать? – со звуками [ж] и [ш].
Сегодня на занятии мы потренируемся слушать звуки и различать [ж] –[ш] между собой.
Тема нашего занятия : Дифференциация (различение) звуков [ж], [ш] и букв, которые их обозначают.
3. Уточнение артикуляции. Сравнительная характеристика звуков [ш] и [ж].
Давайте произнесем звук [ш], а теперь [ж].
Как вы думаете, чем похожи эти звуки?
Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами — расстояние, широкий кончик языка — «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам.
Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и произнесем снова эти звуки.
Когда произносим звук [ш] — горлышко молчит, а когда звук [ж] — дрожит.
Звук [ш] он какой? (согласный, глухой, всегда твердый; на письме обозначается буквой Ш). На, что похожа буква Ш? (на вилы, щетку).
Звук [ж] он какой? (согласный, звонкий, всегда твердый, на письме обозначается буквой Ж). На, что похожа буква Ж? (на жука).
Звуки [ш] – [ж] парные, всегда твердые.
Молодцы, мы с вами сравнили звуки, а сейчас давай немножко разомнем наши пальчики, поиграем в игру «Кошка»
4. Пальчиковая гимнастика «Кошка»
Мягко кошка посмотри, разжимает коготки,
И тихонько их сжимает, мышку так она пугает.
(дети сжимают и разжимают кулачки)
Кошка ходит тихо-тихо, что не слышно даже скрипа,
(Пальчики поочередно «здороваются»)
Только мышка не зевает, вмиг от кошки убегает.
(Пальчики отскакивают друг от друга)
5. Выделение звуков [ш] и [ж] из ряда согласных звуков, слогов и слов.
Послушайте слоги и хлопните, когда услышите твердый звук [ш], топните – когда услышите мягкий звук [ж].
Звуки : С, Р, Ш, Ж, П, Ы, Ж, К, Щ, Ф, У, П, У, Р, Ж, Е, У, Ш, Т, В, Е, Ш
Слоги: ША, ЖО, ШУ, ЖЫ, ЖЕ, ШИ, ЖА, ШО.
Слова: ШАЙБА, ЖУРНАЛ, ПЕТУШОК, ШВАБРА, ЖАДНОСТЬ, КОЖАНЫЙ, ЛАМПА, ЖИРАФ, ЛОЖЕ, ЖАЛКИЙ, ЖЕЛТЫЙ, КУВШИН, ЖУРАВЛЬ, ДРУЖНЫЙ, ШКОЛА, ЛИМОН, НАЖИВКА, ШМЕЛЬ, ДОЖДИК, ЧАШКА
6. Развитие звукового анализа и синтеза. Обогащение словаря словами с изучаемыми звуками.
Замените первый звук [ш] на звук [ж].
Шить – жить, шаль – жаль, шалить – жалить, шутка – жутко, уши – ужи, шар – жар, шила – жила, Луша – лужа, Шурка – Журка, крушить – кружить.
Замените первый звук [ж] на звук [ш].
Житье – шитьё, жито – шито, лежа – Лёша, мажут – машут, наживка – нашивка, жар – шар.
7. Физминутка
Если нравится тебе, то делай так: - ша, ша – ша (хлопки).
Если нравится тебе, то делай так: - жа – жа, жа (хлопки).
Если нравится тебе, то делай так: - жу – жу, шу – шу (хлопки, топот).
Если нравится тебе, то делай так: - шо – шо – шо, жо – жо (прыжки, приседания).
Если нравится тебе, то делай так: - жо – жо, шо – шо – шо (приседания, прыжки).
8. Корректурная проба (работа в тетрадях)
Подчеркните букву Ж одной чертой, букву Ш — двумя :
ЖХШМЗСШЩЖЮХЦШСМЩТХ ЖШЧХЩЖШСЖХШЩЗШКУЖХ
Чшжзщсшмищжцшпшмщхихжпштщшцжчшщптщшжсшитщ
9. Определение места звуков [ш] и [ж] в словах.
Рассмотрите картинки, назовите их.
Определите, где слышится звук [ш], а где звук [ж] : в начале, в середине или в конце слова?
Составьте схемы слов.
10. Развитие связной речи.
Игра «Составь предложение» - (логопед раздаёт сюжетные картинки с изображением слов со звуками [ш], [ж]. Дети составляют предложение и называют слова со звуками [ш], [ж]).
11. Итог занятия
Какие звуки мы сегодня учились различать?
Какие бывают согласные звуки?
Что мы слышим?
Что мы видим и пишем?
Какое задание было трудным?
Какое задание было интересным?