Романова Маргарита
Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми подготовительной группы с ТНР по лексической теме «Осень. Грибы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми в подготовительной группе с диагнозом :
Тяжелое нарушение речи. Общее недоразвитие речи. IV уровень речевого развития с использованием технологии “Педагогика сотрудничества”.
Лексическая тема – Осень. Грибы.
Фонетико-фонематическая тема – совершенствование навыка последовательного фонематического анализа, совершенствование навыка осознанного чтения
Грамматическая тема – развивать умение составлять сложные предложения
Задачи:
Публикация «Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми подготовительной группы с ТНР по лексической теме „Осень, Грибы“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Образовательные:
1. Закрепить знания по теме “ Грибы. Периоды осени”
2. Развитие связной речи
3. Развивать общую моторику /координацию и ловкость/
Коррекционные :
1. Формировать артикуляционные уклады для постановки звуков всех групп
2. Продолжить учить разгадывать загадки
3. Продолжить учить разгадывать кроссворды
4. Продолжить учить подбирать однокоренные слова
5. Продолжить формировать умение самостоятельно составлять описательный рассказ о предмете со зрительной опорой на схематический план
6. Развивать умение координировать речь и движения пальцев рук
7. Развивать умение дифференцировать на слух понятия “звук”, ”слог”, ”слово”.
8. Развивать слоговой синтез и навык осознанного чтения
9. Развивать коммуникативные навыки общения для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к занятиям
2. Воспитывать умение слушать себя, логопеда и окружающих
3. Воспитание усидчивости
4. Воспитание умения сотрудничать / работать в парах/
Оборудование
Демонстрационный материал: ПК с изображением Волшебницы-Осени, загадки, кроссворд, фломастер, мяч, схематический план описательного рассказа о грибах, ПК с изображением грибов /рыжик, мухомор, поганка, лисички, сыроежки, моховики, маслята…/
Раздаточный материал: 12 СК /которые можно крепить на фланелеграф/ с изображением разных периодов осени, разрезные картинки /2-3 части – по количеству слогов в слове/ с изображением грибов с 1 стороны и со слогами с другой.
1. Приветствие, самомассаж подушечек пальцев
Логопед предлагает приготовить пальчики и вспомнить игру про грибочки :
Вылезли на кочке - мизинец
Мелкие грибочки : - безымянный
Грузди и горькушки, - средний
Рыжики, волнушки. - указательный
Выросли опята, - указательный
Скользкие маслята, - средний
Бледные поганки - безымянный
Встали на полянке. - мизинец
Дети проговаривают стихи и выполняют самомассаж подушечек пальцев на каждую стихотворную строчку.
2. Общая арт/гимнаст
Логопед предлагает выполнить артикуляционные упражнения – “Грибок”, ”Гармошка”, ”Лошадка”, ”Звоночек”, и проговорить двустишье о грибах :
Бродит старый дед-грибник,
В роще он бродить привык,
Собирая все горькушки,
Сыроежки и серушки.
Дети выполняют артикуляционные упражнения для звуков [р, р’], и все вместе четко проговаривают четверостишье.
3. Периоды осени /пары/
Вчера к нам в гости приходила Волшебница-Осень. Какие осенние месяцы вы знаете?
- Сентябрь, октябрь, ноябрь
Еще мы разговаривали о периодах осени, мы узнали, что осень бывает…
- ранняя, золотая и поздняя
Сейчас вы разделитесь на пары /или тройки/.
Логопед раздает по 6 СК каждой подгруппе детей.
- Разделите эти картинки на 3 группы, найдите раннюю, позднюю и золотую осень. Когда закончите – поднимите руки.
Дети в парах или тройках рассматривают картинки и делят их на 3 группы, проверяя друг друга.
Логопед просит 2 детей из разных подгрупп вывесить на фланелеграф СК с изображением ранней осени.
Дети вешают картинки и отвечают по очереди, дополняя ответы друг друга.
- Это ранняя осень, потому что мы видим много зеленой листвы, деревья только начинают желтеть, и трава еще зеленая, но на дорожках уже есть опавшие листья.
Логопед просит 2 детей из разных подгрупп вывесить на фланелеграф СК с изображением золотой осени.
- Это золотая осень, потому что все деревья сменили окраску, стали желтыми и красными, разноцветными, зеленого цвета почти нет.
Логопед просит 2 детей из разных подгрупп вывесить на фланелеграф оставшиеся картинки.
Ребята прикрепляют, называют период и поясняют свой выбор.
4. Объясни поговорку
Почему так говорят: Лесная сторона не только волка, но и мужика до сыта накормит.
Дети отвечают: Потому, что в лесу могут и люди охотиться. Грибы с ягодами собирать и запасы на зиму делать.
5. Разгадывание загадок и заполнение кроссворда
Волшебница - Осень оставила вам загадки о грибах, давайте разгадаем их и вы заполните этот кроссворд.
Логопед загадывает загадки:
Стоит Егорка – конопатая головка,
Никуда не шагает, только мух отгоняет. (Мухомор)
Бледная она стоит,
У нее съедобный вид.
Принесешь домой - беда,
Будет ядом та еда.
Знай, что этот гриб - обманка,
Враг наш - бледная. (поганка)
В хвойном лесу растет паренек,
В рыженькой шляпке рыжий грибок.
Стоит задеть и из рыженькой ножки
Вдруг побегут рыже-рыжие слезки. (Рыжик).
Под листами на поляне
В прятки девочки играли.
Притаились три сестрички,
Светло-желтые … (лисички)
Осень, дождь на целый день,
Листопад и мокротень.
Только им не зябко -
Одноножкам в шляпках. /грибы/
Дети поднимают руки, кого спросили – отвечает и выходит к кроссворду, вписывает ответ в нужную строчку или столбец.
6. Физ/минутка с мячом /родные слова/
А сейчас вставайте, поиграем с мячом. Соберем всю семью слова ГРИБ.
- 1- гриб, а много – это… Грибы
- Назови ласково… Грибок
- Еще … Грибочек
- Огромный гриб – это… Грибище
- Грибы срезают, чтобы не повредить… Грибницу
- Человек, который собирает грибы… Грибник
- Суп из грибов какой? Грибной
Дети ловят мяч и подбирают однокоренное слово, отвечая на вопрос взрослого:
7. Составление описательного р-за о грибе по схематичному плану
Логопед предлагает ребятам сесть и рассмотреть схемы
- О чем вы будете рассказывать по этим схемам?
Дети поднимают руки и отвечают по очереди, дополняя ответы друг друга.
- Назовем гриб, расскажем, где он растет, как выглядит, какие у него есть части, съедобный или несъедобный, что можно приготовить из съедобных грибов.
А сейчас вы будете работать в командах /парах или тройках/.
Выберете себе гриб, о котором будет рассказывать ваша команда.
Дети совместно выбирают гриб и составляют рассказ. Рассказывают по очереди.
8. Физ/мин + дифференциация понятий звук – слог – слово
А теперь – немножко отдохнем. Что такое звуки - … Дети встают.
- это все, что мы слышим и произносим.
А слоги - …- это части слов, состоят из нескольких звуков.
А слова - ….- состоят из слогов и называют предметы, действия, признаки
Молодцы. Приготовьте ваши ушки: если услышите звук – хлопните 1 раз, слог – топните 1 раз, слово – подпрыгните 1 раз.
- ф, м, д, гри-, нож-, шляп-, пенек, грибы, лес.
Дети слушают, выполняют инструкцию.
9. Собери слово из слогов /пары/ и разрезные картинки
Логопед раздает карточки, разрезанные на 2-3 части /слоги одного слова/, и предлагает составить слово, прочитать и назвать его.
Дети садятся. Работа в команде /2-3 человека/. Дети читают слоги, собирают слово, поднимают руки и называют слово.
4-й лишний по кол-ву слогов /работа в парах/
Логопед вывешивает на фланелеграф 4 картинки с изображением грибов и предлагает определить лишнее слово – по количеству слогов. А слоги – это… части слов. В слове столько слогов, сколько гласных.
Ры-жик, по-ган-ка, му-хо-мор, бо-ро-вик, ли-сич-ки, сы-ро-е-жка, о-пя-та, ма-сле-нок
Лишнее слово – рыжик, потому что в нем 2 слога, а в остальных по 3 слога.
Лишнее слово сыроежка, потому что в нем 4 слога, а в остальных – по 3.
Молодцы.
10. Подведение итогов занятия
Логопед дает оценку работы каждого ребенка и сообщает об окончании занятия.
Дети задвигают стульчики и строятся.