МААМ-картинки

Конспект занятия по лексической теме «Золотая осень»

Любовь Горшкова
Конспект занятия по лексической теме «Золотая осень»

Коррекционно-образовательные цели: Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами (дубок, березка, сложными словами (листопад, ненастье). Формирование навыка слогового анализа слов. Формирование представлений о переносном значении слова (золотая осень).

Публикация «Конспект занятия по лексической теме „Золотая осень“» размещена в разделах

Коррекционно-развивающие: Развитие всех органов чувств и совершенствование умения воспринимать предметы с их окружающей действительностью, посредством органов чувств, связной речи; развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, зрительного восприятия, логического мышлении.

Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: Картинный материал на тему «Осень» (С. В. Вохринцевой, разрезные картинки в конвертах, корзинка с листьями, зеркала, книга Н. В. Нищевой «Веселая артикуляционная гимнастика», карточки-заготовки для упражнения «Лабиринт», мр 3 Железновой «Автобус», простые карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед. (Объяснение темы занятия. Создание эмоционального фона. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами.)

Логопед встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках. Корзинка наполнена разноцветными листьями разных деревьев. Логопед поднимает корзинку на уровень лиц детей и предлагает им понюхать осенние листья, а затем просит детей выбрать каждому по одному листочку и пройти с ним к столу.

Логопед. Первым сядет тот, кто вспомнит название дерева, с которого упал взятый им листок, и назовет это дерево ласково.

1-ый ребенок. Березка.

2-ой ребенок. Осинка.

3-ий ребенок. Дубок.

4-ый ребенок. Рябинка.

Дети выполняют задание логопеда и по очереди садятся за стол.

Логопед. Молодцы! Вы справились с заданием. Положите свои листочки на стол. Расскажите, какие они на вид, на ощупь, как пахнут. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос: «Какие осенние листья

Дети: Осенние листья разноцветные, резные, гладкие, прохладные, пушистые.

Логопед. Верно. Увядающие осенние листья очень вкусно пахнут. Сегодня мы с вами продолжим разговор об осени, о том, почему осень называют золотой, узнаем, какие периоды различают у осени и чем они отличаются друг от друга.

2. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.

(Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Формирование представлений о переносном значении слова (золотая осень).

Логопед рассыпает на столе оставшиеся в корзинке листья.

Логопед. Какой месяц осени заканчивается?

Ребенок. Заканчивается сентябрь.

Логопед. Какой месяц наступит после него?

2-ой ребенок. После сентября наступит октябрь.

Логопед. Какой месяц завершает осень?

3-ий ребенок. Осень завершает ноябрь.

Логопед. Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября, первые десять дней этого месяца называют золотой осенью. А время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло, как летом, особенно днем в солнечные дни. Помните, буквально два дня назад было так тепло, что мы с вами гуляли в кофточках. Хотя по вечерам уже достаточно холодно. Что за явление вы могли наблюдать на прогулке?

1-ый ребенок. Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, багряными.

Логопед. А как называется осеннее явление, при котором падают листья с деревьев?

2-ой ребенок. Листопад.

Логопед. Посмотрите на листья, рассыпанные на столе, и подумайте, почему осень называют золотой?

3-ий ребенок. Когда смотришь на них, то они кажутся золотыми.

Логопед. Правильно. Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали. Золотой осенью тоже бывают ясные и довольно теплые дни. Травы золотой осенью тоже меняют свою окраску, желтеют и начинают засыхать. Меньше становится цветов. Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы начинают отлет. А когда лес потеряет листву и деревья станут голыми, наступит поздняя осень, самая грустная пора, когда уже нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, самый пасмурный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами.

3. Упражнение «Периоды осени».

(Развитие зрительного восприятия, внимания, способности обобщать, связной речи)

Логопед смахивает листья в корзину и выкладывает на столе репродукции картин известных художников.

Логопед. Посмотрите на картины русских художников и определите, на которой из них изображена ранняя осень, на которой – золотая осень, на которой – поздняя осень. Можете посоветоваться, а потом расставьте картины на доске именно в таком порядке.

Дети выполняют задание.

Логопед. Что ж вы меня порадовали, отлично выполнив задание. Что помогло вам правильно выполнить задание? (Ответы детей)

4. Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики. Формирование артикуляторной базы свистящих звуков).

Логопед раздает детям зеркала и предлагает им выполнить несколько упражнений общей артикуляционной гимнастики, уже отработанной на индивидуальных занятиях. Выполняет все упражнения вместе с детьми. Упражнения: «Улыбочка»-«Хоботок», «Лопата», «Накажем непослушный язычок», «Горка»).

5. Подвижное упражнение «Автобус». (Развитие общей моторики)

Логопед. А сейчас я приглашаю вас прокатиться на нашем автобусе и понаблюдать в окошко за осенней природой. Сегодня нашим водителем будет Никита.

Логопед совместно с детьми выполняет уже отработанные движения под логоритмику Железновой «Автобус».

6. Упражнение «Хлопушки».

(Развитие навыка слогового анализа слов).

Логопед приглашает детей к столу.

Логопед. Давайте поиграем в игру «Хлопушки» : прохлопаем слова-названия деревьев и определим, какое слово самое длинное, а какое – самое короткое. Каждое слово состоит из частей. Длинное слово состоит из нескольких частей – хлопков, а короткое – из одной части, одного хлопка.

Дети совместно с логопедом выполняют задание и определяют, длинные и короткие слова по количеству хлопков.

Слова: ря-би-на, о-си-на, дуб, ель, сос-на, клен, бе-ре-за.

Затем логопед просит каждого ребенка прохлопать слово-название дерева и определить, сколько частей в слове.

Логопед. Молодцы! Вы отлично справились и с этим трудным заданием.

7. Упражнение «Сложи картинку». (Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия)

Логопед. Ой, я совсем забыла - сегодня утром приходил в центр почтальон и принес для вас письма. Давайте их откроем и посмотрим, что же там?

Дети выполняют задание.

Логопед. А в них части картинок. Выполните задание почтальона – сложите картинки по образцу.

Дети выполняют задание. Логопед проверяет правильность выполнения.

8. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы (загибают пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листья клена,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем (шагают по столу средним и указательным пальчиком)

9. Упражнение «Лабиринт». (Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия. Активизация словаря)

Логопед раздает заранее заготовленные листочки.

Логопед. Посмотрите внимательно на свои картинки, и подумайте, какие запасы могут делать на зиму все, кто нарисован на картинке. (Ответы детей)

А теперь, возьмите в руки простые карандаши и проверьте свои ответы, дойдя по лабиринту.

Дети выполняют задание.

Логопед. Как вы думаете, что запасает на зиму человек?

(Ответы детей)

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]

Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорит на занятии, чем занимались, какие задания было интересно выполнять. Затем он положительно оценивает работу каждого ребенка.

Публикации по теме:

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Наша мебель» Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Наша мебель» Воспитатель :Шлыкова К. В. Задачи: - обсудить с детьми названия и функции.

Конспект фронтального занятия по лексической теме «Посуда» Конспект логопедического занятия по теме «Посуда» Тема: Посуда» Цель: Обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме: «Посуда».

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по лексической теме «Транспорт» Конспект занятия Лексическая тема «Транспорт». Задачи: Коррекционно-образовательные: Расширение и закрепление представлений о транспорте.

Конспект открытого тематического занятия в подготовительной группе по теме «Осень золотая»Конспект открытого тематического занятия в подготовительной группе по теме «Осень золотая» Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга перед началом занятия. Придумано кем-то просто и мудро при встрече.

Конспект занятия по лексической теме «Транспорт» Лексическая тема: «Транспорт» Цели: Коррекционно – образовательные: - Создать условия для развития речевого общения детей со взрослыми.

«Подарок от Винтика и Шпунтика» конспект занятия по лексической теме «Транспорт» Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему «Подарок от Винтика и Шпунтика», по лексической теме «Транспорт».

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Зимующие птицы» Коррекционно-образовательные цели: Уточнять и расширять представление детей о зимующих птицах, формировать понятие зимующие птицы. Актуализировать.

«Звук [Й], буква [Й]». Конспект занятия по лексической теме «Космос» .

Лексическое подгрупповое занятие по лексической теме «Осень» с использованием технологии БОС Ход занятия Введение в тему занятия - Отгадайте загадку. - Листья желтеют, с деревьев слетают, Прячутся звери в лесу. Ветер холодный всех.

Презентация и конспект занятия по лексической теме «Мебель» [Цели: Уточнение и активизация словаря по теме «Мебель». Коррекционно - образовательные задачи. • Совершенствовать грамматический строй.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по лексической теме «Золотая осень»
Опубликовано: 28 сентября 2018 в 19:20
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД