Любовь Горшкова
Конспект занятия по лексической теме «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели: Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами (дубок, березка, сложными словами (листопад, ненастье). Формирование навыка слогового анализа слов. Формирование представлений о переносном значении слова (золотая осень).
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Коррекционно-развивающие: Развитие всех органов чувств и совершенствование умения воспринимать предметы с их окружающей действительностью, посредством органов чувств, связной речи; развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, зрительного восприятия, логического мышлении.
Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: Картинный материал на тему «Осень» (С. В. Вохринцевой, разрезные картинки в конвертах, корзинка с листьями, зеркала, книга Н. В. Нищевой «Веселая артикуляционная гимнастика», карточки-заготовки для упражнения «Лабиринт», мр 3 Железновой «Автобус», простые карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед. (Объяснение темы занятия. Создание эмоционального фона. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами.)
Логопед встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках. Корзинка наполнена разноцветными листьями разных деревьев. Логопед поднимает корзинку на уровень лиц детей и предлагает им понюхать осенние листья, а затем просит детей выбрать каждому по одному листочку и пройти с ним к столу.
Логопед. Первым сядет тот, кто вспомнит название дерева, с которого упал взятый им листок, и назовет это дерево ласково.
1-ый ребенок. Березка.
2-ой ребенок. Осинка.
3-ий ребенок. Дубок.
4-ый ребенок. Рябинка.
Дети выполняют задание логопеда и по очереди садятся за стол.
Логопед. Молодцы! Вы справились с заданием. Положите свои листочки на стол. Расскажите, какие они на вид, на ощупь, как пахнут. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос: «Какие осенние листья?»
Дети: Осенние листья разноцветные, резные, гладкие, прохладные, пушистые.
Логопед. Верно. Увядающие осенние листья очень вкусно пахнут. Сегодня мы с вами продолжим разговор об осени, о том, почему осень называют золотой, узнаем, какие периоды различают у осени и чем они отличаются друг от друга.
2. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.
(Расширение представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Формирование представлений о переносном значении слова (золотая осень).
Логопед рассыпает на столе оставшиеся в корзинке листья.
Логопед. Какой месяц осени заканчивается?
Ребенок. Заканчивается сентябрь.
Логопед. Какой месяц наступит после него?
2-ой ребенок. После сентября наступит октябрь.
Логопед. Какой месяц завершает осень?
3-ий ребенок. Осень завершает ноябрь.
Логопед. Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября, первые десять дней этого месяца называют золотой осенью. А время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло, как летом, особенно днем в солнечные дни. Помните, буквально два дня назад было так тепло, что мы с вами гуляли в кофточках. Хотя по вечерам уже достаточно холодно. Что за явление вы могли наблюдать на прогулке?
1-ый ребенок. Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, багряными.
Логопед. А как называется осеннее явление, при котором падают листья с деревьев?
2-ой ребенок. Листопад.
Логопед. Посмотрите на листья, рассыпанные на столе, и подумайте, почему осень называют золотой?
3-ий ребенок. Когда смотришь на них, то они кажутся золотыми.
Логопед. Правильно. Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали. Золотой осенью тоже бывают ясные и довольно теплые дни. Травы золотой осенью тоже меняют свою окраску, желтеют и начинают засыхать. Меньше становится цветов. Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы начинают отлет. А когда лес потеряет листву и деревья станут голыми, наступит поздняя осень, самая грустная пора, когда уже нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, самый пасмурный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами.
3. Упражнение «Периоды осени».
(Развитие зрительного восприятия, внимания, способности обобщать, связной речи)
Логопед смахивает листья в корзину и выкладывает на столе репродукции картин известных художников.
Логопед. Посмотрите на картины русских художников и определите, на которой из них изображена ранняя осень, на которой – золотая осень, на которой – поздняя осень. Можете посоветоваться, а потом расставьте картины на доске именно в таком порядке.
Дети выполняют задание.
Логопед. Что ж вы меня порадовали, отлично выполнив задание. Что помогло вам правильно выполнить задание? (Ответы детей)
4. Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики. Формирование артикуляторной базы свистящих звуков).
Логопед раздает детям зеркала и предлагает им выполнить несколько упражнений общей артикуляционной гимнастики, уже отработанной на индивидуальных занятиях. Выполняет все упражнения вместе с детьми. Упражнения: «Улыбочка»-«Хоботок», «Лопата», «Накажем непослушный язычок», «Горка»).
5. Подвижное упражнение «Автобус». (Развитие общей моторики)
Логопед. А сейчас я приглашаю вас прокатиться на нашем автобусе и понаблюдать в окошко за осенней природой. Сегодня нашим водителем будет Никита.
Логопед совместно с детьми выполняет уже отработанные движения под логоритмику Железновой «Автобус».
6. Упражнение «Хлопушки».
(Развитие навыка слогового анализа слов).
Логопед приглашает детей к столу.
Логопед. Давайте поиграем в игру «Хлопушки» : прохлопаем слова-названия деревьев и определим, какое слово самое длинное, а какое – самое короткое. Каждое слово состоит из частей. Длинное слово состоит из нескольких частей – хлопков, а короткое – из одной части, одного хлопка.
Дети совместно с логопедом выполняют задание и определяют, длинные и короткие слова по количеству хлопков.
Слова: ря-би-на, о-си-на, дуб, ель, сос-на, клен, бе-ре-за.
Затем логопед просит каждого ребенка прохлопать слово-название дерева и определить, сколько частей в слове.
Логопед. Молодцы! Вы отлично справились и с этим трудным заданием.
7. Упражнение «Сложи картинку». (Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия)
Логопед. Ой, я совсем забыла - сегодня утром приходил в центр почтальон и принес для вас письма. Давайте их откроем и посмотрим, что же там?
Дети выполняют задание.
Логопед. А в них части картинок. Выполните задание почтальона – сложите картинки по образцу.
Дети выполняют задание. Логопед проверяет правильность выполнения.
8. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы (загибают пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листья клена,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем (шагают по столу средним и указательным пальчиком)
9. Упражнение «Лабиринт». (Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия. Активизация словаря)
Логопед раздает заранее заготовленные листочки.
Логопед. Посмотрите внимательно на свои картинки, и подумайте, какие запасы могут делать на зиму все, кто нарисован на картинке. (Ответы детей)
А теперь, возьмите в руки простые карандаши и проверьте свои ответы, дойдя по лабиринту.
Дети выполняют задание.
Логопед. Как вы думаете, что запасает на зиму человек?
(Ответы детей)
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорит на занятии, чем занимались, какие задания было интересно выполнять. Затем он положительно оценивает работу каждого ребенка.