Немцева Анна Николаевна
«Составление описательного рассказа на тему «Зима». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Составление описательного рассказа на тему «Зима». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Цель: обучение составлению описательного рассказа.
Задачи:
Образовательные:
• учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные и сложные);
• учить подбирать определения к заданным словам;
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2025
• совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ);
• активизировать употребление слов противоположного значения;
• добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки [ц] и [ч];
• учить подбирать слова на определенный звук;
• учить пользоваться вопросительной интонацией;
• учить делить трехсложные слова на слоги.
Развивающие:
• развивать связную речь;
• развивать монологическую форму речи;
• развивать мышление, память.
Воспитательные:
• воспитывать умение не перебивать взрослых и детей;
• воспитывать чувство взаимопомощи;
• воспитывать заботливое отношение к близким людям;
• воспитывать интерес к художественной литературе.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Оборудование:
Демонстрационный материал: опорные схемы для составления описательных рассказов, снежинка, снежинки из бумаги, снежки из ваты и марли.
Раздаточный материал: рабочая тетрадь, простой карандаш.
Содержание организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент
Воспитатель: Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу!
Воспитатель: Ребята сегодня я вам предлагаю отправиться в загадочную страну.
Раз, два, три - места на коврике займи, глазки закрой и замри. (Все дети занимают места на ковре и закрывают глазки)
По дорожкам я брожу и внимательно гляжу,
Тук - тук - тук, кто в домике живет? (Ребенок отвечает)
Просыпайся, улыбайся и в вагончик превращайся. (Вагончик цепляется)
Чу-чу, ца-ца,
Чу-чу, ца-ца, поезд едет не спеша. (Подъезжаем к следующему ребенку)
Тук-тук-тук, кто в домике живет? (Ребенок отвечает и цепляется)
Собрать всех детей в паровозик.
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, какой у нас длинный паровозик. А сейчас наш паровоз сломался и вагончики отцепились и разъехались в разные стороны. (Дети расходятся по группе)
Воспитатель: Пришел механик и починил паровоз:
Тук-тук-тук.
Раз, два, три - свои места друг за другом займи. (Дети восстанавливают последовательность)
Чу-чу, ца-ца,
Чу-чу, ца-ца, поезд едет не спеша.
Воспитатель: Наш паровоз прибыл к месту назначения, присаживайтесь. (Дети садятся на стульчики)
2. Основная часть
Методические приемы
Воспитатель: Я вам сейчас прочту стихотворение, а вы внимательно послушайте и ответьте, о чем в нем говорится.
Так недавно к нам в оконце
Каждый день глядело солнце.
А теперь пора настала –
В поле вьюга загуляла.
Разбежалась с песней звонкой,
Все укрыла, как пеленкой,
Запушила снежным пухом –
Стало всюду пусто, глухо.
Не звенит река волною
Под одежкой ледяною;
Лес притих, глядит тоскливо,
Птиц не слышно хлопотливых. ( «Зима» Я. Купала)
Воспитатель: В какую страну мы попали? (Снежная страна, зимняя страна)
Составление сложноподчиненных предложений
Воспитатель: Как все непросто в этой стране, сможете ли вы мне объяснить почему? (Ответы детей). Дети продолжают предложения, объясняя почему.
Воспитатель: Утром кругом было белым-бело, потому что … (наступила зима, ударили морозы, ночью шел снег и т. д.)
Воспитатель: Люди одеты в теплую зимнюю одежду, потому что…(на улице морозно, холодно, кругом лежит снег и т. д.)
Воспитатель: Лисе и волку зимой трудно найти себе добычу, потому что …(многие звери впали в спячку и их не отыскать под толстым слоем снега, снег заметает следы зверей, заяц сменил серый мех на белый…и т. д.)
Воспитатель: Дети любят зиму, потому что … (зимой можно играть в различные зимние забавы: лепить снежную бабу, играть в снежки, кататься на коньках, санках и лыжах, строить снежную крепость; зимой наступает праздник Новый год и Дед Мороз дарит всем подарки и т. д.)
Дети могут дополнять ответы друг друга.
Физкультминутка
Закружились, завертелись
Белые снежинки. (Покружиться на месте)
Вверх взлетели белой стаей (Руки поднять)
Белые пушинки. (Покружиться на носках)
Чуть затихла злая вьюга, (Опустить руки, встать прямо)
Улеглись повсюду, (Присесть, руки к полу)
Заблистали, словно жемчуг (Встать, руки вперёд)
Все дивятся чуду. (Развести руки в стороны)
Заискрились, засверкали (Руками выполнить движение «ножницы»)
Белые подружки.
Заспешили на прогулку (Шаги на месте)
Дети и старушки.
Дидактическая игра «Скажи, какой?»
Воспитатель: Ребята, я нашла очень красивую снежинку. Снежинку будем мы передавать и слова подбирать. Начнем.
Воспитатель: Снег, какой? (Белый, белоснежный, блестящий, серебристый, холодный, рыхлый, глубокий, грязный)
Воспитатель: Зима, какая? (Снежная, холодная, морозная, студеная, русская, теплая, продолжительная, запоздалая, голодная)
Воспитатель: Мороз, какой? (Сильный, крепкий, лютый, трескучий, жестокий, легкий)
Составление описательного рассказа о зиме по опорной схеме.
Примерный рассказ по опорной схеме.
Вот и наступила зима. Солнце зимой тусклое, светит мало и не греет. Дни стали короткие, а ночи длинные. Снег покрыл землю, дома, деревья пушистым белым одеялом. Часто падает густой снег - это явление называется снегопад. Холодный ветер со снегом наметает большие сугробы. Бушуют вьюги и метели. Зимой водоемы затянутым крепким льдом. Деревья стоят в инее. Подготовились к зиме звери. Медведь спит в берлоге, еж - в норке, они впали в спячку. Лиса поменяла свою шубку на теплую. Заяц переоделся в белую шубку, а белка в серую, так они защищаются от врагов. Зимующие птицы прилетели поближе к жилью человека. Люди приготовили кормушки и подкармливают птиц. Воздух стал холодным и морозным. Люди надели зимнюю одежду. Наконец-то можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах и коньках, строить снежную крепость и лепить снеговика.
Зимой дети и взрослые наряжают елку и встречают Новый год.
Слушаем рассказы 3-4 детей.
Воспитатель: Ребята, поиграем в игру «Скажи наоборот».
Летом дни жаркие, а зимой -…
Весной лёд на реке тонкий, а зимой -…
Летом дни длинные, а зимой -…
Снег мягкий, а лёд -…
Летом солнце греет, а зимой -…
Одни сосульки длинные, а другие -…
Воспитатель: Ребята послушайте веселые стихотворения.
Черной ночью черный кот
Прыгнул в черный дымоход.
В дымоходе чернота,
Отыщи-ка там кота!
Воспитатель: Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? (Ответы детей)
Воспитатель: Назовите слова, в которых есть звук [ч]. (Ответы детей)
Воспитатель: Звуки на письме обозначаются буквами. Для обозначения звука [ч] используют заглавную (прописную) букву Ч и строчную букву ч.
Ребята, откройте тетради. Прежде чем работать в тетради, надо размять пальцы.
Пальчиковая гимнастика
Девочки и мальчики
Расправьте свои пальчики.
Пополам согните,
В кулачки сожмите,
Расправьте ладошки
И встряхните немножко.
Воспитатель: Положите тетрадь правильно, под углом. Возьмите карандаш и заштрихуйте буквы Ч ч.
Практическая деятельность детей.
Воспитатель: Обведите картинки, в названиях которых есть буква Ч.
Воспитатель: Послушайте, еще одно стихотворение.
Над селом метелица
Белым снегом стелется,
Замела всё озерцо,
Запорошила сельцо.
Воспитатель: Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? (Ответы детей)
Воспитатель: Назовите слова, в которых есть звук [ц].
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, занимайте свои места.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в наш любимый сад.
3. Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: О чем говорили? (Ответы детей)
Воспитатель: Какие задания выполняли? (Ответы детей)
Воспитатель: С какими звуками придумывали слова? (Ответы детей)
Воспитатель: Что нового узнали? (Ответы детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)