Снежана Ключко
Конспект занятия по развитию сенсорных процессов «Органы чувств» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Структурное подразделение «Центр развития ребенка – детский сад
«Сказка» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Планета детства»
Конспект по развитию сенсорных процессов на тему «Органы чувств»
Воспитатель: Ключко С. В.
2024г.
Тема: Органы чувств
Публикация «Конспект занятия по развитию сенсорных процессов „Органы чувств“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Возрастная группа: старшая подготовительная
Цель: рассказать и показать детям об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.
1. Задачи:
Обучающая:
1. Уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии окружающего мира
Развивающая:
1. Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
2. Развивать исследовательские навыки и умения, обобщать имеющиеся представления о функциях органов.
Воспитательная:
1. Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств.
Планируемый результат занятия: закрепить и проверить полученные знания детей.
Ход занятия
1. Приветствие.
Воспитатель: «Здравствуйте ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, они хотят посмотреть, как мы с вами занимаемся!»
Я рада вас видеть и очень хочу работать с вами, но прежде чем начать наше занятие поздороваемся с нашими гостями.
Поздоровайтесь друг с другом.
Дети: Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимаются)
2. Постановка темы и задач урока
В: Сегодня на занятии мы будем исследователями. Нам нужно очень многое узнать.
[b Исследовательская деятельность[/b]
Исследование 1 «Нарисуем себя»
Цель:
• Активизация зрительного восприятия
• Формирование фиксации взора
• Развитие тактильных ощущений, самосознания и мелкой моторики.
В: Посмотрите на себя в зеркало, потрогайте свое отражение. Можете погладить себя.
Нарисуйте на зеркале свое лицо. (Ребенок обводит на зеркале контур своего лица, рисует части лица: глаза, брови, губы и т. д).
После рисования дети рассматривают свои рисунки
- Что вы нарисовали?
- А что нарисовали на лице?
- Чем похожи рисунки (у каждого имеется голова, глаза, нос, уши)
- Чем отличаются (цветом глаз, формой губ, бровей, носа)
- Какой можно сделать вывод: У каждого человека имеется нос, глаза, уши, руки, рот.
Как вы думаете, для чего они нужны?
- Посмотрите на иллюстрации и назовите, что видите.
Все это органы человека, точнее органы чувств.
Давайте поставим задачи
-Наша задача:
Узнать органы чувств.
Определить для чего человеку необходимы глаза, уши, нос, рот, руки.
А так как мы исследователи, будем определять путем выполнения различных заданий. Узнаем, как мы познаем мир с помощью органов чувств.
- Всего у человека 5 органов чувств:
- орган зрения – глаза;
- орган слуха – уши;
- обоняния – нос;
- осязания – кожа.
У нашего волшебного организма тоже есть волшебная одежда – наша кожа. Она защищает наш организм от перегрева, переохлаждения, микробов и грязи. А еще помогает нам чувствовать, различать, ласковые, нежные, холодные, горячие, болевые прикосновения. Самая чувствительная кожа на кончиках пальцев рук. И поэтому нам хочется все потрогать, пощупать. Когда мы ласкаем кошку, нам приятно её гладить и ощущать тепло кожи руки.
- вкуса – язык.
Вывод: Глаза, рот, нос, уши - это всё части организма - его органы и с их помощью мы познаем окружающий нас мир.
Сейчас мы проведем эксперименты и узнаем, как работают наши органы чувств
Исследование 2. «Определи предмет»
Вызывается ребенок. Завязываются ему глаза, руки прижаты к телу. Перед ребенком кладутся предметы.
В: - Я буду класть предметы на стол, а ты будешь их называть.
- А вы, ребята, не подсказывайте.
- Назови предметы, лежащие на столе. (игрушка мишка)
- Почему он не может назвать? (не видит)
- А потрогать он может?
(чтобы назвать предмет его надо увидеть, потрогать, попробовать)
- Чем мы можем потрогать? (руками)
- Потрогай, попробуй руками определить что это.
- А что это за игрушка? Какого цвета?
- Почему не можешь ответить на вопрос.
- Открой глаза- назови игрушку.
Вывод: Чтобы определить предмет нам нужно потрогать его, увидеть. И в этом нам помогают органы чувств. Если предмет не потрогать, не увидеть мы не сможем определить что это.
Исследование 3 «Волшебный мешочек»
Для чего нужны нам руки?
Задача исследования: Определить функции органов и их необходимость
Опыт 1: в 1 мешочке определяем форму предметов с закрытыми глазами
- что ты можешь сказать об этом предмете? (круглый, твердый, маленький)
- С помощью чего ты определил свойства предмета (с помощью рук)
Давайте проверим чувствительность ваших пальцев.
- Оденьте перчатку и потрогайте ткань, какая она? (гладкая, шершавая, тонкая, толстая). А теперь потрогайте рукой без перчатки. Что можно сказать про ткань.
- а горячий утюг вы бы потрогали?
Вывод: С помощью кожи – на руках мы можем определить предмет и его свойства, (форму, размер). Это очень важно для полного восприятия свойства предмета, картины
- Перед вами различные предметы. Обследуйте их и опишите, что чувствуете
Игрушка, фрукт, ежик, стакан
Игрушка мягкая- твердая
Что вы чувствуете на ощупь? Этот предмет — легкий или тяжелый, мягкий или твердый, пушистый или гладкий, теплый или холодный?
Вывод: С помощью рук мы можем определить предмет и его свойства, (форму, размер). Это очень важно для полного восприятия свойства предмета, картины
Опыт 2: – Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами, скажите, какой предмет я убрала (выставляется на стол игрушка)
– Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос? (Мы ничего не видели)
- Какого предмета не хватает?
Посмотрите вперед. Что видите?
Назад. Что видите?
Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей.)
- Догадайся, какого цвета яблоко в пакете?
- Мы можем дать правильный ответ? Почему? (не видим)
- С помощью какого органа мы можем определить цвет? (глаз)
- Откройте пакеты назовите цвет и размер яблока- назовите цвет яблока.
- Для чего нужны глаза?
Вывод: – При помощи глаз мы познаём красоту окружающего нас мира. Глаза помогают нам видеть различные цвета. С помощью глаз мы различаем формы и величину предметов; можем читать книги, журналы, видеть красивые картины.
Глаза –это орган зрения. С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире.
Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Глаза нужно беречь, они тоже устают. Выполним гимнастику для глаз.
Опыт 3
Игра «Определи звук» (из мешочка достаем погремушку, колокольчик,
— Что за звуки вы слышали?
Что бы лучше представить посмотри фильм.
Ответы детей.
В: Когда вы ощущаете различные звуки (шумы, музыку, речь, у вас возникают слуховые ощущения. Через какую часть тела поступают они?
Дети. Через уши.
«Угадай, чей голос?»
В: Дети, представьте, что вы сейчас в лесу, я кричу вам всем: «Ау!»
Дети отвечают: «Ау!»
В: Дима, глазки закрывай, кто позвал тебя, узнай.
Ребенок закрывает глаза, а в это время психолог, молча, подает знак другому ребенку, который произносит: «Дима, ау!». Дима слушает, кто его позвал, угадывает позвавшего.
Игра повторяется 2-3 раза.
В: Что же, вы отлично справились!
Правильно! Как вы думаете, для чего нам нужны ушки?
Дети: Чтобы все вокруг слышать!
Вывод: Звук можно определить с помощью ушей. Это очень важно для полного восприятия свойства предмета, картины
Опыт 4
Проведем эксперимент. Проверим, сможете ли вы определить по запаху, что находится в этих баночках (мыло, лимон, лук, мандарин)
Молодцы! Какие запахи бывают? (Сильные, слабые, приятные, резкие)
Вывод: Нос – это орган обаняния, с помощью него мы можно определить запах
- Весной вы бегаете раздетые, часто болеете. Чтобы не болеть выполним дыхательную гимнастику. Будем вдыхать аромат масла эвкалипта.
Ароматерапия
Опыт 5
– Посмотрите, послушайте, понюхайте. Можете ли вы определить с помощью зрения, обоняния, слуха, что в стаканчиках? (Нет)
– Значит, нам необходимо ещё одно исследование – на вкус.
- Вы можете сказать, какая жидкость на вкус? Почему? Да, надо попробовать. А чем мы пробуем еду, жидкость на вкус? Правильно, языком.
Сначала вспомним какие вкусы мы знаем?
Раздаю 2 стакана с водой – сладкой, простой)
Попробуйте. Что вы ощущаете? (Дети определяют по вкусу: в каком стакане сладкая вода, соленая, простая)
– Какой орган помог вам почувствовать вкус жидкости?
– Попробуем дать научное определение этому органу: язык – орган вкуса.
В тарелочке нарезанные продукты. Я предлагаю определить вкус.
- Как можно определить вкус? (попробовать)
Пробуют, называют фрукт.
Вспомним вкусовые качества которые изучали
- С помощью каких органов мы определим вкус (с помощью рта, языка)
Вывод: С помощью языка мы можно определить вкус. Это очень важно для более точного восприятия свойства предмета, картины.
Итак, какой можно сделать общий вывод: глаза, уши, нос, рот (язык, руки помогают человеку определить цвет, вкус, звук, запах, форму, т. е. для получения полной информации об объекте, явлении и т. д., что очень важно для полного восприятия свойства предмета, картины
Вывод: Каждый орган выполняет определенную функцию, без которой человеку пришлось бы трудно жить.
Подведем итог наших практических заданий: У человека имеются определенные органы, необходимые для получения полной и точной информации об окружающем мире.
- как вы думаете, нужно ли заботиться о здоровье этих органов?
- Мы должны бережно относится к органам чувств. Беречь глаза от переутомления, нос от попадания инородных предметов, чтобы не попасть в больницу.
На прощание я хочу угостить вас яблоками, которые содержат очень много витаминов. Они полезны для всех наших органов.