Ольга Ильина
Конспект занятия по развитию речи «Заучивание стихотворения В. Степанова «Декабрь»
Цель: учить детей запоминать и воспроизводить стихотворение Степанова «Декабрь» с опорой на мнемотаблицу.
Задачи:
1. Образовательные: Познакомить детей со стихотворением Степанова «Декабрь»; Закреплять навыки связной речи, грамматический строй речи (употребление прилагательных в речи); Закреплять понятия об основных признаках зимы.
2. Развивающие: Формировать навык читать стихи выразительно; развивать произвольную память детей; учить запоминать стихи осознанно; развивать умение составлять схему к содержанию стихотворения; развитие мышления, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, речевого слуха и памяти.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Заучивание стихотворения В, Степанова „Декабрь“» размещена в разделах
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
3. Воспитательные : воспитывать интерес к поэтическим произведениям; воспитывать познавательный интерес, вежливость и доброжелательность; формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, организованного поведения.
Материал: иллюстрация с изображением зимы; мяч; письмо; демонстрационные карточки для составления мнемотаблицы.
Раздаточный материал: индивидуальные карточки для составления мнемотаблиц; простые карандаши, стирательная резинка
Ход:
1 часть: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. А теперь мы поздороваемся друг с другом:
«Веселое приветствие». Дети стоят в кругу, здороваются с соседями справа и слева пальчиками, ладошками, локтями, носиками и т. д.
Воспитатель: Читает загадку:
1 загадка: Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (зима)
А как вы догадали, что это зима?
2 загадка: Кто седой Зимы слуга,
Снегом сыплет на луга?
В гости кто зовет мороз,
Прячет вьюгу средь берез?
Дарит Елку и веселье
Январю на новоселье? (Декабрь)
А как вы догадались, что это декабрь?
Ребята скажите, какое сейчас время года (зима)
Воспитатель выставляет перед детьми репродукцию картины на тему «Зима»
- Расскажите, по каким признакам можно узнать, что на улице зима?
Сейчас, мы поиграем с зимними словами.
- Послушайте правило: Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяете это же слово, но ставьте перед ним слова «зимний, зимняя, зимнее»:
месяц - зимний месяц,
погода - зимняя погода,
настроение - зимнее настроение,
куртка- зимняя куртка
дерево - зимнее дерево
день - зимний день
Молодцы, как быстро и точно вы отвечали
Ребята сегодня утром нам в группу пришло письмо. Давайте я его вам прочту. (Текст письма: Здравствуйте ребята, пишет вам Незнайка из цветочного города. В нашем городе скоро начнется конкурс чтецов, а совсем не знаю как можно быстро выучить стихотворение. Знайка сказал, что ребята в детском саду могут мне помочь. Помогите пожалуйста. Жду вашего ответа)
Ну, что ребята поможем Незнайке?
2 часть:
Воспитатель читает стихотворение: Владимир Степанов «Декабрь»
Стынут ветви у берез,
По утрам трещит мороз.
Ну а мишке все равно -
Он в берлоге спит давно.
Ребята, о чём это стихотворение? (это стихотворение о зиме)
Какие слова, строчки в стихотворении подсказывают вам, что оно о зиме? (Стынут ветви у берез; по утрам трещит мороз; медведь спит в берлоге)
Ребята, а что значит стынут ветви у берез?
Ребята, а какое настроение у стихотворения?
Как вы думаете, почему?
3 часть: Для того, что бы нам быстро запомнить это стихотворение, мы с вами нарисуем схематические картинки (а ты кукла Катя запоминай)
Дети садятся за стол, каждому раздается индивидуальные карточки для составления мнемотаблиц; простые карандаши, стирательная резинка.
Ребята перед вами листок разделен на 4 части:
Как думаете, каким символом, можно обозначить первую строчку стихотворения? (слушаю предложения детей, затем зачитываю строчку из стихотворения и прикрепляю листочек на доску, так выкладываем всё стихотворение по порядку)
Под №1 мы нарисуем схему к строчке: «Стынут ветви у берез»
Под №2 нарисуем схему к строчке: «По утрам трещит мороз»
Под №3 нарисуем схему к строчке: «Ну а мишке все равно»
Под №4 нарисуем схему к строчке: Он в берлоге спит давно.
Нарисовали, покажите друг другу. Молодцы.
4 часть:
Ребята давайте попробуем теперь рассказать выразительно стихотворение по своей схеме (а может кто-нибудь пока рисовал, запомни его и подсказка не нужна). Спрашиваю 2-3 ребенка.
- Смотрю вы немного устали? Поиграем!:
Физминутка: «Зимой»
Мы погреемся немножко, Натираем плечи
Мы похлопаем в ладошки, Хлопаем в ладоши
Ножками потопаем Топаем на месте
И себя похлопаем. Хлопаем по коленям
Отдохнули немного, кто еще хочет прочитать стихотворение. (читают дети которых не спросили, первый раз)
Итог: Ребята, со всеми заданиями Вы справились. Мне было очень приятно с вами общаться.
Давайте поделимся своими впечатлениями. А предложение начнете с таких слов:
Мне было интересно…
Я научился…
Теперь я могу …
У меня получилось…
Ребята, а вы не забыли про Незнайку, давайте мы соберем наши схемы- подсказки и отправим ему в цветочный город. Я думаю он очень обрадуется.