ЛЮДМИЛА ПЛАКСИНА
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Весёлый снеговик»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСТРУКТ организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми[/b]
Тема: ВЕСЁЛЫЙ СНЕГОВИК.
Возрастная группа : вторая младшая
Вид ОД: развитие речи
Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная
Образовательная область: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Публикация «Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе „Весёлый снеговик“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Снеговик
- Снеговик. Конспекты по развитию речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Форма проведения: «Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок методами ТРИЗ»
Технология: Методика Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. «Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок».
Формы организации деятельности детей: фронтальная, индивидуальная
Средства:
Наглядные: серия картинок «Как ребёнок лепил снеговика», схемы этапов работы с серией картинок «Снеговик»
Предметные: клеевые карандаши по количеству детей, лист бумаги с нарисованным снеговиком, вырезанные детали для украшения снеговика (варежки, ведро, шарфик) по количеству детей.
Планируемый результат: Дети с интересом слушают воспитателя и друг друга, доброжелательно относятся друг к другу, у них развиты эстетические чувства. У детей развита моторика речедвигательного аппарата, связная речь (диалогическая форма). Они принимают активное участие в разговоре во время рассматривания картинок. У детей развито художественное восприятие. Они раскладывают серию картинок, слева направо в одну линию. Дети демонстрируют умение слушать воспитателя и друг друга; определяют место действия объектов на каждой картинке; вступают в речевые контакты с воспитателем и отвечают на вопросы; определяют место действия объектов на каждой картинке; определяют время событий, изображенных на картинках; находят героев и объекты на всех картинках серии; делают обобщения; называют действия героя и делают умозаключения, устанавливают логическую последовательность действий, опираясь на сюжет каждой картинки; составляют связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок; проявляют желание, активно включаются в речевой процесс взаимодействия; проявляют инициативность, отвечая на вопросы.
Цель: развитие речи у дошкольников в процессе составления рассказов по серии логических картинок методами ТРИЗ.
Задачи совместной образовательной деятельности Задачи с учётом воспитанников группы
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес детей слушать воспитателя и друг друга.
2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
3. Воспитывать эстетические чувства детей.
Развивающие :
1. Развивать моторику речедвигательного аппарата.
2. Развивать связную речь (диалогическую форму речи).
3. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания картинок.
4. Развивать художественное восприятие.
Обучающие:
1. Научить детей раскладывать серию картинок слева направо без учёта последовательности сюжета и по схеме узнавать игровое действие.
2. Научить детей определять место действия объектов на каждой картинке; по схеме этапа узнавать игровое действие.
3. Научить детей определять время событий, изображенных на картинках.
4. Научить ребенка находить сквозных героев и объекты на всех картинках серии; учить делать обобщения.
5. Научить детей называть действия героев и делать умозаключения, с какой целью совершаются эти действия.
6. Учить детей устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжет каждой картинки.
7. Учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок.
8. Научить ребенка выделять последовательность действии, необходимых для составления логически верной версии по серии картинок.
9. Учить детей анализировать свою деятельность.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО) :
Полноценное проживание всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития.
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования).
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания:
Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема.
Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности
Принципы развития речи : принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития; принцип обогащения мотивации речевой деятельности; принцип обеспечения активной, речевой практики.
Методы и приё мы : беседа, демонстрация, подсказ, вопросы, рассказывание, рассматривание.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368с.
3. Сидорчук Т. А, Лелюх С. В, Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок: методическое пособие 2-е изд., испр. и доп. -М. : АРКТИ, 2010с. : ил. (Растем умными (Технология ТРИЗ)
Последовательность деятельности:
1. Организационно- мотивационный
Задача: организовать детей на предстоящую деятельность.
Деятельность педагога:-Здравствуйте, Ребята. Вы слышите, к нам кто-то идёт в гости (заходит снеговик). Кто это?
(Снеговик.)
Снеговик : Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам за помощью. Помогите мне узнать, как я родился (появился на свет? У меня есть картинки, но они все перепутались.
- Поможем, ребята, Снеговику?
Снеговик : Ребята, хотите научиться делать зарядку для языка?
(Артикуляционная гимнастика)
Деятельность детей:Дети приветствуют воспитателя и Снеговика.
Дети эмоционально реагируют, отвечают на вопросы.
Планируемый результат:Дети готовы к предстоящей деятельности.
2. Этап организации системы игр и творческих заданий по освоению метода
Задача: побуждать детей на совместную деятельность
2.1 Этап
“Паровозик из картинок”
Задача: научить детей раскладывать серию картинок слева направо без учёта последовательности сюжета и по схеме узнавать игровое действие.
Воспитывать интерес детей слушать воспитателя и друг друга.
Деятельность педагога:-Ребятки, подойдите к Снеговику, возьмите по одной картинке и разложите их аккуратно на столе слева направо.
Дети раскладывают картинки слева направо в произвольном порядке.
- Ребята, что мы сейчас сделали? (разложили картинки аккуратно слева направо).
Воспитатель закрепляет на доске схему.
-Ребята, посмотрите на эту схему и запомните её. Она говорит нам: «Надо разложить паровозик из картинок»».
-Ребята, теперь я скажу правило игры: до картинок нельзя дотрагиваться. Пока я не скажу.
-Схема 1 (Паровозик)
Планируемый результат:Дети раскладывают серию картинок, слева направо в одну линию;
Дети внимательно рассматривают
Схему и запоминают как мыть ручки. Дети демонстрируют умение слушать воспитателя и друг друга.
2.2 Этап
“Назови место, где происходят события”
Задача: - научить детей определять место действия объектов на каждой картинке;
по схеме этапа узнавать игровое действие
Деятельность педагога:- Ребята, как вы думаете, где происходит действие? Дома, на улице, у кого-то в гостях или в садике, а может быть ещё где-то?
(На улице, в парке, во дворе)
- Ребята, посмотрите на эту схему и запомните её. Она говорит нам: «назови место, где происходят события»
-Схема 2 (Место событий)
Деятельность детей:Дети отвечают на вопросы и высказывают свое мнение.
Планируемый результат:Дети определяют место действия объектов на каждой картинке;
Дети вступают в речевые контакты с воспитателем и отвечают на вопросы.
2.3 Этап
“Определи время событий”
Задача: - научить детей определять время событий, изображенных на картинках.
Деятельность педагога:
- Ребята, определите время года, когда может происходить действие, изображенное на картинках. Почему вы так думаете?
-Ребята, как вы думаете, события, которые изображены на картинках, когда происходят – днём, вечером, ночью…
-Ребята, посмотрите на эту схему и запомните её.
Она говорит нам: «Определи время событий».
Схема 3 (Время события)
Деятельность детей:Дети слушают, выражают собственные мысли.
Планируемый результат:Дети определяют время событий, изображенных на картинках.
2.4 Этап “Найди общих героев на всех картинках”
Задача: - научить ребенка находить сквозных героев и объекты на всех картинках серии;
- учить делать обобщения (в событиях всегда есть действующие лица и предметы).
Деятельность педагога:-Ребята, присмотритесь к картинкам, как вы думаете, кто здесь главный герой?
(мальчик)
- Главный герой тот, кто нарисован на всех картинках. Правильно!
Может мы дадим имя мальчику. Как мы назовём его? ….)
(Вася, Петя)
-Расскажите, во что мальчик одет?
Какая у мальчика шапочка? Расскажите.
….
- Посмотрите, что еще нарисовано на этих картинках?
(Снеговик, ведерко, снежные комки, снег)
- Ребята, посмотрите на эту схему и запомните её. Она говорит нам: «Найди героя и предметы на всех картинках».
Схема 4 (Найти героев)
Деятельность детей:Сосредотачивают внимание. Практикуются в осуществлении выбора.
Планируемый результат:Дети находят героев и объекты на всех картинках серии;
делают обобщения (в событиях всегда есть действующие лица и предметы).
2.5 Этап “Назови действия героя и догадайся, зачем он это делает”
Задача: - научить детей называть действия героев и делать умозаключения, с какой целью совершаются эти действия.
Деятельность педагога:- Ребята, возьмите в руки каждый по одной картинке. Какие действия героя изображены?
-Ребята, посмотрите на эту схему и запомните её. Она говорит нам: «Назови действия героя и догадайся, зачем он это делает».
Схема 5 (Назвать действие)
Деятельность детей:Рассказывают, объясняют.
Планируемый результат:Дети называют действия героя и делают умозаключения, с какой целью совершаются эти действия.
2.6 Этап “Что за зачем?”
Задача: - учить детей устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжет каждой картинки.
Деятельность педагога:- Ребята, как вы думаете, какая картинка будет первая, что мальчик делает сначала? Почему?
- Катает комки снега.
- А потом что он будет делать?
- составляет один ком на другой
- А дальше что будет мальчик делать?
(украшает снеговика, делает нос, руки, глаза).
- А какая картинка будет последняя?
(где снеговик уже готов).
- Ребята, что делает мальчик на картинках?
(лепит снеговика).
- Какое настроение у мальчика?
(Радостное)
- Какой Снеговик получился?
(Белый, из снега, весёлый, радостный)
- Молодцы! Ребята, посмотрите на эту схему и запомните её. Она говорит нам: «Что за чем?»
Схема 6 (Что за чем)
Деятельность детей:Выстраивают порядок и последовательность.
Планируемый результат:Дети устанавливают логическую последовательность действий, опираясь на сюжет каждой картинки.
2.7 Этап “Составь рассказ”
Задача: - учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок;
Развивать желание детей активно включаться в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
Деятельность педагога:- Ребята, а теперь расскажем Снеговику, как он появился. А для этого составим рассказ по этим картинкам. (не забывать про придуманное имя девочки)
1. Зимой мальчик….
2. Пришел во …
3 .Взял ….
4 .Начал….
5 .Потом ….
6. Затем…
7. Мальчик….
8. Снеговик….
Деятельность детей:Дети составляют рассказ с помощью картинок и с помощью воспитателя.
Планируемый результат:Дети составляют связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок.
Проявляют желание, активно включаются в речевой процесс взаимодействия.
2.8 “Заключительный этап”
Задача: научить ребенка выделять последовательность действии, необходимых для составления логически верной версии по серии картинок.
Деятельность педагога:-Ребята, как вы думаете, у нас получился интересный рассказ по картинкам? Ребята, давайте придумаем название рассказа. (Придумывают название).
(Красивый Снеговик, Мальчик слепил снеговика и т. д.)
-Ребята, вы ходите отдохнуть? (Физминутка)
Деятельность детей:Дети рассказывают, высказывая свою точку зрения, придумывают название.
Планируемый результат:Дети выделяют последовательность действий, необходимых для составления логически верной версии по серии картинок и придумывают название.
3 Этап продуктивной деятельности
Задача: воспитывать эстетические чувства, развивать художественное восприятие
Деятельность педагога:-Ребята, вы хотите сделать Снеговику подружку?
(Выполняется аппликация).
Деятельность детей:Дети украшают снеговика.
Планируемый результат:У детей развиты эстетические чувства, художественное восприятие.
4. Этап рефлексии
Задача: учить детей анализировать свою деятельность
Развивать активную связную речь детей в процессе деятельности.
Деятельность педагога:- Ребята, что мы с вами делали сегодня?
(Составляли рассказ). Как мы это делали?
А для чего мы составляли рассказ?
Деятельность детей:Обобщают.
Планируемый результат:Дети проявляют активную связную речь в процессе анализа.
5. Этап оценки уровня творческих работ
Задача: побуждать детей к обсуждению своих действий
Деятельность педагога: - Ребята, мы сегодня с вами научились составлять рассказ по картинкам.
-Ребята, мне очень, сегодня с вами понравилось составлять рассказ по картинкам. Вы были такие внимательные, старательные, любознательные, инициативные. А вам, понравилось сегодня составлять рассказ?
- Ребята, этот рассказ вы можете рассказать своим родителям.
Деятельность детей:Дети отвечают на вопросы.
Планируемый результат:Дети проявляют инициативность, отвечая на вопросы.