Елена Николаевна Селях
Конспект по развитию речи в старшей группе «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского»
Направление: Речевое развитие
Цель: Развитие и совершенствование навыков связной речи посредством анализа произведений К. И. Чуковского.
Задачи:
Вспомнить известные произведения К. И. Чуковского, их героев.
Продолжать учить детей запоминать тексты, воспроизводить их, не нарушая последовательность событий.
Публикация «Конспект по развитию речи в старшей группе „Путешествие по сказкам К, И, Чуковского“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Привлечь детей к драматизации сказок, излагать свое отношение к произведениям К. И. Чуковского, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Развивать артикуляционный аппарат, словарный запас, дикцию, фонематический слух.
Воспитывать уверенность в себе, интерес к творчеству автора.
Словарная работа: Ввести в активный словарь детей слова и цитаты из сказок К. И. Чуковского.
Материалы и оборудование: конверт с деталями портрета К. И. Чуковского и письмом-загадкой от детей подготовительной группы; мультимедийный проектор, видеозапись с высказываниями-загадками детей о сказках Чуковского, атрибуты игры «Кто я? Что я?», маски – шапочки по сказке «Муха Цокотуха», универсальная книга сказок К. И. Чуковского, мяч; видеокамера-игрушка.
Предварительная работа: Чтение сказок К. И. Чуковского, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов по произведениям К. И. Чуковского, видеосъемка высказываний детей о произведения К. И. Чуковского; привлечение родителей к изготовлению атрибутов для драматизации сказки «Муха Цокотуха».
Методы и приё мы:
- словесные: беседа с детьми, пояснение, побуждение, указание, вопросы.
- игровые: игра с мячом «Назови сказку», игра «Кто я? Что я?», предложить детям отгадать сказку по описанию.
- практические: игра «Собери портрет», инсценировка отрывка из сказки «Муха Цокотуха»
- наглядные: описание сказок посредством видеозаписи, скатерть самобранка и атрибуты для инсценировки сказки «Муха Цокотуха»
Ход занятия:
В дверь группы стучит почтальон и передает конверт.
Воспитатель: Ребята, нам кто-то прислал письмо. Хотите узнать, что в нем?
Дети: Да.
(Воспитатель распечатывает конверт и читает письмо) :
«Дорогие друзья!
Скоро мы уйдем в школу и поэтому решили прислать вам загадку – пазл. Если вы правильно соберете картинку, то узнаете, сказки какого автора мы больше всего любим. Отгадайте, кто это и назовите сказки этого автора. Ждем ответа.
Ребята подготовительной группы».
(Воспитатель достает из конверта разрезанный на 8 частей портрет Корнея Чуковского, а дети собирают картинку)
Воспитатель: Портрет какого автора у вас получился?
Дети: Портрет Корнея Ивановича Чуковского.
Воспитатель: Предлагаю вспомнить сказки этого писателя. Я передам вам мяч, а вы, передавая его друг другу, будете называть сказки Корнея Чуковского.
Дети: (передавая мяч) называют известные им сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», «Айболит», «Муха Цокотуха», «Чудо дерево», «Топтыгин и лиса», «Телефон», «Тараканище» и др.
Воспитатель: Молодцы! Много сказок Корнея Ивановича Чуковского вы знаете. А о чём эти сказки, я спросила у некоторых из наших ребят. Предлагаю вам узнать по описанию, о каких сказках рассказывают наши ребята. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда присаживайтесь на стульчики, внимательно слушайте и смотрите. (На видеопроекторе включается запись детей, которые описывают разные сказки К. Чуковского, не произнося их название).
Дети: отгадывают названия сказок.
Воспитатель: Молодцы! Быстро узнали все сказки. А теперь хотелось бы выяснить хорошо ли вы знаете содержание этих сказок. Я предлагаю вам поиграть в игру «Продолжи предложение». Я буду начинать строчку из сказки Корнея Ивановича, а вы продолжите ее. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда начинаем.
• Скачет сито по полям, ….
• И пришла к Айболиту лиса ….
• Надо, надо умываться….
• А лисички взяли спички….
• А потом позвонили цапли ….
• Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой…
• Маленькие дети, ни за что на свете…
• Он рычит и кричит, и усами шевелит: «Погоди, не спешите, …
• Вдруг откуда – то летит маленький комарик, ….
Воспитатель: Молодцы! Но что-то вы засиделись. Предлагаю немного размяться и вспомнить еще несколько строчек из сказки К. И. Чуковского. Вставайте на ножки. (физкультминутка)
Ехали медведи (переступают с ноги на ногу)
На велосипеде (крутят руками перед собой)
А за ними кот (показывают ушки)
Задом наперед (поворот)
А за ним комарики (показывают крылышки)
На воздушном шарике (описывают круг руками)
Едут и смеются (показывают улыбку руками)
Пряники жуют (хлопки перед собой)
Воспитатель: Молодцы! Содержание сказок вы знаете хорошо! А помните ли вы героев этих сказок?
Дети: Да.
Воспитатель: Вот сейчас мы это и проверим! Предлагаю игру «Кто я? Что я?», где на карточках изображены герои сказок Чуковского. Вы будете мне задавать вопросы, а я смогу ответить только «да» или «нет». Когда вы догадаетесь кто нарисован на вашей карточке, тогда можете давать ответ. Ну что, поиграем?
Дети: Да
(Воспитатель вызывает 2-3 человек, выбранные дети стараются отгадать героев сказок, изображенных на карточках по наводящим вопросам)
Воспитатель: Молодцы! Весело поиграли, а заодно вспомнили всех героев сказок. А так как мы вспомнили много сказок и их героев, тогда предлагаю в ответ на письмо детей подготовительной группы, снять для них фильм с отрывком из сказки К. И. Чуковского. А они пусть попробуют отгадать, из какой сказки этот отрывок. Что ж, начнем?
Дети: Конечно. (Дети надевают шапочки – маски и показывают отрывок из сказки «Муха Цокотуха», а один ребенок снимает сценку на «видеокамеру»).
Автор: Муха, муха – Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
Муха: Приходите, тараканы! Я вас чаем угощу!
Тараканы: Тараканы прибегали, все стаканы выпивали.
Букашечки: А букашки по три чашки с молоком и крендельком.
Все вместе: Нынче Муха Цокотуха – именинница!
Пчела: Приходила к Мухе бабушка – Пчела. Мухе цокотухе меду принесла…
Паук: Вдруг какой-то старичок Паучок нашу Муху в уголок поволок-
Хочет бедную убить, Цокотуху погубить!
Муха: Дорогие гости, помогите! Паука злодея зарубите!
И кормила я вас, и поила я вас,
Не покиньте меня в мой последний час!
Автор: Но жуки – червяки испугались, по углам, по щелям разбежались.
Кузнечик: А кузнечик, а кузнечик, ну, совсем как человечек,
Скок, скок! За кусток, под мосток и молчок!
Паук: А злодей-то не шутит, руки-ноги он Мухе веревками крутит,
Зубы острые в самое сердце вонзает и кровь у нее выпивает.
Автор: Вдруг откуда-то летит маленький Комарик,
И в руке его горит маленький фонарик.
Комар: Где убийца? Где злодей? Не боюсь его когтей!»
Автор: Подлетает к пауку, саблю вынимает
И ему на всем скаку голову срубает!
Муху за руку берет и к окошечку ведет:
Комар: Я злодея погубил, я тебя освободил
И теперь, душа-девица, на тебе хочу жениться!
Автор: тут букашки и козявки вылезают из-под лавки:
Все вместе: Слава, слава Комару – Победителю!
Оператор: Стоп! Снято!
Воспитатель: Молодцы! Мне кажется, у нас получился замечательный фильм-загадка. Как вы думаете, они отгадают нашу загадку?
Дети: отвечают на вопрос воспитателя.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: отвечают на вопрос.
Воспитатель: Тогда мы запечатаем пленку в конверт, отправим его по почте детям подготовительной группы и будем ждать от них ответа.