Татьяна Ахиярова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ сказки К. Ушинского «Четыре желания»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ К. Ушинского «Четыре желания»
Цель: Учить передавать связно, последовательно пересказ текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе, Пересказ сказки К, Ушинского „Четыре желания“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Ушинский К.Д.
- Темочки
Задачи: Учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий. Развитие навыков планирования пересказа текста (с опорой на наглядность). Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний. Актуализация словаря по теме «Времена года», закрепление навыка подбора синонимов, антонимов, родственных слов. Закреплять умение произносить фразу с разной силой голоса.
Оборудование: Иллюстрации о временах года (картины природы, игры детей, мяч, графические схемы для пересказа;
Ход занятия: Воспитатель загадывает загадки о временах года. Дети отгадывают загадки (осень, зима, весна, лето) и соответственно отгадкам выставляют на мольберт (наборное полотно) сюжетные картинки.
Воспитатель: Как можно назвать осень, зиму, весну и лето? (Времена года.)
Чтение рассказа.
Воспитатель: Сейчас мы с вами вспомним рассказ Константина Ушинского «Четыре желания». Слушайте внимательно.
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!»
—Запиши свое желание в мою карманную книжку, - сказал отец. Митя записал.
Беседа по содержанию.
1. Как звали мальчика? (Митя)
2. Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках)
3. Каким он был зимой? (Веселым и румяным)
4. Какое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)
—Куда записали его желание? (В записную книжку)
Воспитатель: Слушайте продолжение.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!»
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.
Воспитатель:
1. Кто порхал над зеленым лугом? (Над лугом порхали бабочки.)
2. За кем бегал Митя? (Митя бегал за бабочками.)
3. Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые.)
4. Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал цветы.)
5. Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна)
6. Куда Митя записал свое желание? (Митя записал желание в записную книжку.)
Читаем дальше.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
—Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету
конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Воспитатель:
7. Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос.)
8. Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал яго ды, кувыркался в душистом сене.)
9. Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было)
—Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)
Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и
желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времен года!»
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он, то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Воспитатель:
10. Какое время года наступило? (Осень.)
11. Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и желтые груши.)
12. Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге)
13. Что мальчик говорил отцу? (Осень - лучше всех времен года)
14. Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он, то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)
После повторного чтения рассказа предлагаю четырем детям пересказать его, чтобы каждый рассказывал об одном времени года. Далее предлагаю детям рассказать о своем любимом времени года.
Физкультминутка:
Мы на саночках катались (полуприседания,
И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед).
Белоснежные дома (руки вверх,
Хорошо, когда зима (прыжки на месте!
Бабочки порхают (руки в стороны,
Цветы зацветают (наклоны вперед).
Всюду, всюду красота (руки вверх,
Что за прелесть весна (прыжки на месте!
Мы с отцом на сенокосе (руки в стороны,
В речку удочку забросим (руки вперед,
Красных ягод наберем (наклоны вперед)
И на сене отдохнем (руки за голову).
Жаркая стоит погода (руки вверх,
Лето – лучшее время года (прыжки на месте!
Груши, яблоки в саду (руки в стороны,
Осень – лучшее время в году (прыжки на месте!
После повторного чтения рассказа предлагаю составить опорную схему для пересказа. Сейчас я еще раз буду читать рассказ. Слушайте внимательно, вам рассказ нужно запомнить, чтобы его потом его пересказать точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно.
А также будем выделять самое главное то, о чем говорит в рассказе автор и зарисовывать картинки на мольберте.
Повторное чтение рассказа (выборочное чтение).
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!”
– Запиши свое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.
Ребята, что можно нарисовать? (Горку, санки, коньки, карманную книжку).
Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.
Слушайте продолжение.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!”
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.
Что нарисуем сейчас? (бабочку, цветок, книжку).
Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.
Слушайте дальше.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Что нарисуем сейчас? (траву, рыбу, ягоду, копну сена, книжку).
Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.
А сейчас послушайте, чем закончился рассказ.
Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: “Осень лучше всех времен года!”
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он, то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Предлагайте, что можно нарисовать сейчас (яблоко, грушу, книжку).
Ребята, с вашей помощью я нарисовала 4 картинки – мы поставили их вместе, и получился рассказ в картинках.
Для вас эти картинки являются планом рассказа, по ним вы будете рассказывать последовательно, выразительно и самостоятельно.
Я предлагаю вам пересказать рассказ по цепочке. Вы знаете, как надо рассказывать по цепочке?
Кто хочет рассказывать начало рассказа? Кто продолжит? Кто будет рассказывать о лете? Кто закончит рассказ?
Выходит 4 человека.
Далее предлагаю детям рассказать о своем любимом времени года.
Д/игра: «Подбери слово»
Дети встают на ковре, воспитатель, бросая мяч ребенку, предлагает закончить предложение словом, подходящим по смыслу:
Утром светлее, а днем еще (светлее)
Вечером темно, а ночью еще. (темнее)
Осенью холодно, а зимой еще. (холоднее)
Весна теплая, лето еще. (теплее)
Весной солнце светит ярко, а летом еще. (ярче)
Весной птицы поют звонко, а летом еще. (звонче)
Трава зеленая, а после дождя еще. (зеленее)
После игры дети самостоятельно образуют степени сравнения чистый (чище, более чистый, светлый (светлее, более светлый).
Дидактическая игра: «скажи наоборот»
Большой -…маленький
Хороший- …плохой
Холодный -…теплый
Говорить-…молчать и т. д.
Воспитатель предлагает вспомнить, как Митя в рассказе радовался приходу каждого времени года, и произнести фразы с разной силой голоса (шепотом, тихо, с разной интонацией.
Итог занятия.
С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ “Четыре желания”)
Кто написал рассказ? (К. Д. Ушинский).
Дома вы можете рассказать рассказ своим родным. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна.
Ребята, а сейчас оцените себя. У меня два смайлика – веселый и грустный.
Когда будете показывать нам веселый смайлик – подумайте и скажите, что сегодня на занятии для вас было самым интересным, что вы узнали нового (показываю веселый смайлик, а грустный смайлик – что было для вас трудным, что не понравилось (показываю грустный смайлик).