Елена Карпова
Пересказ рассказа «Четыре желания» по К. Ушинскому
▼ Скачать + Заказать документы
Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К. Ушинскому).
Цель:
Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Основные задачи:
1. Формирование действий целенаправленного восприятия текста.
2. Развитие навыков планирования пересказа текста (с опорой на наглядность).
3. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний.
Публикация «Пересказ рассказа „Четыре желания“ по К, Ушинскому» размещена в разделах
4. Актуализация словаря по теме «Времена года», закрепление навыка подбора синонимов, антонимов, родственных слов.
5. Работа над интонационной выразительностью речи.
Методические приемы:
Беседа, загадки, рассматривание иллюстраций, моделирование. Лексико-грамматические упражнения (подбор антонимов, синонимов, родственных слов). Чтение рассказа, сюрпризный момент.
Оборудование:
Картины с изображением времен года; иллюстрации к рассказу; графические схемы для пересказа; карточки с восклицательными и вопросительными знаками; поднос с подарками; аудиокассета; фишки; мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент. Формирование навыка согласования прилагательных с существительными.
Педагог: Ребята, скажите мне, про что можно сказать «осенний»? (Осенний день, осенний вечер, осенний лес, осенний праздник, осенний лист, осенний дождь, осенний урожай, осенний месяц.)
Педагог: Про что можно сказать «зимняя»? (Погода, шуба, шапка, прогулка, одежда, поземка, дорога.)
Педагог: Про что мы скажем «весеннее»? (Солнышко, настроение, тепло, пение птиц.)
Педагог: А о чем говорим «летние»? (Деньки, босоножки, сандалии, панамы, месяцы, игры.)
2. Подготовка к восприятию текста. Игровое упражнение «Отгадай загадку». Развитие слухового внимания, памяти, логического мышления. Закрепление обобщающего понятия «Времена года».
Педагог по очереди предлагает детям четыре загадки :
Прошла по лугам, по лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима!»
Скоро, скоро к вам примчу,
На метелях прилечу
Запляшу и закружу,
Землю снегом наряжу.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся.
Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке.
Дети отгадывают загадки (осень, зима, весна, лето) и соответственно отгадкам выставляют на мольберт (наборное полотно) сюжетные картинки.
Педагог: Как можно назвать осень, зиму, весну и лето? (Времена года.)
3. Чтение рассказа.
а)Первая часть. Активизация словаря по теме. Закрепление навыков подбора синонимов. Работа над интонационной выразительностью речи.
Педагог: Сейчас мы с вами вспомним рассказ Константина Ушинского «Четыре желания». Слушайте внимательно.
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!»
—Запиши свое желание в мою карманную книжку, — сказал отец. Митя записал.
Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.
• Как звали мальчика? (Митя)
• Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках)
• Каким он был зимой? (Веселым и румяным)
• Какое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)
—Куда записали его желание? (В записную книжку)
Педагог:
Митя сказал: «Уж как весело зимой!» Какой знак стоит в конце этого предложения? (Восклицательный). Мы будем передавать карточку с изображением восклицательным знака по кругу, и каждый придумает свое предложение о зиме. Следите за интонацией. (Уж как (радостно, славно, увлекательно, прекрасно, отлично, хорошо, здорово) зимой)
Педагог: А теперь придумаем предложения со знаком вопроса.
Игра повторяется. Дети передают друг другу карточку со знаком вопроса и называют предложения.
б)Чтение второй части рассказа. Обогащение лексики антонимами
Педагог: Слушайте продолжение.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!»
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.
Педагог:
• Кто порхал над зеленым лугом? (Над лугом порхали бабочки.)
• За кем бегал Митя? (Митя бегал за бабочками.)
• Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые.)
• Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал цветы.)
• Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна)
• Куда Митя записал свое желание? (Митя записал желание в записную книжку.)
Педагог: Молодцы, все правильно. Давайте поиграем в игру.
4. Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот».
Закрепление навыка подбора антонимов.
• Погода теплая, а наоборот — холодная
• Осень ранняя, а наоборот — поздняя
• Облако белое — туча черная
• День длинный, а наоборот — короткий
• Вода замерзает, а лед — тает
• Насекомые засыпают, а наоборот — просыпаются
• День грустный, а наоборот веселый
• Настроение плохое, а наоборот — хорошее
• Урожай маленький, а наоборот — большой
в) Чтение третьей части рассказа. Образование родственных слов к слову рыба.
Педагог: Читаем дальше. Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: —Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было! И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Педагог:
• Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос.)
• Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене.)
• Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было)
—Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)
Педагог: Ребята, у меня есть фишки. Будем придумывать слова. Если вы правильно назовете слово, то получите фишку. Потом мы посчитаем, сколько слов вы придумали.
Давайте мы с вами подберем родственные слова к слову рыба. (Рыбак, рыбачёк, рыболов, рыбка, рыбонька, рыбешка, рыбный, рыбалка, рыбачить.)
г)Четвертая часть рассказа. Развитие памяти, внимания, мышления.
Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времен года!»
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Педагог:
• Какое время года наступило? (Осень.)
• Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и желтые груши.)
• Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге)
• Что мальчик говорил отцу? (Осень —лучше всех времен года)
• Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)
5. Пальчиковая гимнастика «Птички»
Эта птичка – соловей
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка
сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – злой орлан
Птички, птички, по домам.
6. Повторное чтение рассказа с использованием графического плана. Развитие слухового внимания, логической цельности речи.
7. Пересказ детьми рассказа с опорой на графический план.
Рассказ осуществляется четырьмя детьми по цепочке. Каждый ребенок рассказывает об одном времени года.
8. Итог занятия.
Дифференцированная оценка деятельности детей.
Закрепление названий времен года.
6. Сюрпризный момент
Стук в дверь. Приносят поднос накрытый салфеткой.
Педагог показывает детям поднос и говорит, что в нем лежат подарки, которые «прислали» времена года. Дети должны отгадать, от какого времени года каждый подарок. Вынимая по очереди предметы (яблоко, грушу, елочный шарик, пучок укропа или петрушки и солнечные очки, дети определяют, от какого времени года подарки.