Наталия Романова
Конспект комплексного занятия по пересказу рассказа К. Ушинского «Четыре желания» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
с использованием мнемотехники
Публикация «Конспект комплексного занятия по пересказу рассказа К, Ушинского „Четыре желания“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Ушинский К.Д.
- Темочки
Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К. Ушинскому).
Составила: Романова Н. В. воспитатель ГБОУ лицей № 1568 дошк. Отд. № 7
Цель:
Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Основные задачи:
Формирование действий целенаправленного восприятия текста.
Развитие навыков планирования пересказа текста (с опорой на наглядность).
Закрепление навыков изображать графически, то, что слышим.
Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний.
Актуализация словаря по теме «Времена года», закрепление навыка подбора синонимов, антонимов, родственных слов.
Работа над интонационной выразительностью речи.
Методические приемы:
Беседа, загадки, рассматривание иллюстраций, моделирование. Лексико-грамматические упражнения (подбор антонимов, синонимов, родственных слов). Чтение рассказа, сюрпризный момент.
Оборудование:
Картины с изображением времен года; иллюстрации к рассказу; графические схемы для пересказа; карточки с восклицательными и вопросительными знаками; поднос с подарками; аудиокассета; фишки; мяч.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Дети стоят на ковре.
Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Порадуемся солнцу и птицам,
А так же порадуемся улыбчивым лицам.
И всем, кто живет на этой планете,
«Доброе утро» скажем мы взрослым и детям.
2. Формирование навыка согласования прилагательных с существительными.
Педагог: Ребята, скажите мне, про что можно сказать «осенний»? (Осенний день, осенний вечер, осенний лес, осенний праздник, осенний лист, осенний дождь, осенний урожай, осенний месяц.)
Педагог: Про что можно сказать «зимняя»? (Погода, шуба, шапка, прогулка, одежда, поземка, дорога.)
Педагог: Про что мы скажем «весеннее»? (Солнышко, настроение, тепло, пение птиц.)
Педагог: А о чем говорим «летние»? (Деньки, босоножки, сандалии, панамы, месяцы, игры.)
2. Подготовка к восприятию текста. Игровое упражнение «Отгадай загадку». Развитие слухового внимания, памяти, логического мышления. Закрепление обобщающего понятия «Времена года».
Педагог по очереди предлагает детям четыре загадки :
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это.» (осень)
Скоро, скоро к вам примчу,
На метелях прилечу
Запляшу и закружу,
Землю снегом наряжу. (зима)
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся. (весна)
Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке. (Лето)
Дети отгадывают загадки (осень, зима, весна, лето) и соответственно отгадкам выставляют на мольберт (наборное полотно)сюжетные картинки.
Педагог: Как можно назвать осень, зиму, весну и лето? (Времена года.)
Работа по мнемотаблице «Времена года». Посмотрите, внимательно и расскажите по схеме.
3. Чтение рассказа.
А )Первая часть. Активизация словаря по теме. Закрепление
навыков подбора синонимов. Работа над интонационной
выразительностью речи.
Педагог: Сейчас мы с вами вспомним рассказ Константина Ушинского «Четыре желания». Слушайте внимательно.
Мы будем составлять мнемодорожку по этому рассказу.
Вывешиваю свою мнемодорожку и начинаю читать.
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!»
—Запиши свое желание в мою карманную книжку, — сказал
отец. Митя записал.
Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.
- О каком времени года говорится в этом отрывке? (О зиме)
Как звали мальчика? (Митя)
Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках)
Каким он прибежал домой? (Веселым и румяным)
Какое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)
—Куда записали его желание? (В записную книжку)
На столе у вас лежат белые полоски. Возьмите одну полоску. Сейчас будем рисовать мнемодорожку.
Дети рисуют. Зима. (какой карандаш возьмём.) Начинаем выполнять работу.
Педагог: А сейчас все встали идём на коврик. Поиграем.
Митя сказал: «Уж как весело зимой!» Какой знак стоит в конце этого предложения? (Восклицательный). Мы будем передавать карточку с изображением восклицательного знака по кругу, и каждый придумает свое предложение о зиме. Следите за интонацией.
(Уж как (радостно, славно, увлекательно, прекрасно, отлично, хорошо, здорово) зимой)
После игры дети садятся за столы. б) Чтение второй части рассказа. Обогащение лексики антонимами
Педагог: Слушайте продолжение. Вывешиваю свою мнемодорожку.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всегда весна была!»
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.
Педагог:
- О каком времени года говорится?
Кто порхал над зеленым лугом? (Над лугом порхали бабочки.)
Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые.)
Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал цветы.)
Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна)
Куда Митя записал свое желание? (Митя записал желание в записную книжку.) А теперь возьмите вторую полоску листа.
Будем продолжать рисовать мнемодорожку ко второй части рассказа. Снова взяли вторую белую полоску.
Педагог: Молодцы, все правильно. Давайте поиграем в игру. Все встали, поиграем в игру с мячом. Игра называется «Скажи наоборот».
4. Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот».
Закрепление навыка подбора антонимов.
Погода теплая, а наоборот — холодная
Осень ранняя, а наоборот — поздняя
День длинный, а наоборот — короткий
Насекомые засыпают, а наоборот — просыпаются
Дети грустные, а наоборот - веселые
Настроение плохое, а наоборот — хорошее
Урожай маленький, а наоборот — большой
- Тропинка узкая, а дорога – широкая
- Рыбка крупная, а наоборот – мелкая
- Облако белое – туча чёрная
- Камень тяжёлый, а наоборот – лёгкий
- Дедушка старый, а внук молодой
- Дерево высокое, а куст низкий
-
Поиграли пройдите на свои места. Пока дети садятся вывешиваю свою мнемотаблицу.
в)Чтение третьей части рассказа. Образование родственных
слов к слову рыба.
Педагог: Читаем дальше.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длин ный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
—Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету
конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Педагог:
- Какое время года настало?
Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос.)
Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене.)
Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было)
—Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)
Берём третью полоску бумаги и продолжаем рисовать мнемолорожку.
Молодцы. А теперь снова поиграем. Встали все поиграем.
Педагог: Ребята, у меня есть фишки. Будем придумывать слова. Если вы правильно назовете слово, то получите фишку. Потом мы посчитаем, сколько слов вы придумали.
Давайте мы с вами подберем родственные слова к слову рыба. (Рыбак, рыбачёк, рыболов, рыбка, рыбонька, рыбешка, рыбный, рыбалка, рыбачить.)Садимся, продолжаем.
г)Четвертая часть рассказа. Развитие памяти, внимания, мышления.
Вывешиваю четвёртую полоску.
Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и
желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времен года!»
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.
Педагог:
Какое время года наступило? (Осень.)
Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и желтые груши.)
Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге)
Что мальчик говорил отцу? (Осень —лучше всех времен года)
Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)
Приготовили четвёртую полоску и начинаем рисовать мнемодорожку к четвёртой части рассказа.
Отдохнём на местах.
Пальчиковая гимнастика.
Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так,
А Мизинец стал играть:
Братьев слушать приглашать.
Правый же Большой плясал.
И на танец приглашал.
Раз-два-три-четыре пять!
(М. Кальцова)
Пересказ детьми рассказа с опорой на графический план.
Рассказ осуществляется четырьмя детьми по цепочке. Каждый ребенок рассказывает об одном времени года.
8. Итог занятия. Чем занимались на занятии.
Сюрпризный момент
Стук в дверь. Приносят поднос накрытый салфеткой.
Педагог показывает детям поднос и говорит, что в нем лежат подарки, которые «прислали» времена года. Дети должны отгадать, от какого времени года каждый подарок. Вынимая по очереди предметы (яблоко, грушу, елочный шарик, пучок укропа или петрушки и солнечные очки, дети определяют, от какого времени года подарки.