Юлия Радионова
Конспект занятия по развитию речи «Комнатные растения «Фиалка». Составление рассказа с помощью мнемосхемы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи на тему: «Комнатные растения «Фиалка». Составление рассказа с помощью мнемосхемы» для детей старшего дошкольного возраста.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель:
Темочки:
- В мире растений. Конспекты
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника, мнемотаблицы. Конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Фиалка, комнатное растение
- Темочки
• Закрепление умения составлять описательный рассказ о комнатном растении по мнемосхеме.
Задачи:
Образовательные:
• Расширять представления детей о комнатных растениях.
• Закрепить умение составлять рассказ с опорой на схему
Развивающие:
• Расширять словарный запас детей.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
• Воспитывать стремление беречь и любить растения, ухаживать за ними.
Целевая аудитория: старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет)
Место проведения: групповая ячейка
Форма проведения: игра
Методы: словесный, наглядный, коммуникативный, двигательный, проблемно-поисковый.
Оборудование (материалы): Горшки с цветами: «Фиалка», иллюстрации разных видов фиалки, схемы для рассказа, схемы – части растения (корень, стебель, лист, цветок).
Ход занятия:
1. Вводная часть:
Воспитатель:
Игровая мотивация:
-Ребята, А как вы думаете для чего мы здесь сегодня собрались? (Ответы детей).
-Все верно сегодня мы с вами собрались здесь для того, чтобы немного поиграть. Перед тем, как начать играть, я хочу прочесть вам стишок:
То жара к нам приходит, то вьюга,
Только вместе нас не напугать,
Мы поближе узнаем друг друга
И друг друга начнем понимать.
Ну, что готовы? (Ответы детей)
Игра «Поменяйтесь местами, те кто.»
Воспитатель:
- Молодцы! А теперь я предлагаю вам всем сесть в круг и продолжить нашу игру. Игра называется «Поменяйся местами». Я буду называть цвет, а ваша задача посмотреть на себя и свою одежду и если у вас есть такой цвет вы быстренько меняетесь местами. Готовы? (Ответы детей).
Итак, поменяйтесь местами, те у кого есть зеленый цвет. (Дети меняются местами).
Поменяйтесь местами, те у кого есть красный цвет. (Дети меняются местами). Поменяйтесь местами, те у кого есть белый цвет. (Дети меняются местами).
Поменяйтесь местами, те у кого есть черный цвет. (Дети меняются местами). Поменяйтесь местами, те у кого есть синий цвет. (Дети меняются местами).
Основная часть
Воспитатель:
(достает коробку)
-Ребята, посмотрите, что такое я Вам принесла. Как вы думаете, что там может быть? (ответы детей).
Воспитатель:
- Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить. Послушайте внимательно:
Воздух очищают
Создают уют
На окнах зеленеют
И зимой цветут.
Дети:
- Комнатные растения
Воспитатель:
- Сегодня мы поговорим о комнатных растениях, почему же их называют комнатными? (Потому что растут и цветут эти растения в помещении.)
Воспитатель:
- Ребята, а зачем людям нужны комнатные растения? (Это украшение помещения, растения создают уют, очищают воздух, обогащают его кислородом, очищают и увлажняют воздух, положительно влияют на настроение людей)
Воспитатель:
- Да, трудно представить нашу жизнь без цветов. Было бы не красиво и скучно. Вы даже представить себе не можете жизнь без цветов.
Воспитатель:
- А у вас дома есть комнатные растения? Какие комнатные цветы вы знаете?
(Ответы детей)
Воспитатель:
-Ребята, чтобы комнатные растения приносили нам столько пользы, были красивыми и хорошо цвели, за ними необходимо ухаживать. Кто знает, как нужно ухаживать за комнатными растениями? (Их нужно поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать листочки от пыли, мыть, обрывать сухие листья).
Воспитатель:
- Да, по тому, что они дышат всеми органами: листьями, стеблями, корнями, пьют, растут. Поэтому за растениями надо ухаживать. Всем растениям для роста нужен свет, вода, воздух, тепло.
- А теперь давайте немного поиграем. Игра «Четвёртый лишний».
Воспитатель:
-Сегодня я хочу вас познакомить с таким удивительным и красивым цветком,
который называется
Просит у меня дружок
Фиолетовый цветок.
Мне отдать его не жалко,
Подарю дружку… (Фиалка)
(достаем из коробки)
О фиалке существует легенда, миф. Фиалку в народе называют анютины глазки – связывают рождение этих цветов с богиней Афродитой. Однажды Афродита, купаясь в озере, куда не должен был проникать взгляд человека, услышала шорох и увидела, что несколько людей смотрели на нее. В гневе богиня попросила Зевса наказать их, а тот превратил их в цветы, которые стали называть фиалки.
(Показ цветка в горшке, дать каждому ребенку аккуратно потрогать листочки у фиалки).
- Какие, ребята, листочки у фиалки? (Зеленые, сочные, опущенные)
Показ картинок разных видов фиалки (воспитатель обращает внимание на цвет).
- Давайте, ребята, вспомним, из каких частей состоит цветок (показ схемы).
Физкультминутка «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания - руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания - руки вверх)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Махи руками)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
Воспитатель:
- Отдохнули, а теперь я предлагаю послушать и попробовать рассказать о фиалке.
Объяснение последовательности рассказа.
1. Составление плана –схемы рассказа:
Знак вопроса. (Название растения.)
Цвет. (Какого оно цвета) Части. (Назови его части.)
Как ухаживать за растением - Солнце, лейка. (Необходимость света и воды.)
Горшок, лопатка. (Необходимость рыхления почвы.)
Дом. (Какие растения есть у тебя дома)
Образец пересказа воспитателем.
ФИАЛКА
Я расскажу о замечательном растении — фиалке. Листочки у фиалки темно-зеленые и покрыты ворсинками. Цветы у фиалки бывают самые разные: белые, голубые, розовые, фиолетовые и даже светло-зеленые. У растения есть листья, стебель, корень, цветы.
Это тенелюбивое растение, его необходимо часто поливать, рыхлить почву в цветочном горшке. У нас дома много разных комнатных растений: сингония, алоэ, драцена, пальма и несколько кактусов.
Дети составляют рассказы по схеме.
Заключительная часть:
Воспитатель:
- Ребята, какие вы молодцы! А что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось больше всего? Ответы детей.
- Что сегодня составляли? (Сегодня составляли рассказ по схеме.)
Подведение итога занятия похвала детей за и умение, выделить каждого ребенка за их хороший рассказ.