Людмила Басова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посуде
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Связная речь: Учить детей составлять описательный рассказ о предметах посуды; учить подбирать слова-антонимы; упражнять детей в словообразовании.
Словарь: Учить сравнивать различные предметы по материалу, размеру, назначению, правильно называя определения – прилагательные (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); активизировать употребление в речи слов противоположного значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий); закреплять умение классифицировать предметы по качеству.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „В магазине посуды“, Составление описательного рассказа о посуде» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магазин. Конспекты занятий
- Магазин. Профессия продавец
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Ознакомление с предложением: Продолжать закреплять и углублять знания детей о «предложении», о различии понятий «слово» и «слог».
Звуковая работа: Закреплять правильное произношение звука «с»; учить различать этот звук, произносить его протяжно, на одном выдохе, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками; закреплять умение делить слова на части – слоги. Упражнять детей в отчетливом произнесении скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса.
Грамматика: Упражнять дошкольников в образовании названии посуды в единственном и множественном числе.
Материал:
Демонстрационный:два почтовых ящика; посуда из разных материалов; картинки с изображением посуды.
Раздаточный:фишки на каждого ребенка; призовые кастрюльки.
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание сколько гостей к нам сегодня пришло.
-Ребята, садитесь на стульчики те у кого в имени два слога, теперь садитесь – у кого три слога, … четыре слога. (дети садятся на стульчики). Вы делили свои имена на слоги, а что такое «слог»? (часть слова) В данном случае слова это ваши имена.
- Ребята,у нас будет множество игр и за каждый ответ вы будете получать фишки. Сегодня утром я получила две вот такие посылки: одна большая, а другая маленькая. (показываю)Что находиться в большой мы узнаем после того как отгадаете загадки, а что в маленькой - узнаете чуть позже (открываю) Посылка тяжеля. Отгадаете загадки и узнаете, что здесь лежит:
Из железа, чугуна -
С длинной ручкой и кругла,
Жарь на ней ты без труда!
Это что? (Сковорода)
Захочешь чай - любую выбирай!
Вот они - толстушки.
Кто такие? (Кружки)
Чтоб поужинать всем дружно,
Что на стол поставить нужно?
Глубокую иль мелкую
Для еды. (тарелку)
У кого ответа нет -
В чем сварить себе обед?
На плите стоит чистюля.
Суп сварить - нужна. (кастрюля)
Обращаю внимание детей на то, что у меня на столе.
-Посмотрите и назовите, что вы видите на столе. (Дети перечисляют) Как одним словом можно назвать эти предметы?. (Посуда)
-Сравните эти две тарелки. Чем они похожи? (Из них едят, обе тарелки белые с орнаментом)
-Чем они отличаются? (Вызываю детей к столу, предметы дети берут в руки) (Одна тарелка – глубокая, другая – мелкая)
-Для чего нужна глубокая тарелка?. А мелкая для чего нужна?.
Беру в руки металлические ложки – чайную и столовую.
-Чем похожи эти два предмета? Правильно, они сделаны из одного материала, из металла, они металлические.
-Теперь подумайте и скажите, чем они отличаются? (Одна – большая, другая – маленькая). Правильно, они отличаются размером. Для чего нужна чайная ложка, а для чего столовая?. (игра назови противоположности)
Эта тарелка глубокая, а эта … (мелкая)
Одна кастрюля высокая, а другая … (низкая)
Одна чашка большая, а другая … (маленькая)
Пальчиковая гимнастика: «Помощники»
Раз, два, три, четыре, Ритмичные удары кулачками и в ладоши
попеременно.
Мы посуду перемыли : Одна ладонь скользит по другой.
Чайник, чашку, ковшик, ложку Загибают пальчики по одному на каждое
И большую поварешку. Название посуды.
Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.
Только чашку мы разбили, Снова загибают пальчики.
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. Дети хлопают в ладоши.
- Давайте отправимся в магазин посуды. Посмотрите, какая красивая и разнообразная посуда тут есть. Вы можете ее «купить», описывая посуду, какая она, из чего сделана, для чего нужна, но не называя ее. (Дети делают покупки. Вызываю четыре пары. Обращаю внимание на то, что нужно здороваться при входе в магазин)
-Ребята, наш магазин продолжит свою работу и после занятия.
- В магазине много посуды. Я буду называть один предмет, а вы назовите, если их много. Например,
Один стакан – много ….(стаканов) (игра «Один – много»)
Одна кастрюля – много … (кастрюль)
Одна ложка - много (ложек)
Одна тарелка – много … (тарелок)
Одна чашка – много … (чашек)
Один кувшин – много … (кувшинов).
-Как ярко и красиво в магазине! Мы можем купить посуду
Из стекла, какую … (стеклянную)
Из дерева -(деревянную)
Из фарфора - … (фарфоровую)
Из металла - … (металлическую) (игра «назови какая»)
Из хрусталя - … (хрустальную)
Из пластмассы - … (пластмассовую)
Из глины - … (глиняную)
-Физкультминутка:
Вот большой стеклянный чайник. Дети надули животик, одну руку поставили
Очень важный, как начальник. на пояс, другую изогнули.
Вот фарфоровые чашки, Присели, одну руку поставили на пояс.
Очень крупные, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, «рисуя» руками круг.
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки, Потянулись, сомкнули руки над головой.
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос. Показали руками большой круг.
Он посуду нам принес.
- Я то же ходила в магазин и купила продукты. (Показываю корзину с продуктами) Мне их надо переложить в нужную посуду.
Сахар я переложу в … (сахарницу)
Хлеб – в … (хлебницу)
Конфеты – в … (конфетницу)
Селедку – в (селедочницу)
Салат – в … (салатницу)
Перец – в … (перечницу)
Соус – в (соусницу)
- Ребята, я жду в гости друзей к чаю и купила вот такую посуду (проводиться игра «Четвертый лишний»). Правильно ли я сделала? Почему ведро лишнее?. К обеду я накрыла себе стол. Правильно ли?. (Почему тазик лишний?. Из этих емкостей я могу угостить напитками своих друзей. Я не ошиблась?. (Например,картинка стакана, чашки,кружки и селедочницы) Почему?.
-Молодцы, ребята! А теперь пришло время открыть маленькую посылку. (открываю и награждаю ребят за ответы по результатам - фишкам. Для этого приготовлены кастрюльки плоскостные трех размеров. У кого меньше фишек - меньше кастрюля, у кого больше - больше кастрюля).