Наталья Зубкова
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие по пословицам, поговоркам, частушкам. Дифференциация [Р]-[Р’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие по пословицам, поговоркам, частушкам, скороговоркам и чистоговоркам. Дифференциация Р-Рь».
Возраст детей: 5-6 лет
Программные задачи:
- Совершенствовать интонационную выразительность речи.
- Продолжать развивать фонематический слух, слуховое внимание, восприятие, подвижность языка, уметь дифференцировать звуки Р-Рь, в поговорках, пословицах, скороговорках, играх. - Развивать дыхание, голос.
- Совершенствовать артикуляционный аппарат, выполняя артикуляционную гимнастику.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Путешествие по пословицам, поговоркам, частушкам, Дифференциация [Р]-[Р’]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пословицы и поговорки для детей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Частушки
- Темочки
- Продолжать упражнять детей в различении слов, начинающихся со звукам Р, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.
- Закреплять навык подбора рифмующихся слов, проговаривание чистоговорок.
- Воспитывать внимание, доброжелательное отношение к выступлению товарищей, самоконтроль за речью.
Цель: Упражнять детей в четком и правильном произнесении звука Р. Дифференциации звуков Р-Рь.
Материал: русские народные костюмы, проигрыватель, оформление группы.
В: -Ребята на сегодняшнее занятия посмотрите к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся.
Д: «Здравствуйте!»
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в Ласковые слова [Слайд 2]
В: -Ребята давайте посмотрим на наших гостей, улыбнёмся и скажем добрые, ласковые слова. (дети говорят слова: добрые, дружелюбные, жизнерадостные, неотразимые, прекрасные, загадочные, красивые, ласковые, милые, лучшие, незабываемые, обаятельные, привлекательные, нежные, таинственные, умные, чесаные, чистосердечные, энергичные, яркие, целеустремлённые, утончённые).
А сейчас мы с вами вокруг себя повернись и в животных превратись. Изобразите сердитого тигра и покажите, как грозно он рычит. Изобразите дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву. (Тр-р-р, тр-р- р). Изобразите как мурлычит ласковая кошечка. (Мур-р-р). Покажите, как любопытный, воронёнок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голосом. (Кар-р-р, кар-р-р) [Слайд 3].
-Вокруг себя повернись и в ребят снова привратись!. Присаживайтесь на свои места.
-Ребята Ваня прочитает вам стихотварение. Послушайте его, внимательно и вы узнаете, с какими звуками мы сегодня познакомимся.
«Барбос»
На дворе рычит Барбос Рр,Рр, Рр!.
Он гоняет рыжих ос. Рр,Рр,Рр!.
Отчего рычит Барбос? Рр,Рр,Рр!.
Осы жалят его в нос. Ррь,Ррь,Ррь! [Слайд 4]
-Вы догадались, с какими звуками мы будем сегодня играть? (р) (рь).
-Правильно, сегодня мы будем играть со звуками (р) (рь)
Губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к бугоркам, сильная воздушная струя заставляет кончик языка вибрировать, голос работает.
-Давайте мы с вами вместе произнесём эти звуки!
-Ребята, какой это звук «Р» гласный или согласный?. Звук «Р» согласный. - «Этот звук звонкий или глухой?» (звонкий). Может быть твёрдым или мягким.
Раздаётся стук в дверь.
В: Интересно, кто же к нам в гости пожаловал?. Вы ребята узнаете, отгадав загадку.
Я человечек деревянный
На земле и под водой
Ищу ключик золотой?
Всюду нос сую я длинный
Кто же я такой? (Буратино) [Слайд 5]
Ребята давайте вместе с Буратино отправимся в путешествие по поговоркам, пословицам, частушкам, скороговоркам со звуками «Р-Рь».
С какими звуками мы будем путешествовать?.
Но чтобы вам было легко говорить, потренируем язычок.
Проговаривание чистоговорки: игра «Доскажи слова».
Ра-ра-ра- начинается игра,
Ры-ры-ры- у мальчика воздушные шары
Ро-ро-ро- у нас новое перо
Ре-ре-ре- стоит дом на горе
Ри-ри-ри- на рябину посмотрите
Ры-ры-ры- детей много у горы
Ра-ра-ра- сидим мы у костра
Ря-ря-ря- синие моря
Рю-рю-рю- на ромашку я смотрю
Ри-ри-ри- на мартышек посмотри
Ру-ру-ру- я гармонь беру
Рю-рю-рю- тебе песенку дарю. [Слайд 6]
В: - Шли ребята по дорожке. Вдруг поднялся сильный «ветер».
Физминутка «Ветер»
Ветер дует нам в лицо (движение руками к себе)
Закачалось деревцо, (покачивание поднятыми руками)
Ветерок всё тише- тише (постепенное приседание)
Деревцо всё выше-выше (встать, потянуться на носочках) [Слайд 7]
В: Присаживайтесь на свои места.
Эй, парнишки и девчонки не хотите ль спеть частушки? Для друзей и для гостей запевайте веселей!
1. Пропоём мы вам частушки, просим не смеяться!
Мы артисты молодые - можем застесняться [Слайд 8]
2. Запевай, моя подружка, подпою тебе и я
Мы с весёлую частушкой неразлучные друзья! [Слайд 8]
3. Мы красавцы все лихие, и сердца у нас горят!
Мы ребята не плохие ох! Выбирайте на расхват. [Слайд 8]
4. Трень брень дребедень!
Выступал бы целый день
Мне частушки петь не лень [Слайд 9]
5. Сидит Ванька у ворот
Широко разинув рот,
А народ не разберёт
Где ворота, а где рот [Слайд 9]
6. Грач мечтает о весне
А рыболов - о карпе
А сестрёночка моя
Лишь о кукле Барби [Слайд 9]
7. У моей сестры Марины
Щеки словно мандарины
А сама сестра Марина
Чуть побольше мандарина. [Слайд 10]
8. Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире,
Не одна иду плясать
Нас идёт четыре! [Слайд 10]
В: -Встанем все у этой горки
И начнём скороговорки [Слайд 11]
Дети: 1. Шел Егорка по пригорку
И учил скороговорку
Он учил скороговорку
Про Егорку и про горку [Слайд 12]
2. Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак
Сунул Грека руку в реку
Рак за руку Грека — цап! [Слайд 12]
3. Во дворе трава,
На траве дрова. [Слайд 13]
4. Тридцать три вагона в ряд,
Тараторят, тарахтят. [Слайд 13]
5. Три сороки тараторки
Тараторили на горке. [Слайд 13]
В: Присели все на свои места
В:Молодцы. - Ребята, а вы хотите поиграть в игру? (да) - Я буду называть сказочных героев без определённых звуков, а вы попробуйте угадать, кто это?
Бу___атино, Пет___ушка, Чебу___ашка и к___одил Гена, Васелиса П___ек___асная, Ка___лсон, Ка___абас-Бо___абас, змей Го___ыныч. [Слайд 14-15]
В: Какого звука у нас не было? (р-рь). Молодцы.
В: Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки? (да).
Без труда не вынешь и рыбку из пруда. [Слайд 16].
Здоровому всё здорово [Слайд 16].
Без топора избы не срубишь [Слайд 16].
Тот труда не боится, кто умеет трудиться [Слайд 17].
Терпенье горы разрушает [Слайд 17].
У хорошего мастера всякий инструмент остёр [Слайд 17].
Мир строит, ссора разрушает [Слайд 18].
Дружба и братство дороже богатства [Слайд 18].
В: - А сейчас давайте поиграем в игру «Не ошибись». Встали все. Я буду произносить слова, а вы услышав слово, начинающиеся со звука «Р», будете хлопать в ладоши. А если в слове нет звука «Р» то топать ногами.
Ромашка, утро, солнце, работа, ракушка, шапка, карета, рука, рюкзак, сказка, дерево, радость, рак, река, стол, Русалка, ручка, книга, ракета, ручеёк [Слайд 19-20].
В: Молодцы справились с игрой. В завершении нашего путешествия ребята я предлагаю
поиграть в игру «Ручеёк» [Слайд 21].
Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились? (Р-РЬ)
Вам понравилось наше путешествие? (да)
Что вам больше всего понравилось? (ответы детей).