Ксения Таран
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Осеннее путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель НОД: создание условий для развития речевой активности детей по лексической теме «Дикие животные».
Задачи:Образовательные:
• Активизировать словарный запас по теме: «Дикие животные».
• Учить детей отвечать на вопросы, выражать свои мысли законченными предложениями.
• Закрепить умение подбирать прилагательные к существительному.
• Учить образовывать названия детенышей диких животных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса – ок.
• Учить образовывать существительные в форме единственного числа, родительного падежа (хвост лисы, волка, белки, зайца).
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Осеннее путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
• Учить образовывать притяжательные прилагательные (лисий, волчий, беличий, заячий).
• Формировать умение составлять загадки-описания о диких животных.
Развивающие:
• Развивать интерес к словоизменению и словообразованию.
• Развивать познавательную активность, внимание, коммуникативные умения, мелкую моторику.
• Удовлетворять потребность детей в речевой и двигательной активности.
Воспитательные:
• Формировать у детей умение, не перебивая, выслушивать друг друга.
• Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе.
• Воспитывать самостоятельность при выполнении задания.
Воспитатель в костюме Осени
Воспитатель: - Ребята, вы знаете, кто я?
А я вам подскажу, загадаю загадку, и вы сразу поймете.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…»Воспитатель: - А какое сейчас время года? (осень). Действительно, осень.
Воспитатель: - А вы хотите оказаться в осеннем лесу?
Воспитатель: - Давайте закроем глазки, покружимся вокруг себя и скажем волшебные слова: «Ветерок, нас закружи в осенний лес перенеси».
Воспитатель: - Посмотрите, посреди леса стоит дерево совсем без листочков.
Все деревья нарядные, а этому дереву грустно. Как вы думаете, почему ему грустно?
Воспитатель: - Ребята, для того чтобы на дереве появились листочки нужно выполнить задания. Вы готовы?
Воспитатель: (поднимает с пола желтый листочек) - А вот и первый листочек. Какого цвета листочек? (желтый)
Листочек № 1
. (желтый) Интерактивная технология: «Цепочка» дети берут в руки желтые прищепки, передают друг другу «солнечный» диск и закрепляют лучи, подбирая к существительному «солнце» прилагательные.
Воспитатель: - Ребята, набежали тучки и спрятали от нас солнечные лучики. Нам нужно их найти. Давайте ласково назовем солнышко, и лучики появятся.
- Какое солнышко? (дети: ласковое, большое, красное, лучистое, осеннее, теплое, желтое, согревающее, освещающее, доброе, улыбчивое, яркое, сверкающее).
Воспитатель: - Посмотрите, тучки исчезли, и на небе снова засверкало яркое теплое солнышко. А давайте погреемся на солнышке.
Интерактивная технология: здоровьесбережение – самомассаж.
Солнышко согрело нам ручки (растирают ручки).
Солнышко согрело нам щечки (растирают щечки).
Солнышко согрело нам ножки (растирают ножки).
Солнышко согрело нам носик (растирают носик).Воспитатель: - Согрелись. Ой, посмотрите, а на нашем деревце что-то появилось. Что появилось на деревце?
Воспитатель: - Ребята, чтобы добраться до следующего листочка, нам нужно пройти змейкой… (друг за другом, огибая кубики).
Воспитатель: - Вика, подай мне, пожалуйста, второй листочек. Какого он цвета? (красный)
Воспитатель: Красный листочек спрашивает, а вы знаете, кто такие дикие животные?
Воспитатель: - Ребята, в лесу живет много разных диких животных. Давайте вспомним, какие животные живут в лесу. Послушайте, говорить мы будем так: В лесу живет медведь (далее дети по образцу – лиса, белка, еж, заяц, волк).
Интерактивная технология «Хоровод» (с мячом) Д/игра «Назови детенышей»Предлагаю вам поиграть в игру «Назови детенышей», я буду называть вам животного, а вы мне будете называть детеныша этого животного.
1. У лисы – лисенок.
2. У волка – волчонок.
3. У медведя – медвежонок.
4. У белки – бельчонок.
5. У зайца – зайчонок.
6. У ежа – ежонок.
7. У тигра – тигренок.
8. У барсука – барсучонок.
9. У рыси – рысенок.
10. У мыши – мышонок. - Молодцы!
Воспитатель: Ой, посмотрите, а на нашем дереве появился еще один листик.
- Какого цвета листик появился на дереве?
Воспитатель: А нам пора отправляться дальше. Перед нами узкий ручеек. Как можно его преодолеть, не намочив ножки?
Воспитатель: - Степа, подай мне, пожалуйста, третий листочек. Какого он цвета? (зеленый)
Воспитатель: - Зеленый листочек предлагает нам поиграть в игру «Чего не хватает». Посмотрите на экран. Кого вы видите? (лису, волка, зайца, белку).
Воспитатель: - Ребята, а чего не хватает у этих животных? (хвостов)
Воспитатель: - Действительно, <заяц без хвоста>.
- Кто еще без хвоста?
Белка без хвоста;
Лиса без хвоста;
Волк без хвоста.
Воспитатель: - Давайте поможем животным, подберем для них хвосты. Пройдите, пожалуйста, к столам. Положите перед собой карточки с изображением животных. На тарелочках у каждого из вас лежат хвосты….
Воспитатель: - Молодцы все справились с заданием.
Воспитатель: - А животные на экране у нас без хвостов, давайте им тоже подберем хвосты (воспитатель показывает на хвост указкой, ребята отвечают, чей он).
- Это хвост (лисы). По-другому можно сказать лисий хвост (2 – 3 ребенка повторяют).
Это хвост (волка). Как можно сказать по-другому? По-другому можно сказать волчий хвост (2 – 3 ребенка повторяют).
Это хвост (зайца). Как можно сказать по-другому? По-другому можно сказать заячий хвост (2 – 3 ребенка повторяют).
Это хвост (белки). Как можно сказать по-другому? По-другому можно сказать беличий хвост (2 – 3 ребенка повторяют).
На экране появляется дерево с тремя листочками.
Воспитатель: Ребята, а на нашем дереве появился третий листочек. Какого цвета листочек появился на дереве?
Воспитатель: - Предлагаю немного отдохнуть. Давайте превратимся в листочки. И покружимся:
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам по ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат, шелестят,
Буд-то опять закружиться хотят.
[/b]Воспитатель: - Ой, а вот и еще один листочек последний. Олеся, подай мне, пожалуйста, четвертый листочек? Какого он цвета? (оранжевый)
Воспитатель: - Оранжевый листочек предлагает нам поиграть в игру «Угадай животного по описанию».
Воспитатель: - У меня на столе лежат карточки, на которых изображены дикие животные. Я возьму первую карточку и опишу вам животное, а вы должны угадать, кто это. Готовы?
Воспитатель: - Дикое животное живет в лесу. Ловкий, быстрый, с длинными ушами. Летом серый, а зимой белый. Кто это? (заяц).
Воспитатель: - Молодцы! (воспитатель вешает на магнитную доску картинку с изображением зайца).
Воспитатель: - Кто хочет загадать следующую загадку (ребенок вытягивает карточку и описывает изображенного на ней животного).
Воспитатель: - Молодцы! (воспитатель вешает на магнитную доску картинку с изображением описанного животного) и т. д.
Воспитатель: - Ой, посмотрите, а на нашем дереве появился еще один листик. Какого цвета листочек появился?
Воспитатель: - Сколько всего листочков на нашем дереве?
Воспитатель: - Теперь нашему дереву совсем не грустно. Как вы думаете почему?
Воспитатель: - Все вы большие молодцы! Но нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глазки, покружимся вокруг себя и скажем волшебные слова: «Ветерок, нас закружи в детский сад перенеси».
Воспитатель: - Наше путешествие завершилось.
Вам понравилось?
Что понравилось больше всего?
А что вам было сложно выполнять?
Воспитатель: - Давайте, попрощаемся с нашими гостями. До свидания.