Елена Шарапова
Конспект по развитию речи «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи
Задачи:
1) коррекционно-образовательные задачи:
обогащать знания детей по теме “Посуда”;
продолжать учить детей отвечать предложением;
продолжать учить детей образовывать слова неморфологическим способом;
формировать умение образовывать относительные прилагательные;
образование существительных с помощью суффиксов -иц, -ик-, -онк-, -енк-
упражнять детей в практическом использовании существительных в винительном, родительном падеже;
формирование умений образовывать сложные слова;
Публикация «Конспект по развитию речи „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными;
учить детей логически и последовательно выстраивать рассказ в правильной словесной форме;
продолжать учить детей согласовывать движения с текстом;
формировать учебные навыки;
2) коррекционно-развивающие задачи :
обогащать словарь детей по теме “Посуда”;
развивать грамматический строй речи;
развивать произвольность внимания;
развивать зрительную и опосредованную память;
развивать наглядно-образное мышление;
развивать зрительное восприятие;
3) коррекционно-воспитательные задачи:
воспитывать интерес к логопедическим занятиям;
воспитывать волевые качества личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность).
Оборудование: предметные картинки посуды, изображение Федоры, игра «1, 2, 5», игра «Что в чем?», игра «Что из чего сделано?», карточки «Мой, моя, моё, мои», альбомы Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-6 лет, схемы для составления рассказа.
Предварительная работа: Чтение детям сказки К. Чуковского «Федорино горе»
Ход занятия
I. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет предмет посуды, в котором первый звук слышится
С –сковорода, стакан, самовар, солонка, сахарница, салатница, столовая ложка;
Т – тарелка;
Ч – чашка, чайник, чайная ложна;
К – кастрюля, кружка, кувшин;
П- половник;
Б – банка, бокал;
Л - ложка
II. Объявление темы
Ребята! У нас сегодня будет очень интересное занятие. К нам в гости пришла бабушка Федора. Назовите сказку, в которой рассказывается о Федоре и о том, что с ней произошло?
От Федоры сбежала вся посуда. Нужно рассказать Федоре про посуду, что бы посуда вернулась к ней и больше от нее не сбегала.
III. Основная часть.
Беседа по теме
-Для чего нужна посуда?
(Посуда нужна для приготовления и употребления пищи.)
Какая бывает посуда?
(Посуда бывает столовая, кухонная, чайная)
Ребята, из чего может быть сделана посуда?
(Посуда может быть сделана из фарфора, стекла, дерева, глины) Молодцы! Для приготовления, каких блюд используется сковорода?
(На сковороде можно жарить блины, сырники, котлеты, мясо, рыбу, птицу)
А для приготовления, каких блюд используется кастрюля?
(В кастрюле можно сварить суп, борщ, щи, компот, кисель, потушить овощи, приготовить солянку)
Где хранят посуду?
(Посуду хранят на кухне в шкафу, буфете, серванте)
Как ухаживают за посудой?
(Её моют, очищают от пыли)
2. Игра «1, 2, 5» упражнять детей в практическом использовании данных существительных в винительном, родительном падеже.
Одна кастрюля, три кастрюли, пять кастрюль.
Одна ложка, три ложки, пять ложек.
Одна чашка, три чашки, пять чашек и т. д.
3. Игра «Мой, моя, моё, мои» закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными
На столах детей лежат предметные картинки по теме «Посуда». Назовите картинки, добавив слова: мой, моё, мои, моя.
Что бы вернуть посуду, которая сбежала от Федоры нам нужно подсказать ей про какой предмет можно сказать мой, моя, моё, мои
Мой кувшин…
моя тарелка…
Моё блюдце…
Мои кружки…
4. Игра «Что в чем» образование существительных с помощью суффиксов -иц, -ик-, -онк-, -енк-; формировать умение образовывать относительные прилагательные
Переверните листочки
Давайте назовем посуду, в которой хранятся разные продукты.
Сахар в сахарнице, найдите ее на картинке и т. д.
(О. А. Новиковская «Логопедическая грамматика для детей» С-Пб. КОРОНА принт 2004г., с. 21)
5. «Сложные слова» формирование умений образовывать сложные слова.
Ребята, а сейчас нам нужно соединить два слова так чтобы получилось одно. Мясо рубит – мясорубка
Сам варит – самовар
Скоро варит – скороварка
Кофе варит – кофеварка
Кофе молит – кофемолка
Картофель чистит – картофелечистка
Яйца режет – яйцарезка
Чеснок давит – чеснокодавилка
6. Игра «Что из чего сделано» формировать умение образовывать относительные прилагательные
Ребята, Федора не знает, из чего делают посуду. Давайте ей подскажем. У вас на столах карточки переверните, посмотрите какая посуда и прочитайте, из чего она сделана, давайте подберем слова признаки к вашей посуде.
Серебряная ложка
Эмалированная кружка
Бумажный стакан
Хрустальный бокал
Стеклянный кувшин… и т. д.
7. «Составление предложений» продолжать учить детей отвечать предложением.
Давайте сейчас с этими картинками составим предложениями.
В соломенной хлебнице хранится хлеб
Из стеклянного кувшина наливаем воду. и т. д.
5. Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем маме помогать.
Быстро чашку мы помыли,
Про тарелки не забыли.
Всю посуду мы убрали.
Очень сильно мы устали. Дети загибают пальчики
Прыгают
трут ладошки
Трут ладошки
Поднимают руки вверх и подтягиваются
«устало» опускают руки вниз
6. Употребление существительных единственного числа в родительном падеже. Развитие зрительного анализа.
- Федора посуду не берегла, роняла и разбивала посуду она, Забыла Федора, не знает, каких частей не хватает. Игра «Чего не хватает?»
Демонстрация картинки. (Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-6 лет, альбом №1,ООО «Издательство ГНОМ»с. 45)
-У чайника не хватает носика…
7. Рассказ. Учить детей логически и последовательно выстраивать рассказ в правильной словесной форме
- Дети, Федора расстроена, ей грустно. Ведь от неё убежала вся посуда.
И вот она ждет, какая же первая посуда к ней вернется. Давайте загадаем загадку, чтобы узнать это. Но прежде чем он (она) вернется, мы должны о нем (ней) рассказать.
1. Что это?
2. К какой посуде это относится?
3. Какая она большая или маленькая (величина?
4. Какая форма?
5. Какой цвет?
6. Из каких частей?
7. Из какого материала?
8. Как ухаживать?
9. Для чего нужна человеку?
IV. Итог.
- Назовите тему нашего занятия.
- Для чего нужна посуда?
- Какая бывает посуда?
- Из чего может быть сделана посуда?
- Вам понравилось занятие? Почему?