Надежда Дерышева
Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи в средней группе на тему «Посуда»
Цель: развитие словарного запаса и навыки словообразования и словоизменения.
Задачи:
1. Развивающие: уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении; закреплять понятия чайная, столовая посуда; уточнить и активизировать словарь по теме «Посуда»; развивать связную речь; совершенствовать грамматический строй речи.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
2. Коррекционные: упражнения на развитие дыхания; развитие зрительного внимания и восприятия; развитие слухового внимания; развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением; образование относительных прилагательных; словообразование существительных в уменьшительно-ласкательной форме; согласование существительных с предлогами.
3. Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Используемый материал:
колокольчик;
обезьянка Анфиса;
цветные плоскостные изображения чашек с приклеенными кусочками ваты;
блюдца тех же цветов, что и чашки;
картинки вишни, малины, черники, клубники, яблок;
мяч;
три изображения чайника (чайник без носика, чайник без крышки, чайник без ручки);
одно изображение целого чайника;
предметы: железный чайник, фарфоровое блюдце, серебряные ложки, металлическая кастрюля, хрустальная ваза, пластмассовый поднос, деревянная ложка, стеклянный стакан;
три кружки (фарфоровая, железная, стеклянная);
палочка;
кастрюля;
изображение нескольких наложенных друг на друга предметов.
Ход НОД:
Колокольчик, мой дружок,
Собери детей в кружок.
(Звенит колокольчик, дети собираются возле воспитателя)
- Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики! (Дети здороваются)
Начинаем мы играть.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Слышите, кто-то стучится. Давайте посмотрим, кто пришел (берет обезьянку, она шепчет что-то на ухо). Это обезьянка. Ее зовут Анфиса. Она хочет с вами познакомиться. Поздоровайтесь, пожмите лапку Анфисе и назовите свое имя. (Каждый ребенок здоровается с обезьяной).
Дидактическая игра «У Анфисы гости»
- Ребята, у Анфисы сегодня день рождения. Она хочет пригласить гостей на чай. Давайте поможем Анфисе накрыть стол для чаепития.
- Подойдите к столу и выберите по одной чашке. (На столе лежат плоскостные изображения чашек с приклеенными кусочками ваты).
- А теперь подберите к чашке блюдце. (Блюдца тех же цветов находятся на наборном полотне).
- Как одним словом назвать чашку и блюдце? (посуда)
- Какая это посуда? (чайная)
- Какую чайную посуды вы еще знаете? (чашка, чайник, ложечка, блюдце, сахарницы, маслёнки, вазы для конфет и печенья)
- Почему ее называют чайной? (нужна для чаепития)
- Расскажите, посуда какого цвета у вас. 1-ый ребёнок: У меня красная чашка и красное блюдце. 2-ый ребёнок: У меня синяя чашка и синее блюдце. И. т. д.
- Молодцы, всё правильно рассказали. А сейчас давайте мы с вами попьём чай с вареньем.
Игра «Назови варенье»
- Ребята, а давайте расскажем Анфисе, какое варенье бывает.
Из вишни – вишневое,
Из малины – малиновое,
Из черники – черничное,
Их клубники – клубничное,
Из яблок – яблочное
- Ах, какое вкусное варенье! (Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», облизывают губы язычком).
Наварили мы Анфисе – ароматного варенья,
Вкусного такого, ну просто объеденье.
Вот сейчас возьмем мы ложку,
И отведаем немножко.
- Ребята, чашки у вас есть, давайте мы с вами выпьем чай, но он очень горячий, на него надо подуть.
Артикуляционная гимнастика «Подуем на чай» (сделайте вдох и подуйте, не поднимая плеч, не раздувая щёк, вытянув губы трубочкой. Вот так (дети дуют на ватку, прикрепленную к чашке) (Упражнение повторяется 2-3 раза)
- Попили чай, надо помочь Анфисе помыть посуду.
Пальчиковая гимнастика “Помощники”
Раз, два, три, четыре, (удар кулачками, хлопки в ладоши).
Мы посуду перемыли: (одна ладошка скользит по другой).
Чайник, чашку, ковшик,
ложку и большую поварешку. (Загибают пальчики, начиная с большого пальца).
Мы посуду перемыли, (одна ладошка скользит по другой).
Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики, начиная с большого пальца).
И кастрюлю уронили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так Анфисе помогали. (Удар кулачками, хлопки в ладоши).
- Ребята, вы так старались, Анфисе помогали, что посуду изломали! Придется теперь ее ремонтировать. Но давайте сначала ее пожалеем. Будем называть ее ласково.
Игра «Назови ласково». (Воспитатель бросает мяч называет посуду, а ребенок должен подобрать ласковое название посуды.)
Тарелка – тарелочка
Чашка – чашечка
Ложка – ложечка
Вилка – вилочка
Кастрюля – кастрюлечка
Сковорода – сковородочка
Кружка – кружечка
Стакан – стаканчик
Чайник – чайничек
- Ребята, а из каких частей состоит чайник? (носик, ручка, дно, стенки, крышка)
Дидактическая игра “Чего не хватает?”
(На наборном полотне три изображения чайника (чайник без носика, чайник без крышки, чайник без ручки)
- С чайником случилось несчастье. Без какой части остался первый чайник? (без носика).
- Тася, найди нужную часть на столе, прикрепи ее на место. И т. д.
- К какой посуде относится чайник? (к чайной)
- Давайте покажем, какой чайник.
Физминутка.
Вот большой стеклянный чайник (руки на поясе)
Очень важный, как начальник. (повороты туловища влево-вправо)
Вот фарфоровые чашки, (руки в стороны)
Очень крупные бедняжки
Вот фарфоровые блюдца (хлопают в ладоши)
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки (потягивание)
Голова на тонкой ножке
Вот пластмассовый поднос (руки вперед)
Он посуду нам принес (ходьба).
- А из чего же сделана наша посуда?
Игра «Из чего сделана?»
Чайник сделан из железа. – Чайник, какой? (спросить по очереди всех детей)
Блюдце сделано из фарфора. – Оно какое?
Ложки из серебра? – Они какие?
Кастрюля из металла. – Она какая?
Ваза из хрусталя. – Она какая?
Поднос из пластмассы. – Он какой?
Ложка из дерева. – Она какая?
Стакан из стекла. – Какой он?
- Как нужно обращаться со стеклянной, фарфоровой или хрустальной посудой? (осторожно, аккуратно, может легко разбиться)
- Ребята, у Анфисы же День рождения. А какой День рождения без песен? Сейчас наши музыкальные кружки споют для Анфисы.
Игра «Кружки – болтушки».
Берутся три кружки (фарфоровая, железная, стеклянная). Воспитатель ударяет по ним палочкой. Дети внимательно слушают и запоминают, как звучит каждая кружка. Потом закрывают глаза и дети по звуку должны отгадать, какая звучала кружка?
- Анфисе очень понравилась песня, и теперь она хочет поиграть с вами. Анфиса будет прятаться, а вы будете говорить, где она.
Игра «Куда спряталась Анфиса?» (Составить предложения об Анфисе, используя предлоги)
Анфиса на… Анфиса за. Анфиса перед. Анфиса рядом с. Анфиса в КАСТРЮЛЕ.
- Ребята, а кастрюля это какая посуда? (столовая, кухонная)
- Какую столовую/кухонную посуду вы еще знаете? (ложка, тарелки для супа, тарелки для второго, вилка, сковорода, нож, салатница)
- Почему ее так называют? (нужна для приготовления пищи, для приема пищи)
- У меня есть картинка, где в кастрюле спряталась другая посуда. Давайте назовем ее.
Игра «Что нарисовано?»
(Детям предлагают изображения нескольких наложенных друг на друга предметов. Дети должны назвать каждый предмет и его обобщенное значение. Например: «Это тарелка – столовая посуда»; «Это чашка – чайная посуда»)
- Молодцы, вы хорошо справились со всеми заданиями, давайте теперь поздравим Анфису с днем рожденья и поводим вокруг нее хоровод.
Подвижная игра «Каравай»
Как на Анфисин день рожденья
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой нижины,
Вот такой ужины,
Вот такой ширины.
Каравай, каравай!
Кого хочешь выбирай!
- А теперь Анфисе пора прощаться. Она очень рада, что у нее появились новые друзья.
Итог занятия.
- О чём мы сегодня говорили? Кто к нам приходил в гости? В какие игры мы играли с Анфисой? Что вам больше всего понравилось делать?