ТАТЬЯНА ДУДОРОВА
Конспект НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема : «Посуда»
Цель: Формирование лексико -грамматических категорий языка и развитие связной речи у детей.
Тема: Посуда.
Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в единственном лице без предлога.
Задачи:
Развивающие задачи :
-развивать диалогическую и связную речь.
-развитие фразовой речи.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста по лексической теме „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
-развитие слухового, зрительного внимания, памяти, логического мышления, тактильных ощущений, мелкой моторики.
Образовательные задачи:
-уточнение и расширение словаря по теме «Посуда».
-согласование прилагательных в роде,числе, падеже.
-образование существительных в творительном падеже без предлога от существительных именительного падежа.
Воспитательные задачи:
-воспитывать самостоятельность, отзывчивость, умение работать в группах.
Оборудование:
*Предметные картинки к чайному, кофейному, столовому сервизу;
*разрезные картинки с изображением посуды;
*предметы посуды из разного материала: деревянное блюдо, пластмассовый и стеклянный стаканы, алюминиевая кружка, бумажное блюдце, фаянсовая, фарфоровая чашки.
Ход занятия:
Начнё м занятие с загадки:
Есть у радости подруга
В виде полукруга
На лице она живёт
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится
Грусть, тоска её боится
Что это? (улыбка)
Подарим друг другу улыбки и продолжим занятие.
1. А сейчас я хочу загадать вам загадки о посуде, а вы подумайте, о каких предметах эти загадки.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
(Чайник.)
Сама не ем, а людей кормлю.
(Ложка.)
И в столовой, и на кухне,
В ресторане и везде:
Если варят - то в…
(кастрюле,
Жарят на… (сковороде).
2. Игра: «Что лишнее, почему?»
(развитие слухового внимания, логического мышления).
-чашка, стакан, яблоко, кастрюля;
-стакан, ложка, сковорода, картошка; и т. д.
3. Введение в тему.
Игра: «Собери разрезанную картинку»
(развитие логического мышления, мелкой моторики рук)
-Соберите разрезанную картинку, они подскажут, о чём мы будем говорить на занятии.
В. Какую картинку ты собрал? Чем ты любуешься?
В. Чем вы любуетесь?
Д. Мы любуемся чашкой, кастрюлей, сковородой, чайником, стаканом.
В. Как все эти предметы назвать одним словом?
Д. Посуда.
В. На занятии мы будем говорить о посуде.
Чашки, ложки, чайник и блюдо -
Имя их общее - это … (посуда)
Помогать всегда я буду
Нашей маме мыть … (посуду)
Суп нам варит в ней бабуля,
На столе стоит … (кастрюля)
Котлеты с корочкой всегда
Поджарит нам …. (сковорода)
Суп и кашу нам немножко
Прямо в рот доставит … (ложка)
Чтоб в работе был хорош,
Наточили остро … (нож)
Очень часто они бьются
Наши маленькие … (блюдца)
Открывай холодный кран,
Набирай воды … (в стакан)
4. Повторение пройденного.
(расширение словаря прилагательных по теме «Посуда». Развитие тактильных ощущений).
На столе стоят предметы посуды. Воспитатель предлагает потрогать их, постучать по предметам посуды, погладить, взвесить.
В. Какая бывает посуда?
Словарь признаков (им. прил. Какой? Какая? Какие)
Новая, старая, чистая, грязная, дырявая, белая, красная, синяя, удобная, красивая, деревянная, железная, стеклянная, пластмассовая, хрустальная, серебряная, фарфоровая, фаянсовая, эмалированная и т. д.
Пальчиковая гимнастика: «Помощники»
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли :
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали (Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках).
(Потирают ладони).
(Загибают пальчики, начиная с мизинца).
(Потирают ладони).
(Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках).
(Хлопают в ладоши)
5. Формирование новых знаний: Образование существительных творительного падежа
от существительных именительного падежа без предлогов. Согласование прилагательных в роде, числе, падеже.
В. Что стоит на столе?
Чем мы любуемся?
Какой чашкой мы любуемся?
Предполагаемые ответы детей :
-На столе стоит чашка, кастрюля, стакан, блюдо.
-Мы любуемся чашкой, кастрюлей, блюдом, стаканом.
Мы любуемся красивой, белой, фаянсовой,маленькой чашкой.
6. Закрепление.
Поиграем в игру с мячом «Какой? Какая? Какое? Какие?»
(Воспитатель бросает ребенку мяч и называет предметы посуды,
ребенок ловит мяч, говорит, какие они, и возвращает мяч вам).
Ложки (какие) – серебряные.
Тарелки (какие) – фарфоровые.
Кастрюля (какая) – эмалированная.
Ваза (какая) – хрустальная.
Нож (какой) – металлический.
Поднос (какой) – пластмассовый.
Кувшин (какой) – стеклянный.
Блюдо (какое) – фаянсовое.
Игра: «Перепутанница».
(Воспитатель предлагает разложить чайную, кофейную, столовую посуду).
В. Чем мы любуемся?
Д. Мы любуемся чашкой, блюдцем, сахарницей и т. д.
В. Чем ты любуешься?
Д. Я любуюсь чашкой, блюдцем, сахарницей и т д.
7. Итог занятия. Рефлексия.