Наталья Грузинцева
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Знакомьтесь: сова»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знакомьтесь - Сова»
Цели:
1. Познакомить ребят с лесной птицей совой, особенностями её внешнего облика, образом жизни.
2. Учить создавать изображение совы используя технику пластилинографии.
3. Развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина.
4. Развивать творческое воображение.
Материалы и оборудование: ноутбук, интерактивная доска, проектор, презентация «Знакомьтесь: Сова!», образец совы, выполненной методом пластилинографии; на каждого ребёнка: пластилин, картон голубого цвета или тонированной акварельной бумаги размером А5 с изображением силуэта совы, подкладная доска, тряпочка.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Знакомьтесь: сова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сова, совушка, совенок, совята
- Сова. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня на занятии я хочу пригласить вас в небольшое виртуальное путешествие - воспоминание на территорию нашего участка в детском саду. Предлагаю вспомнить, кого мы с вами увидели там и что за картину наблюдали. Я вам немного напомню.
«Стояла в городе зима. Мы с вами вышли на прогулку.
Вдруг на участок нашей группы
Пожаловала в гости птица к нам одна.
Она была похоже сильно голодна,
Раз днём отправилась на поиски добычи».
Кто вспомнит, что это была за птица? (Сова)
(Слайд 2)
- Конечно же, сова. Слушаем продолжение.
«В лесу кружила стая воронья. Сова сидела на заборе тихо.
И выжидала подходящего момента. Момент настал. Сова бесшумно налетела. Ворона в лапы угодила к ней».
Какую картину нам удалось наблюдать? (Картину охоты).
(Слайд 3)
- Правильно. Мы с вами наблюдали картину охоты совы. В какое время суток охотилась сова? (Сова охотилась днём).
- Обычно сова вылетает на охоту ночью. Как вы думаете, почему она вылетела на охоту днём? (Сова была очень голодная).
- Я с вами полностью согласна. Только голод заставил сову вылететь на охоту в это время суток. Ребята, а что вы знаете об этой птице? (Ответы детей).
2. Рассказ воспитателя о сове с показом презентации.
Воспитатель:
- Вы хотите узнать об этой птице больше? (Да).
- Тогда слушайте и смотрите.
(Слайд 4)
- Совы - это древние птицы, которые жили около 58 миллионов лет тому назад. На нашей планете существует более 150 видов сов. В некоторых источниках указывается о 220 видах. Самое большое разнообразие видов встречается в Азии.
Они являются хищными птицами.
(Слайд 5)
Совы могут поворачивать голову в каждую из сторон на 135 градусов, что в общем итоге дает им возможность поворачивать голову на 270 градусов.
(Слайд 6)
Но зачем ей это нужно, спросите вы? Все дело в ее глазах. Несмотря на отличное зрение, у них нет глазных яблок. По сути, их глаза — это трубки. Из-за этого они не могут двигать глазами. То есть они видят исключительно перед собой.
У большинства сов асимметричные уши (разных размеров и находятся на разной высоте). Это дает им отменный слух и способность точно определить местонахождение и расстояние до добычи, даже если они ее не видят. При этом стоит отметить, что у некоторых видов есть так называемые «ушные пучки», которые многими ошибочно принимаются за уши. Это не уши.
(Слайд 7)
У сов 4 пальца. Три пальца находятся спереди, а один сзади. Однако один из передних пальцев больше похож на большой палец нашей руки, так как он может поворачиваться назад. Если бы у совы было три неподвижных передних пальца и один задний, она бы просто не смогла удержаться на ветке.
(Слайд 8)
Это бесшумные хищники. Сова может подлететь к жертве и та ее не заметит. Все это благодаря наличию перьев разного типа плотности. У них есть ряд мягких перьев, которые на концах напоминают кисточки, мягкие и пушистые – они и заглушают шум во время полёта. Совы питаются грызунами, мелкими или средними млекопитающими, насекомыми, рыбой и другими мелкими птицами, в том числе и другими видами сов. При этом они проглатывают свою добычу целиком. После того как ее желудок переварил пищу, птица отрыгивает комки шерсти, кости, клювы и другие части, которые ее организм не смог переварить. Ученые используют эти комки для изучения их пищеварительной системы.
(Слайды 9-13)
Совы редко сооружают свои собственные гнезда. Вместо этого они предпочитают заброшенные гнезда ворон, ястребов и даже белок. Совы, живущие в безлесных местностях гнездятся на земле или под землей, в норах. Которые также отбирают у мелких или средних грызунов. Все совы гнездятся парами. Яйца совы откладывают с интервалом в несколько дней, но насиживать начинают сразу, птенцы вылупляются по очереди, и когда они подрастают, то в гнезде можно увидеть и уже оперившихся птенцов, и ещё голеньких.
(Слайд 14)
Обычно одна сова самка откладывает от 1 до 14 яиц. Хотя средние показатели 4-5 яиц. Появившиеся на свет совята получают от своей мамы повышенное внимание на протяжении 3-х месяцев. Она их кормит, обучает охоте, защищает от хищников, учит летать и т. д. Ведь совы-мамы это отличные родители, которые редко покидают гнездо со своими малышами.
(Слайд 15-16)
Из всех существующих видов сов на планете, эльфийская (она же сыч-эльф) является самой маленькой. Ее масса тела находится в районе 40 грамм, а длина тела не превышает 14 см, т. е. длина тела равна длине ладони.
(Слайд 17 - 19)
В то же время самым большим видом считается рыбный филин. Он может достигать 70 см в длину, а масса тела взрослой самки нередко находится в районе 4 кг.
На протяжении долгих веков совы ассоциировались с чем-то хорошим. Например, древние греки полагали, что сова — это символ мудрости и победы. Афина, богиня мудрости, часто изображалась в компании с совой.
Несмотря на то, что сова ассоциируется с мудростью, ее ужасно сложно тренировать. Они упрямые и обучаются в разы хуже, чем попугаи, ястребы и даже голуби.
Несмотря на свое широкое распространение, многие виды сов находятся на грани исчезновения. Снижение их количества вызвано вырубкой лесов (естественной среды их обитания, загрязнением окружающей среды.
3. Физминутка «Совушка – сова».
Совушка - сова (Взмахи руками)
Большая голова (Соединить кисти рук над головой в замок)
На пеньке сидит (Присесть на корточки, пальцы рук касаются пола)
Головой вертит (Повороты головы вправо – влево)
Во все стороны глядит –
Да ка-а-ак
Полетит! (Встать, взмахнуть руками, изобразить полёт)
4. Работа по выполнению изображения совы в технике пластилинографии.
Воспитатель:
- Ребята, наше интерактивное путешествие закончилось. Но на память о нем и о его главном герое, я хочу предложить вам выполнить интересную работу, изображение совы в технике пластилинографии. Это значит, что мы будем с вами раскрашивать сову пластилином. Посмотрите на представленный образец на доске. Для работы нам понадобится пластилин коричневого цвета, оранжевого, немного жёлтого, белого и чёрного цветов. Туловище, голову сове раскрасим коричневым цветом, крылья и лапы – оранжевым, клюв вылепим из желтого пластилина. Глаза сделаем белыми, зрачки – чёрными.
Дети самостоятельно выполняют работу. Воспитатель оказывает помощь тем, кому она необходима. По окончании проводится выставка детских работ.
5. Итог занятия.
Воспитатель:
- Ребята, кому было посвящено наше занятие сегодня? Что интересного вы узнали о сове? Я желаю вам быть в жизни внимательными, наблюдательными. Окружающий нас мир очень интересен. Важно, чтобы он ещё оставался и богатым. А для этого мы должны беречь нашу природу, защищать её!