Светлана Никуйко
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 179»
Тема: «На лугу у реки золотые огоньки»
Воспитатель:
Никуйко Светлана Юрьевна
ЦЕЛЬ: Создание условий для закрепления знаний о строении и назначении одуванчика.
ЗАДАЧИ:
• Создать условия для обогащения представлений детей о лекарственных растениях
• Развивать у детей любознательность, наблюдательность, творческое воображение детей.
• Упражнять в ориентировке в пространстве.
• Развивать у детей зрительные, слуховые, тактильные ощущения. .
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• Развивать умение слушать и понимать обращенную речь, участвовать в коллективном разговоре.
• Создать обстановку радостного непринужденного общения детей.
• Воспитывать гуманное отношение к природным объектам.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Карточки с частями цветка, мнемотаблицы, лупы.
ГРУППА: старшая
МЕТОДЫ: словесные, наглядные, практические.
ПРИЁМЫ: игровые (дидактические игры, подвижные игры). Словесные (беседа, использование загадок, стихотворений, этюд).
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: беседа и занятия лекарственных о растениях; наблюдения за особенностями внешнего вида растений; составление рассказов о растениях, заучивание стихотворений об одуванчиках
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: корень, стебель, соцветие, перенос семян, размножение растений, лекарственные растения, подорожник, ромашка, одуванчик.
ХОД НОД:
Этюд «Цветок моего настроения»
Воспитатель предлагает детям выложить цветок настроения из лепестков. Если радостное, веселое настроение нужно взять яркий блестящий лепесток; спокойное – лепесток белого цвета; грустное мрачное настроение – черный лепесток.
- Посмотрите, какой красивый цветок! А сейчас я вам открою небольшой секрет – наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если вы будете думать только о хорошем, светлом, то и настроение у вас будет радостное и хорошее. И даже если кто-то пришел с грустным настроением, то после нашего круга, я думаю, настроение у него будет таким же хорошим, как наш цветок. А теперь давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
Чтение стихотворения «Одуванчик» (В. И. Мирясова)
Желтая головушка, розовая ножка
Одуванчик солнышко в мае на лугу.
На него любуюсь, очень берегу.
Жаль не долго солнышко будет золотым,
Побелеет солнышко, и расстанусь с ним!
Беседа вопросы:
Почему одуванчик назван солнышком? (его цветок желтого цвета, круглый и похож на солнышко).
Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.
Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним сою головку-цветок.
Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки.
Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.
А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.
- Ребята, давайте рассмотрим одуванчик. Назвать части цветка: корень, стебель, листья, соцветия, семена.
Корень - всему основа, он удерживает растение в земле, дает ему питательные вещества и влагу. Стебель придает растению форму, он несет на себе листья и цветы, переносит соки от корня к листьям и цветкам. Зеленый бутон, который раскрывается в желтый цветок, затем на месте лепестков появляются белые пушинки- зонтики, с помощью которых ветер разносит семена.
Эксперимент «Что внутри»
Дети рассматривают растение, любуясь на сочную зелень. Выясняют, как вода из корешков попадает к листьям (она прошла через стебельки). Уточняют, что для этого в стебельках должно быть отверстие. Предположение проверяют, рассматривая срез стебля, найденного на участке сорванного одуванчика, через лупу. Сжимают пальцами стебель, выясняют, что в нем есть вода. Рассматривают с помощью лупы деревянные бруски. Погружая в воду, определяют наличие в брусках отверстий для прохождения воды.
Ребята, что нужно для роста цветка? (вода, тепло)
Физ. минутка. Игра «Одуванчик».
- Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут (дети встают).
- Ветер налетел, стал дуть на одуванчик (дети раскачивают поднятыми вверх руками).
- Ветер подул ещё сильнее (дети разбегаются в разные стороны).
- Вдруг с головок одуванчиков полетели белые легкие парашютики (дети приседают).
- Там, где упали парашютики, снова будут расти одуванчики (дети встают – 2 раза).
Садятся.
Составление рассказа «Путешествие семечка» (мнемотаблица)
Схематическое изображение.
1. Зрелый одуванчик – отлетающее семечко «парашютик»
2. Зима – снег
3. Весна, солнце – появляется росток
4. Цветущий одуванчик
5. Вопросительный знак (продолжить рассказ)
- Какие необходимы условия для переноса семечка? (ветер)
- Какие условия необходимы для роста растения? (тепло, влага)
Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»
Возьмите кусочки ватки на ладошку – это у нас будут маленькие парашютики одуванчика – подуйте на него. Губы вытягиваем трубочкой, щеки не раздуваем и дуем на ватку, полетел наш парашютик. Поэтому одуванчики растут всюду: на лугу, в поле, у дороги, на участке детского сада.
- Ребята, одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика.
У нас на участке растут другие лекарственные растения, посмотрите это подорожник, он растет вдоль дорог.
А чем же эта травка полезна, почему считается лекарственной?
Поранили ножку или ручку, помочить листочек и приложить к ранке, кровь останавливается, и ранка заживляется.
А какой лекарственной травкой горлышко лечат?
Вы ее все знаете и любите. Это ромашка.
Итог занятия
- Какие вы знаете лекарственные растения? (Одуванчик, подорожник, ромашка).
- Почему нужно беречь и охранять их? (Они приносят пользу и красоту)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты