Елена Пан
Конспект по познанию в старшей группе «Вода и её свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект учебно – познавательного НОД в старшей группе
Тема «Вода и её свойства»
Вид НОДа: учебно – познавательное.
Тип НОДа: комбинированный
Цель: Развитие познавательной деятельности детей, их познавательных интересов.
Задачи:
Публикация «Конспект по познанию в старшей группе „Вода и её свойства“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
1 Образовательные: Познакомить детей со способами обследования воды. Расширить кругозор детей за счёт использования знаний из различных областей. Познакомить с некоторыми свойствами воды : жидкость без вкуса, цвета, формы и запаха, вода прозрачная, текучая, может разливаться, её можно вылить, налить, перелить, разлить. Закрепить знания детей о значении воды в нашей жизни, в жизни окружающего мира. Показать детям, как вода пришла к нам, что вода существует в разных состояниях. Учить устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в природе. Подводить к выводам и обобщениям.
2. Развивающие: Развивать познавательный интерес, любознательность, стремление к опытнической деятельности, желание самостоятельно найти ответ. Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение, умение находить решение и делать выводы. Продолжать обогащать и активизировать словарный запас детей.
3. Воспитательные: Воспитывать навыки культуры поведения, чувство доброты и взаимопомощи. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, желание сохранять природу, беречь каждую каплю воды. Воспитывать экологическую культуру.
Методы и приё мы:
Наглядные: использование наглядных пособий, декораций, использование образца, музыкальное сопровождение, использование карт – схем, показ, демонстрация иллюстративных пособий, опытов.
Словесные: поисковые и проблемные вопросы к детям, объяснение, указания, оценка деятельности детей, загадывание загадок, использования художественного слова, указания, поощрения, обобщение, пояснение, обращение копыту детей, подведение к выводу, анализ НОД
Практические: создание проблемной ситуации, сюрпризный момент, игры, упражнения, обследование, сравнение, сопоставление, эксперимент, активная деятельность детей.
Оборудование:
Демонстрационный материал: глобус, лупа, мешочки с крупами, снеговая и водопроводная вода, цветная бумага, кусочки льда, сахар, песок, сосуды различной формы, масло, перья, таблица – схема.
Организация НОД
Дети располагаются в центре групповой комнаты на ковре. Стол воспитателя стоит рядом. В зале расставлены столы для проведения опытов.
План НОД
Ход НОД
I ч. Вводная: Приход профессора Эко
II ч. Основная:
1. Проблемная ситуация : Началось сильное таяние снега в Антарктиде
2. Подготовка к путешествию
3. Игра «Отбери предметы»
4. Игра «Узнай на ощупь»
5. Игра «Узнай на вкус»
6. Рассматривание глобуса
7. Исследование свойств воды : цвет, запах, форма
8. Сравнение воды морской и пресной.
9. Загадки об обитателях моря.
10. Опыт Вода растворяет вещества
11. Опыт Экологические катастрофы
12. Опыт Таяние льда, и повышение уровня воды
13. Физкультминутка. Аутотренинг
14. О ценности воды
15. Чтение стихотворения «Вы слыхали о воде? Говорят она везде.»
16. Как приходит вода в дом.
17. Как беречь воду
18. Чтение стихотворения «Родник иссяк, ручей ослаб, а мы из крана кап –кап»
IIIч. Заключительная часть
Ход НОД
Iч. Вводная (В группу к ребятам приходит профессор Эко).
-Здравствуйте, дети. Меня зовут профессор Эко. Я работаю в лаборатории, которая занимается исследованием снега, льда и воды. Здесь у меня находится всё, что необходимо для изучения природы.
У меня есть волшебный телефон. Я получаю звонки со всего света. С его помощью я узнаю всё, что делается в нашем большом доме.
Ребята, вы поняли, о каком доме я вам говорю? У нас над головой одна общая голубая крыша - небо. У нас под ногами один общий пол- земляная поверхность. У нас, у всего человечества, одна на всех лампа, она же песка - солнце. У нас общий водопровод - дождевые и снежные тучи. И вентилятор один на всех - ветер - ветрило. Вот и выходит, что земной шар - это действительно наш общий большой дом. Представить, как выглядит наш дом, нам поможет глобус - уменьшенная модель огромной земли, где живут все люди на свете. И как приятно, когда в доме чисто и уютно. Вот и работает наша лаборатория, для того чтобы в случае необходимости прийти на помощь.
II ч. Основная часть (раздаётся телефонный звонок)
1. Эко: Алло! Это звонит моя помощница - Капелька. Что ты говоришь, Капелька?
Беда! Она говорит, что в Антарктиде началось сильное таяние снега. А где же находится Антарктида (Дети вмести с воспитателем находят Антарктиду на глобус.) Обследуем это место. (Рассматривают Антарктиду с помощью лампы.)
Вы видите тёмное пятно на снегу, чтобы это могло быть? (Это пыль, загрязнения.) Выхлопы автомобилей, дым заводов содержат такие вещества, которые поднимают в воздух и переносятся ветром на далёкие расстояния и там оседаю. Ребята, а как вы думаете, почему же началось обильное таяние снега? Вспомните, какой снег быстрее тает - грязный или чёрный? (Грязный) 2. Необходимо воспрепятствовать этому. Вы готовы мне помочь? Срочно собираемся в путь. Какая погода в Антарктиде, как вв думаете? Что же нам пригодится в путешествии?
Перед вами на столе лежат предметы. Вам необходимо отобрать то, что понадобится в путешествии для исследования воды и льда. Дети отбирают лупу, карандаш, блокнот, колбочки, баночки. Рассказывают о их назначении.
Нам необходимо быть внимательными и уметь замечать всё на своем пути. Потренируемся. Перед вами лежат несколько мешочков. Пощупайте их и попробуйте определить, не раскрывая, что это может быть. (Гречневая крупа, макароны, рожки, сахар.) Для путешествия нам понадобятся продукты. Ручки потренировали, а теперь потренируем язычок. Попробуйте на вкус с закрытыми глазами и определите, что это за продукты. (Чернослив, яблоко - сухофрукты.) Чтобы не болеть, нам понадобятся сухофрукты, соки, витамины. Вот теперь мы смело можем отправляться в путь. (Рассаживаются на ковре, вокруг столика воспитателя)
Эко: Я открою чемодан - лабораторию, которая всегда со мной, и мы начнём наши опыты прямо сейчас.
3. Пока мы летим, давайте рассмотрим повнимательнее глобус. Каким цветом обозначена вода на глобусе? (Голубым.) А почему голубым? (Голубой цвет – цвет чистоты.) Посмотрите, чего больше на земле - воды или суши? На глобусе есть участки и белого цвета. Что он обозначает? (Лёд – это вода в замёршем состоянии.) Где на материках может быть вода? (В реках.) Посмотрите, у меня в стакане вода. Под стакан положим листочки цветной бумаги, а теперь посмотрите в стакан, что вы видите? Какой из этого можно сделать вывод? Изобразите это схематично. Какого она цвета? (Бесцветная, прозрачная.) Назовите ещё прозрачные предметы. Как вы думаете, прозрачная ли вода в кране? А в озере, речке, море?
Понюхайте воду. Она чем – нибудь пахнет? Значит, что мы можем сказать про цвет и запах воды? А какую форму имеет вода? (Показать стакан, пробирку.) Значит, что можно сказать про форму воды? Вода занимает форму сосуда. Как это можно занести на карту – схему.
А вы знаете, чем отличается вода в реках от воды в морях и океанах? (Она пресная.) Пресная, значит, безвкусная. Давайте попробуем. Правда ли, что она без вкусна? (Детям на пробу дается томатный сок и определяется вкус (кисло – сладкий). Затем пробуется пресная вода и определяется, есть ли у неё какой – либо вкус.) Вот, попробуйте. Чем же отличается? (Вода морская – солёная.) А как же попала соль в океаны и моря (На глобусе показать, как маленькие речушки вливаются, впадают в моря и несут собой соли.) А почему воду называют жидкостью? Её можно переливать из одного стакана в другой. Она текучая. Если налить на плоскость, она растекается. Изобразите схематично, что вода – это жидкость. Так что же такое вода? Вода – это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Как это можно занести на карту – схему.
4. Вот, мы и прилетели в Антарктиду. (Появляется Капелька.)Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы приехали вместе с профессором ЭКО. Наша лаборатория уже готова к исследованиям. Занимайте свои места. Дети занимают свои места за столом.
ЭКО: Мы с вами выяснили, что вода в нашем водопроводе отличается от воды в морях и океанах. Она - солёная. А как сделать воду солёной.
Опыт 1. В стаканчик с пресной водой добавляется соль. Посмотрите, изменился ли цвет воды? А что изменилось? Вот видите ребята, оказывается вода ещё и волшебница. Она умеет растворять в себе некоторые вещества - это называется диффей. Можно ли такую воду употреблять в пищу? Ребята, а какая вода ценнее? Солёная или пресная? Почему? Значит, солёная вода нам не нужна?
Вильнет хвостом
Туда - сюда
И нет её, и нет следа. (рыба)
Через море - океан
Плывёт чудо - великан,
Прячет ус во рту,
Растянулся на ветру. (кит)
В морях и океанах живут многие животные, рыбы, водные растения. Они приспособились к жизни в таких условия. Им и нужна солёная вода. Как это можно занеси на карту - схему.
Опыт 2. Посмотрим, а растворяются ли в воде другие вещества? Например, песок. Какой можно сделать вывод? И как изобразить на схеме?
Опыт 3. Ребята, а что произойдет, если в воду попадут маслянистые вещества? Например, нефть? Капнем в стакан капельку масла, что вы видите?
А теперь опустите в стакан перышко. Что с ним стало? Представьте, что села птичка, что с ней случится? Нефть прилипает к оперению птиц. Покрытые нефтью перья уже не могут согревать птиц, и они погибают от холода.) Помочь этим птицам можно, только собрав нефть.) Для этого нужно действовать очень быстро, чтобы спасти животных и очистить море и его берега.
Существует несколько способов очистки моря от нефти. Торф или солома, впитывающие нефть, распределяются по поверхности воды, а затем собираются и сжигаются.
Опыт 4. Ребята, а как вы думаете, а лёд (замороженные кубики льда, который покрывает Антарктиду, он тоже солёный? Положите кусочки льда в стаканчик, рассмотрите его. А теперь Наташа положит свой кусочек льда в стакан с тёплой водой. Лёд плавает, значит, он легче воды. Посмотрим, что с ним будет через некоторое время. Лёд растаял. Попробуйте воду, стала ли она солёной? Значит, во льдах сосредоточены большие запасы пресной воды, которую можно использовать в пищу. Какое важное мы с вами делали открытие? Как это можно занести на карту - схему.
Опыт 5. А теперь заметьте, на каком уровне находится вода в стакане. Отметим уровень фломастером. А теперь положим в стакан несколько кубиков льда и через некоторое время посмотрим, что произойдёт. Уровень воды в стакане стал выше. Почему? Что может произойти, если будут таять льды Антарктиды? Что произойдёт, если ледники растают? (Они затопят земную поверхность, погибнут животные, птицы и даже человек.) Значит, нельзя допускать загрязнения льдов Антарктиды. Как приятно, когда всё, что нас окружает, - чистое.
Физкультминутка. Аутотренинг
. Ярко светит солнце, дует лёгкий ветерок,
я вдыхаю его чистый, свежий воздух,
колышутся травы луга, надо мной гордо кружат птицы
Мне хорошо и приятно,
Я очень рад (а, что встретился с удивительным миром природы.
Я хочу жить в мире с природой.
Я буду другом и защитником всему живому.
А теперь, снова в путь!
Нам пора отправляться снова в детский сад. Свернём нашу лабораторию. Сколько интересных открытий мы с вами сделали? В чём заключается ценность воды? Мы умываемся ею, используем для приготовления пищи.
Воспитатель: Молодцы, но знаете, вода нужна не только человеку, но и всему живому на земле. Без воды нет жизни. Для рыб, некоторых растений и животных вода - это среда обитания. Смогут ли без неё прожить люди? Почему? Ведь без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды всего 3 дня! Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы, например, берём из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, уже использованную.
Капелька (в записи)
Вы, слыхали о воде?
Говорят, она везде! В луже, в море, океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда.
Без неё нам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смеем вам мы доложить:
Без воды нам не прожить.
Теперь мы поняли, что вода нужна всему живому на земле. Без воды нет жизни. Откуда же берётся наша вода, которую мы пьём?
Это происходит с помощью водопроводной сети, куда по трубам из резервуаров и водосборников поступает вода. Чтобы снабжать население городов водой, рядом с ними стоят огромные водохранилища. Из этого следует, что воду нужно беречь. А как мы с вами можем беречь воду? Вот послушайте, о чём говорят капли, когда выпадают из неплотно прикрытого крана:
Родник иссяк, ручей ослаб, а мы из крана кап - кап - кап
Мелеют реки и моря, не тратьте воду, зря, зря, зря.
А то пройдёт немного лет, и нет водицы, нет, нет, нет.
Такое грустное стихотворение, правда, ребята? Ребята, запомните четверостишье:
Бережливей будь с водой.
И как только воду взял
Хорошенько кран закрой.
Вот как много нового мы сегодня узнали на нашем ноде. Теперь я уверен, что никто из вас не оставит кран открытым. Для предотвращения всех этих проблем давайте с вами нарисуем плакаты о том, как надо беречь воду.
IIIч. Заключительная часть: Эко: Спасибо, ребята, вам за то, что помогли нам. Мы с капелькой сейчас уйдём в нашу лабораторию, а вы не забывайте про нас и помните, что воду нужно беречь, что пресной воды очень мало. А чтобы вы не забывали делать добрые дела, я хочу подарить вам «Копилку добрых дел». Делайте только добрые дела и заносите их в эту копилку. Когда она будет полной добрыми делами, значит, мы на самом деле помогаем планете выжить.