Залиханова Гулнара Масхутовна
Основные формы и свойства мышления. Генезис развития
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад.
Тема: «Основные формы и свойства мышления. Генезис развития»
Одним из аспектов умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие их мыслительной деятельности, которое рассматривается как развитие мыслительных операций, познавательных процессов и способностей. Очевидным является тот факт, что мышление, как и другие психические познавательные процессы имеет определенный путь развития. В онтогенезе человека мышление рассматривается как развивающееся в течение жизни, усложняющееся и совершенствующееся по мере взросления человека. И логическое мышление выступает как высшая форма развития мышления человека. Научить детей логически мыслить – это значит научить их анализировать, выделять существенное, отделять от несущественного, сравнивать, доказывать, устанавливать взаимосвязи между предметами, оперировать понятиями, делать выводы и обобщения, давать оценку фактам.
Весь этот арсенал логических средств в своей совокупности составляет логический аппарат мышления, овладение которым можно назвать своеобразным результатом развития мышления. В нашем докладе мы отметим основные стадии развития мышления при переходе с одного уровня развития на другой, более сложный.
Мышление – познавательный психический процесс, с помощью которого происходит обобщенное и опосредованное отражение действительности.
Л. А. Венгер и В. С. Мухина дают следующее определение мышления: “Мышлением называется отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущие к получению новых знаний”.
Таким образом, мышление представляет собой проникновение в сущность предметов и явлений, основано на установлении связей и отношений, на косвенном познании предметов или явлений: наблюдая одни явления, мы судим о других, которые определенным образом с ними связаны. Основными свойствами человеческого мышления являются его отвлеченность и обобщенность.
Отвлеченность мышления состоит в том, что, думая о каких-либо предметах и явлениях, устанавливая связи между ними, мы выделяем только те их свойства, признаки, которые важны для решения стоящего перед нами вопроса, отвлекаясь от других признаков, в данном случае нас не интересующих. С отвлеченностью мышления тесно связана и его обобщенность. Выделяя наиболее важные, существенные с той или иной точки зрения стороны, связи и отношения, мы тем самым сосредотачиваем свою мысль на том общем, что характеризует целые группы предметов и явлений.
Уже в конце первого года жизни дети начинают обнаруживать первые проявления мышления: замечать простейшие связи и отношения между предметами и их свойствами и использовать эти связи для достижения определенной цели. Отношения между предметами выясняется детьми путем практических проб. Это – наглядно-действенное мышление. Основным признаком наглядно-действенного мышления является тесная, неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, принципиальная невозможность решить поставленную задачу без участия практических действий. Для ребенка, имеющего достаточно развитое наглядно-действенное мышление, характерно, что информация, полученная им в результате очередного преобразования объекта, сразу же используется как для выявления скрытых свойств и связей этого объекта, так и для построения последующих действий с целью получения следующей «порции информации». Этот тип мышления остается основным и в раннем детстве. Уже на его уровне в простейших формах возникают основные свойства мышления – отвлеченность и обобщенность: в орудии выделяются те признаки, которые важны для его употребления, остальные отступают на задний план.
В процессе наглядно-действенного мышления формируются предпосылки для более сложной формы – наглядно-образного мышления, которое характеризуется тем, что решение определенных задач может быть осуществлено ребенком в плане представлений, без участия практических действий. По мере накопления ребенком опыта практических действий его мышление начинает полностью осуществляться при помощи образов-представлений о том, каким может быть результат того или иного действия. Вместо того, чтобы осуществлять реальные пробы, он проделывает их в уме, представляя себе возможные действия и их результаты. На протяжении 4-5 года жизни дети постепенно переходят к решению сначала более простых, а потом и более сложных задач с косвенным результатом при помощи наглядно-образного мышления. Возможность косвенного познания, выделение связей и отношений, от которых зависит решение задачи, возникает благодаря тому, что средства, которыми начинает пользоваться ребенок в наглядно-образном мышлении позволяют ему отображать не все особенности предмета, а только те, которые существенны для решения, то есть обеспечивают отвлечение и обобщение. Наглядно-образное мышление приобретает ведущее значение в старшем дошкольном возрасте. Задания, в которых связи. Существенные для достижения цели можно обнаружить без проб, старшие дошкольники обычно решают в уме, затем уже выполняют практическое действие. К наглядно-действенному мышлению они обращаются в случаях решения тех задач, которые невозможно решить без действенных проб.
Наряду с бурным развитием образного мышления в этот период начинают закладываться основы логического мышления – мышления при помощи рассуждений. Рассуждать – это значит, связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос, решить мыслительную задачу. В процессе рассуждения используются понятия о предметах, явлениях, их свойствах и отношениях- ту логическую форму мышления, в которой отражаются общие и существенные признаки, свойства предметов или явления окружающей действительности. В понятиях кристаллизуются знания о предметах и явлениях действительности в обобщенном и отвлеченном виде. Они вырабатывались обществом вместе с созданием и развитием языка. Однако, точные и однозначные определения имеют только понятия, разработанные и употребляемые в разных областях науки - научные понятия. Те понятия, которые мы употребляем в обыденной жизни, значительно менее точны. Вряд ли кто-нибудь из нас может точно ответить, что значит слово «стол» или, тем более, «благодарность». В отличие от научных такие понятия называются «житейскими». Однако и житейские понятия, как правило, выделяют достаточно важные, существенные признаки предметов и явлений, и хотя мы далеко не всегда можем эти признаки указать, но употребляем слова в соответствии с ними. Житейские понятия, так же как и научные, имеют обобщающее значение. Ведь значение слова «стол» распространяется на все столы. Каждый человек усваивает только часть имеющихся понятий и усваивает их по-своему, в меру своего жизненного опыта.
Итак, «понятия – средства логического мышления, а способами их использования при решении мыслительных задач служат рассуждения, выполняемые по определенным правилам. Эти правила изучает особая наука – логика. Поэтому и виды рассуждений, основанные на них, называются логическими процессами и логическими формами мышления, а само мышление в понятиях – логическим мышлением».
Систематическое овладение понятиями начинается в процессе школьного обучения. Но в условиях специально организованного обучения старшие дошкольники вполне способны усвоить некоторые понятия и пользоваться ими в своих рассуждениях. Существуют задачи, которые невозможно правильно решить при помощи образов – они обязательно требуют логического мышления, использования понятий. Для этого ребенок должен научиться рассуждать, основываясь только на знаниях о том, какие признаки вещей обозначены теми или другими свойствами, и не пытаясь представлять себе эти вещи и признаки наглядно. Этого удается добиться, если показать ребенку способ, которым выделяются те признаки вещей, которые входят в понятие и обозначаются соответствующими словами. К таким задачам, основанным на выявлении и понимании скрытых свойств вещей, которые нельзя увидеть, относятся задачи, придуманные знаменитым швейцарским психологом Жаном Пиаже. Исследования психологов показали, что при соответствующей работе, объяснении дети старшего дошкольного возраста могут решать задачи Пиаже без ошибок. Таким образом, в благоприятных условиях, когда дошкольник решает понятийную, интересную для него задачу и при этом наблюдает доступные его пониманию факты, он может логически правильно рассуждать.
В старшем дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи осваиваются понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятия начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство взрослых. Так, например, пятилетний ребенок уже приобретает такое отвлеченное понятие, как «живое существо»: легко и быстро относит к «живым» крокодила (0,4 секунды, но слегка затрудняется, относя к данной категории дерево (1,3 секунды) или тюльпан (2 секунды).(4, 230). Дети начинают лучше использовать понятия, оперировать ими в уме. К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений. Эта последняя особенность говорит о том, что даже если ребенок усвоил отдельные понятия, это не значит, что все его мышление перестроилось, стало логическим. Усвоенные понятия обычно остаются маленькими «островками» в общем процессе мышления ребенка, в основном же оно остается наглядно-образным. «Старший дошкольник может многое, но не следует переоценивать умственные возможности шестилеток. Логическая форма мышления еще не типична, не характерна для этого возраста». Но все же последнее утверждение не отрицает возможности и в определенной степени необходимости развития логического мышления у детей дошкольного возраста. Эта необходимость оправдывается, прежде всего, подготовкой ребенка к обучению в школе, где ему придется самостоятельно решать мыслительные задачи. Шестилетний ребенок, начиная обучение по школьной программе, должен приобрести ряд новых умственных качеств, необходимых школьнику. Для успешного усвоения школьных учебных предметов нужно уметь выделять существенное в предметах и явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, выделять сходное или различное, уметь находить причины явлений, рассуждать, делать выводы. Все эти качества относятся к понятийному логическому мышлению. Школьное обучение в значительной мере построено на усвоении словесно сформулированных правил и их применении при решении разнообразных задач. Это опять-таки требует логического мышления.
Поэтому в воспитании мышления дошкольника основное значение имеют педагогические воздействия, направленные на развитие образного мышления, увеличение его отвлеченности и обобщенности.
При успешности педагогического воздействия старшие дошкольники умеют отделять главное от второстепенного, понимают, что все явления как-то связаны между собой, и что для решения любой мыслительной задачи нужно найти ту связь, которая в данном случае существенна, и отбросить все остальное. «От этого – один шаг до овладения принципами логического мышления, которое тоже основано на отвлечении и выделении связей, но только не наглядном, а чисто словесном».
Возможность и необходимость развития логического мышления у детей дошкольного возраста может быть оправдана также и следующим фактом, подтвержденным современными психологическими исследованиями.
В процессе умственного развития ребенка тесно взаимодействуют три основных формы мышления: наглядно-действенная, наглядно-образная и логическая. Данные формы образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором в различные моменты может превалировать то одна, то другая форма мышления, и в связи с этим познавательный процесс в целом приобретает соответствующий характер. В понятийном мышлении всегда имеются образные компоненты, в процессе образного мышления существенную роль играют понятия. Каждая форма мышления характеризуется своими особыми средствами и способами осуществления и выполняет специфические функции в общем процессе умственного развития детей. Так, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление подготавливают становление речи и элементов логического мышления, связанных с речью. В свою очередь развитие простейших логических операций существенно влияет на перестройку до понятийных форм мышления.
В умственном воспитании современных дошкольников на первый план выдвигается задача формирования способности к активной мыслительной деятельности, в ходе которой познается мир. Надо стремиться дать детям не исчерпывающую сумму знаний, а ключ к познанию действительности. Решение этой задачи дело не простое и требует от воспитателей большого творческого труда. Формирование же у детей старшего дошкольного возраста алгоритмических представлений является одним из путей развития логического мышления и, соответственно, одним из наиболее эффективных путей полноценного умственного развития детей.
Использованная литература.
1. Венгер Л. А., Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М., 1994.
2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. – М., 1988.
3. Зеньковский В. В. Психология детства. – М., 1996.
4. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. Под ред. Н. Н. Поддъякова, А. Ф. Говорковой. – М., 1985.
5. Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога. - Ростов-на Дону, 2005.