НОВИКОВА ЕЛЕНА
Конспект открытого интегрированного занятия «Вода и ее свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого интегрированного занятия совместной деятельности педагога с детьми 4-5 лет по экспериментированию. Тема. Вода и ее свойства.
Автор – составитель: Новикова Елена Германовна воспитатель 1 категории.
Образовательная область «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы.
Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия „Вода и ее свойства“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Интегрируемые образовательные области: «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность»; «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие (музыкальная деятельность)», «Физическая культура».
Тема занятия «В гости к волшебной капельке»» (Ознакомление с миром природы).
Программное содержание. Изучение свойств воды и её значения в нашей жизни. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Формирование умения определять запах вещества. (ОБЖ). Развитие умений: сравнивать, анализировать, делать выводы. Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия. Развитие связной речи. Совершенствование игровых умений детей, развитие интереса к играм. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, умения работать в группе. Воспитание любви к природе, бережного отношения к воде. Совершенствование физических качеств детей; формирование правильной осанки. Формирование у детей эмоционального отклика при восприятии музыки; умение соотносить звуки с природными явлениями.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, эксперимент, игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая.
Демонстрационный материал. Игрушка Крошка Енот. Ведёрко с водой и ведёрко со льдом. Небольшие ёмкости с яблочным соком, молоком, водой. Карточки в виде капелек воды с загадками. Слайды «Три агрегатных состояния воды. Устройство для показа слайдов. Аудиозапись «Звуки воды». Аудиозапись Оркестровая обработка песни «Улыбка». Магнитофон. Предметные картинки «Три агрегатных состояния воды» (повторяющие содержание слайдов); «Вода в нашей жизни». Раздаточный материал. Детские работы «Улыбки-солнышки»». (Подарок для взрослых, присутствующих на занятии). Бесцветные, прозрачные, пластиковые стаканчики. Трубочки для коктейля. Ложечки. Салфетки. Обручи для проведения физкультминутки
Предварительная работа: Беседа на тему «Вода в жизни человека». Рассматривание иллюстраций «Вода и ее состояния». Чтение произведения Л. Мур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду». (пер. с анг.
О. Образцовой). Просмотр мультфильма.
План проведения занятия.
Часть I. Введение в игровую ситуацию.
1. Организационный момент.
2. Сюрпризный момент.
3. Знакомство с водичкой.
4. Отгадывание загадок о воде.
5. Беседа «Значение воды в нашей жизни».
Часть II. Свойства воды. Практическое экспериментирование.
Опыт №1. Вода течёт. Вода тяжёлая.
Опыт №2. Вода не имеет цвета. Вола бесцветная.
Физкультминутка «Рыбки плавают в пруду».
Опыт №3. Вода не имеет запаха.
Опыт №4. Вода не имеет вкуса (безвкусная).
Опыт № 5. Вода прозрачная.
Часть III. Обобщение и закрепление полученных знаний.
1. Обобщающая беседа.
2. Итог занятия.
Методика проведения.
Часть I. Введение в игровую ситуацию.
1. Организационный момент. Дети входят в зал (звучит оркестровая обработка «Улыбка». Здороваются с гостями. Воспитатель: «От улыбки хмурый день светлей.
От улыбки в небе радуга проснется!
Поделись улыбкою своей
И она к тебе не раз ещё вернётся.
Мы очень рады, что к нам пришло так много гостей. Примите от нас «улыбки-солнышки» и хорошее настроение не покинет больше вас». (Дети дарят гостям «улыбки-солнышки»).
2. Сюрпризный момент. Воспитатель «находит» среди гостей игрушку Крошку Енота и обращает на неё внимание детей.
Ой, ребята! Посмотрите, кто тут у нас сидит среди гостей? Это же Крошка Енот! Здравствуй, Крошка Енот! Ребята, а вы знаете, что Крошка Енот любит играть с водой и купаться? Крошка Енот принес нам в подарок- волшебное ведерко. Интересно, что же там внутри? Давайте посмотрим?
3. Знакомство с водичкой. Воспитатель вместе с детьми рассматривает содержимое ведёрка (в нём вода).
Ребята, посмотрите, как много воды в ведерке. Я сейчас с ней поздороваюсь. (Педагог опускает руку в воду, “здоровается”. Затем вынимает руку, а с неё капают капельки.)
Здравствуй водичка. Ребята, а что капает с руки?
Капельки.
Правильно, водичка состоит из многих, многих капелек, которые собираются вместе и могут даже между собой “разговаривать”, журчать. Послушайте, как журчит водичка. (Звучит музыка из серии “Голоса природы “Ручеёк”.)
Ребята, а теперь вы поздоровайтесь с водичкой. Бережно, аккуратно опускайте ручки в неё : «Здравствуй, водичка! Здравствуй, водичка!» Вот какая она добрая, ласковая, а ты, Маришка, боишься её. (Дети здороваются с водичкой и вытирают руки о салфетку.)
4. Отгадывание загадок о воде.
Ребята, Крошка Енот принёс нам ещё и загадки-капельки. Давайте послушаем их и отгадаем? (Воспитатель читает вслух загадки о воде, дети их отгадывают, а Крошка Енот одобрительно кивает).
Меня пьют, меня льют Всем нужна я, Кто я такая?
Я и туча, и туман, И летаю, и бегу. И стеклянной быть могу. В горах и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. Покружилась звёздочка
В воздухе немножко.
Села и растаяла
На моей ладошке.
Молодцы, ребята, все загадки разгадали! Что объединяет наши отгадки? Вы, наверно, догадались о чём мы с вами сегодня будем говорить?
О воде.
Верно. А сейчас, посмотрите, что лежит в ведерке, которое принесла я?
ЛЁД. Маленькая льдинка и т. п.
В конце занятия мы с вами посмотрим, что произойдет со льдом? А сейчас послушаем звуки воды и посмотрим, картинки. (Дети слушают Аудиозапись «ЗВУКИ ВОДЫ». Воспитатель демонстрирует слайды «Три состояния воды (ручей, дождь, снег, лёд, туман, пар, даёт краткий комментарий).
5. Беседа «Значение воды в нашей жизни» с использованием предметных картинок.
Ребята посмотрите на доску и расскажите, в каком состоянии может быть вода.
Жидкая (жидкость, снег, лёд, пар.
А как вы думаете, для чего же нам нужна вода? (Ответы детей).
Часть II. Свойства воды. Практическое экспериментирование.
Воспитатель: «Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Сегодня мы вместе с Крошкой Енотом уже многое узнали о воде, а сейчас давайте познакомимся с некоторыми её свойствами. Для этого сядем за столики». (Дети, садятся за столики. Воспитатель садится за свой стол. Крошку Енота воспитатель сажает на стол или на стул около себя.)
Опыт №1. Вода течёт. Вода тяжёлая.
Ребята, как вы думаете можно ли налить воду во что-нибудь: стакан, вазу, ведро.
Да. Конечно. Можно.
Правильно, воду можно перелить из одной посуды в другую. Вода течёт. Хотите попробовать перелить воду из одного стакана в другой?
Да!
Ты, Крошка Енот, наблюдай и все запоминай! Ребята, возьмите стаканчик с водой и перелейте ее в пустой стакан. (Дети пробуют аккуратно перелить воду из одного стакана в другой).
Получилось? Вот мы с вами и выяснили, что воду можно переливать.
А сейчас возьмите в одну руку пустой стакан, а в другую - стакан с водой. (Дети подымают два стакана одновременно).
Что можно сказать о стакане с водой?
Стакан с водой тяжёлый.
Правильно он тяжёлый, а пустой - лёгкий. Вода имеет вес, она тяжёлая.
Закрепление представлений о текучести веществ.
Воспитатель обращает внимание детей на пакетики молока и сока.
Что это?
Молоко и сок.
Молоко, как и воду, можно перелить. Молоко течёт. Молоко – жидкость. Перелейте молоко из пакетика в стаканчики.
Дети наливают молоко в стаканчики.
А сок можно перелить?
Да можно, Сок течёт. Это жидкость.
Перелейте сок в стаканчики.
Дети переливают сок в стаканчики.
Опыт 2. Вода не имеет цвета. Вола бесцветная.
Рассмотрите стаканчик с молоком. Какого цвета молоко?
Белого. Молоко – белого цвета.
Верно. Теперь рассмотрите стаканчик с соком.
Какого цвета сок?
Жёлтого. Сок - жёлтого цвета.
А вода? Какого цвета вода?
У воды нет цвета. Нет цвета.
Верно. Вода не имеет цвета. Вода бесцветная.
Закрепление представлений о том, что вода бесцветная.
Крошка Енот. Сейчас, ребята, я вас проверю. Здесь (показывает на ширму) три стаканчика. В стаканчиках: молоко, сок и вода. Угадайте, в каком стаканчике сок, в каком – молоко, а в каком – вода?
Воспитатель поднимает ширму и дети видят стаканчики с жидкостями. Крошка Енот «показывает» на стаканчики и спрашивает, какая жидкость в этом стаканчике.
Что это? Как вы догадались?
Воспитатель. «Молодцы, ребята! А теперь наш Крошка Енот предлагает вам поиграть. Хотите? Выбегайте на коврик!»
Физкультминутка «Рыбки весело резвятся» На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это песок. Все дети – это рыбки. Пока звучат музыка и текст, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка замолкает, каждая «рыбка» должна «зарыться в песок» - занять любой обруч. «Рыбка», которой не хватило «песка», ребёнок выходит из игры. Игра проводится 1-2 раза.
Здорово у нас получилось! Ребята, давайте теперь пройдем за столики и продолжим опыты с водичкой.
Опыт №3. Вода не имеет запаха.
Крошка Енот пытается понюхать воду.
Воспитатель: «Крошка Енот, что ты делаешь! Так нюхать нельзя! Это опасно! Многие жидкости ядовитые.
Крошка Енот. «Но ч хочу понюхать водичку. Как это сделать?
. Вот так! Воспитатель показывает детям, как нужно определять запах вещества.
Ребята, покажите Крошке Еноту, как правильно нюхать жидкости и предметы.
После этого дети под контролем воспитателя повторяют его действия. Крошка Енот тоже «определяет» запах воды.
Воспитатель: «Чем пахнет вода?»
Совсем не пахнет.
Правильно, ребята! Вода не имеет запаха.
Опыт №4. Вода не имеет вкуса (безвкусная).
А теперь попробуйте воду! Вот так! (Воспитатель, используя игрушку, предлагает детям попробовать (кипяченую) воду через соломинку. Дети пробуют воду).
Ребята, у воды есть вкус?
Нет. Нет вкуса.
Возьмите стаканчики с соком и попробуйте сок! (Дети пробуют сок через соломинку. Крошка Енот тоже).
Какой вкус у сока?
Сладкий. Сок сладкий.
Верно, ребята. Вода в отличие от сока не имеет вкуса, она безвкусная.
Опыт № 5. Вода прозрачная.
Возьмите 2 ложки. Опустит одну ложку в стакан с соком, а другую – в стакан с молоком. (Дети опускают ложечки в оба стаканчика. Крошка Енот тоже).
Что заметили?
Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с соком она просвечивает. (Видна).
Совершенно верно! Молоко – непрозрачное, а сок – прозрачный.
Теперь опустите ложку в стакан с водой. Какая вода, прозрачная или непрозрачная? Почему?
Мы узнали еще одно свойство воды : чистая вода прозрачна.
Часть III. Обобщение и закрепление полученных знаний.
Обобщающая беседа.
Ребята, давайте еще раз скажем, кому и для чего нужна вода?
Ответы детей.
Послушайте стихотворение о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит. Без неё вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
А вы знаете, ребята, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран. Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
А кто мне скажет какими же свойствами обладает вода?
Ответы детей (жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса).
Итог занятия. Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Все запомнили! Смотрите, а наш друг Крошка Енот повеселел и хлопает своими лапками от восторга. Он теперь всё знает о воде и говорит вам: «Спасибо!» Ребята, давайте, и мы похлопаем сами себе! Вы, молодцы!
Литература. 1. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: Учеб. Для 2 кл. – М: Просвещение, 1995. 2. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5 -7 лет. М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. 3. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 20114. .