Ирина Кушниренко
Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Снег, лёд, вода и их свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
(составила И. Ю. Кушниренко)
Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе
«Снег, лёд, вода и их свойства»
Цель: 1. Закрепить знания о свойствах воды и её значении в жизни человека.
2. Расширить знания об агрегатных состояниях воды.
3. Развивать: любознательность и навыки проведения лабораторных опытов; социальные навыки: договариваться, учитывать мнение партнёра, отстаивать собственное мнение.
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе „Снег, лёд, вода и их свойства“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по экологии
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед
- Снег. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме.
5. Воспитывать бережное отношение к воде; своему здоровью.
Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение стихов о различных состояниях воды. Наблюдение за снегом, льдом, водой.
Материал и реквизиты: костюм зимы, поднос со снегом и льдом; материал и оборудование для опытной деятельности, бумажные снежинки-подарки.
Ход занятия:
Звучит муз сопровождение шум ветра (пурга, метель)
В группу заходит Зима с подносом
Зима:- Здравствуйте детишки, вы меня узнали? Я зима. Вот, скучно мне стало, и решила прийти к вам в гости. Я пришла не с пустыми руками, принесла вам зимние подарки, но просто так я вам их не отдам, сначала отгадайте мои морозные загадки …
Лежало одеяло, мягкое, белое, солнце припекло, одеяло потекло. (снег)
У нас под крышей прозрачный гвоздь весит, солнце взойдёт - гвоздь упадёт. (сосулька)
С неба - звёздой, в ладошку - водой. (снежинка)
Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (лёд)
- Ответы детей.
Зима:- Правильно! Вот вам и мои подарки! (передает поднос со снегом и льдом)
Воспитатель и дети (удивляются) :- Спасибо тебе, но они в помещении твой подарок растает …
Зима:- Я хотела вам угодить. Вы так весело играете в снежки, стоите снежные постройки, катаетесь на льду…. (огорчается)
Воспитатель :- Не огорчайся твой подарок по-своему очень хорош. Ребята, надо объяснить Зиме, что случается со снегом и льдом, когда приносишь его в тёплое помещение.
Дети:- Снег и лед от тепла тают и превращаются в воду. (демонстрируют на маленьких кусочках льда и комочке снега как от тепла все тает и превращается в воду)
Зима:- Очень интересно и необычно. И мне ребята стало очень жарко, мне пора уходить, а то боюсь растаю…
Дети прощаются с Зимой, и она под муз сопровождение уходит.
Воспитатель :- Вот так подарки? Что нам с ними можно сделать? …
Мы можем провести опыты со снегом и льдом!
Но сначала поиграем в игры со «снежным комком» :
1. «Назови ласково». Лёд- ледок, ледочек. Снег- снежок, снежочек
2. «Назови какой?» Лёд (какой)- холодный, гладкий, твёрдый, прочный, прозрачный.
Снег (какой)- белый, пушистый, холодный, рыхлый
Воспитатель :- Молодцы! А сейчас мы всё проверим в нашей научной лаборатории. Подходите к столу. Но прежде чем начать наши опыты, вспомним о правилах поведения в лаборатории.
Дети:- -) Не шуметь – этим мы мешаем другим.
-)Аккуратно обращаться с посудой.
-)Слушать воспитателя
(Опыты демонстрирует воспитатель за отдельным столом)
Опыт 1: Сравниваем на прозрачность снег и лёд. Через кусочек льда можно увидеть предмет (картинку, который находится за ним. Снег полностью закрывает предмет (картинку, т. к. он не прозрачный.
Опыт 2: Снег рыхлый, лёд твёрдый. Снег можно сжать в комочек и снег можно насыпать в формочку (получится снежный куличик). Лёд нельзя сжать, он ломается а кусочки, его нельзя засыпать в формочку, т. к. лёд твёрдый.
Воспитатель :- Всё сделали правильно! Но посмотрите ребята, во что случилось с подарками нашей Зимы…
Дети: - Они растаяли и превратились в воду.
Воспитатель :- Да, снег и лёд превратились в воду, а это значит, что снег и лёд состоят из воды. Это замёрзшая вода в разных формах.
Воспитатель :- Молодцы! Вы хорошо поработали и можно отдохнуть. Предлагаю вам поиграть в интересную игру.
Физкультминутка «Вода – не вода»
Игра на внимание. На определённое слово дети должны правильно показать действие.
-)Если слово обозначает то, что содержит воду, дети должны встать.
-) Если предмет имеет косвенное отношение к воде, дети садятся и поднимают руки.
-) Если предмет или явление не имеет отношения к воде – дети хлопают в ладоши.
Ведущий называет слова-предметы: река, поезд, щука, корабль, облако, солнце, лужа, лодка, стул, пароход, поезд, снег, ветер, озеро, дельфин и др.
(Можно усложнить задание, например, демонстрировать не правильные движения.)
Воспитатель :- Ребята вы знаете какими свойствами обладает вода? Расскажите о них. (Дети подходят к столу, где расположен графин с водой).
Дети по очереди называют свойства воды. — Вода-это жидкость, она может течь, переливаться. Может быть разной температуры. Не имеет вкуса, запаха, не имеет формы, может испаряться, в воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются.
Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод!
Опыт 1. «Вода не имеет вкуса» Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус? (ответы детей)
А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? (Вода стала сладкая, вода стала кислая). Мы изменили вкус воды.
Вывод: вода не имеет вкуса.
На доску выставляется схема.
Опыт 2. «Вода не имеет запаха». Ребята, понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? (ответы детей)
Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (вода изменила запах, пахнет чесноком). Вывод: вода не имеет запаха.
На доску выставляется схема.
Опыт 3. «Вода без цвета, прозрачная». Ребята, что произойдет с водой, если добавим в нее краску? (добавляем, перемешиваем). Что изменилось? (вода изменила цвет). Растворилась ли краска? (краска растворилась и изменила цвет воды).
Воспитатель :- А сейчас я с вами проверю чистая ли талая вода и проверим это с помощью опыта. Для чего делаем опыт? (Чтоб узнать, снег чистый или грязный)
Воспитатель проводит опыт за отдельным столом.
Наливает в прозрачный мерный стакан талую воду. Демонстрирую детям, осматриваем воду. Даём оценку (вода немного мутная с мелкими ворсинками, пылинками). Воду нужно отчистить! Я буду очищать воду с помощью фильтра. Скажите для чего нужен фильтр? (Фильтр нужен для очистки воды). Берём марлю, разворачиваем, положили вату, сворачиваем два раза. Из чего я сделала фильтр? (Ответы детей)
Фильтр кладём в воронку, берём стакан с талой водой и наливаем в воронку. Что я сделала? Через что прошла вода? Воспитатель достает фильтр, кладет на тарелочку, демонстрирую загрязнённый фильтр. Что видите? (грязь осталась на фильтре) Посмотрите в баночку, какая вода стала? (Чистая, профильтрованная). Что вам показал этот опыт? Мы узнали, что снег грязный.
- Ответьте ребята можно кушать снег? Почему? А можно пить талую, профильтрованную воду? (нет) Почему? Какая вода пригодна для питья? (кипяченая охлажденная)
Воспитатель :- Молодцы! Вам понравилось в научной лаборатории?
- Ребята наше занятие заканчивается! Сегодня мы закрепили знания о состояниях и свойствах воды. Научились с помощью опытов очищать воду. Спасибо вам за внимание и за ваше хорошие знания и поведение, хочу подарить подарочки (капельки-медальки).