Ирина Шабанова
Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Расширить представления детей о воздухе, его свойствах (невидим, не имеет запаха, формы, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способах его обнаружения.
Задачи:
1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
2. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
3. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Виды детской деятельности : игровая, поисковая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Публикация «Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, коктейльные трубочки и пластмассовые стаканчики с водой на каждого ребёнка, 5 баночек с крышками, долька апельсина, долька лимона, долька чеснока, ватка, духи, веера на каждого ребенка,
Действующие лица: Воспитатель, дети.
Ход:
Воспитатель – Ребята, как я рада видеть вас! А вы знаете, что сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный. Ой, а что это случилось с синим шариком? Он стал какой- то грустный, маленький.
Дети: Он сдулся.
Воспитатель: - А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Дети: - Надо его посильнее надуть.
Воспитатель: - Правда? Сейчас я его надую.
Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри?
Дети: - Воздух.
Воспитатель - Какой ещё воздух? Я ничего не вижу!
- А вы видите воздух?
Дети: Нет.
Воспитатель: Что нужно сделать чтобы увидеть воздух?
Дети: Поймать воздух
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать.
Воспитатель: А как можно поймать воздух?
Дети: С помощью пакета
Воспитатель: Хотите я научу ловить воздух.
(Дети подходят к столу, берут пакеты и ловят ими воздух)
-Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем?
Дети: Ничего
Воспитатель: Давайте его сомнем.
-Посмотрите он легко мнется, почему?
Дети: В пакете нет воздуха, поэтому мы можем его легко сжать
Воспитатель: Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
-Что в пакете?
Дети: Воздух
Воспитатель: Как вы думаете, на что стал похож пакет?
Дети: Шарик
Воспитатель: Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается?
Дети: В нем воздух(
Воспитатель: Где можно использовать это свойство воздуха? ( летом: надувные матрасы, спасательный круг)
Воспитатель: Какой же вывод ребята?
Дети. Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
Воспитатель: А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку?
Дети: Видим
Воспитатель: Если мы видим свою руку, значит воздух какой?
Дети: Прозрачный
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Воздух прозрачный
Воспитатель: Я теперь знаю, что воздух есть вокруг нас. А вот интересно есть ли воздух внутри нас?
Дети: Да.
Воспитатель А как это можно доказать?
Дети: Можно подуть в воду через трубочку
Воспитатель: У вас на столе стоят стаканы с водой, возьмите трубочку, опустите в стакан и подуйте в неё.
Воспитатель Что это происходит?
Дети: Это пузырьки воздуха, Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и выходит. Для того, чтобы ещё раз увидеть, мы сначала вдыхаем воздух, а потом выдыхаем через трубочку. Получаются пузырьки, т. е. выходит воздух.
Воспитатель: Ребята вы такие молодцы, столько много знаете о воздухе. А вот интересно, умеет воздух двигаться или он неподвижен? Как нам это узнать?
Дети: С помощью веера, бумаги, ладони.
Воспитатель: А как можно проверить с помощью веера, что воздух подвижный
Дети: нужно помахать на себя веером
Воспитатель: Возьмите со стола веер и помашите на себя.
Воспитатель: Что мы доказали этим опытом?
Дети: Что воздух подвижный
Воспитатель: Еще раз помашите веером и скажите что вы почувствовали?
Дети: Ветерок
Воспитатель: А какой он ветерок?
Дети: Холодный
Воспитатель: (подносит ладонь ко рту и слегка дует) Ой ничего не пойму, что это? Попробуйте и вы. Что почувствовали?
Дети: Ветерок
Воспитатель: А какой он?
Дети: Теплый ветер
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Воздух бывает холодным, теплым и горячим.
Воспитатель: Как вы думаете, где бывает теплый ветер?
Дети: Ветер бывает теплый около печки, костра, если включить фен
Воспитатель Размахивая веером, мы приводим воздух в движение, которое мы ощущаем. А как называется движение воздуха?
Дети: Ветер.
Воспитатель: Что-то я устала немного. Что нужно сделать, чтобы немного отдохнуть?
Дети: Провести физминутку
Воспитатель. Ребята а давайте мы с вами немного отдохнем?
Физминутка «Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок все тише-тише
Деревцо все выше, выше»»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздух пахнет?
Дети: Нет.
Воспитатель: А как это узнать?
Дети: провести еще один эксперимент
Воспитатель: Сейчас мы это проверим. У меня на столе стоит 4 баночки. В них что-то есть. Сейчас мы это и узнаем. Закройте глаза, а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет. Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что-то почувствовали, только Саша ни чего не почувствовал. Как вы думаете почему?
Дети: В одной баночке ничего не лежало.
Воспитатель: Правильно, Саша ничего не почувствовал, потому что я ему ни чего не дала почувствовать. Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Дети: Воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
Воспитатель: Мы так много знаем о воздухе. Давайте поиграем в игру «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг, будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что вы знаете о воздухе.
Воспитатель: Молодцы ребята! Мне с вами было так интересно. А вам понравилось со мной? Я вам подарю волшебные шарики с воздухом. А поскольку сегодня праздник «шаров», давайте потанцуем с шариками.