Татьяна Солдатова
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности
в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Автор: Солдатова Татьяна Валерьевна
первая квалификационная категория.
Цель:
Расширить представления детей о воздухе, его свойствах (невидим, не имеет запаха, формы, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способах его обнаружения.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
2. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
3. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Виды детской деятельности : игровая, поисковая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, коктейльные трубочки и пластмассовые стаканчики с водой на каждого ребёнка, 2 баночки с плотными крышками, горячая вода в термосе, пустая бутылка, банка, технические средства обучения (компьютер, проектор, мультфильм «Фиксики», наглядная физ. минутка «Злая тучка», схемы свойств воздуха).
Действующие лица: Любознайка, дети.
Ход:
Любознайка - Здравствуйте, ребята! Как я рада видеть вас! Давайте познакомимся, меня зовут Любознайка. А тебя как зовут? Красивое имя. А тебя? Миша! Очень приятно. А вы знаете, что сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный. Ой, а что это случилось с синим шариком? Он стал какой- то грустный, маленький.
Дети: Он сдулся.
Любознайка: - А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Дети: - Надо его посильнее надуть.
Любознайка: - Правда? Сейчас я его надую.
Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри?
Дети: - Воздух.
Любознайка: - Какой ещё воздух? Я ничего не вижу!
- А вы видите воздух?
Дети: Нет. Он невидимый, но его можно поймать с помощью пакета.
Любознайка: А как это сделать?
(Дети подходят к столу, берут пакеты и ловят ими воздух)
Дети: Наберём в пакет воздух и закрутим его. Пакет надулся как подушка. А теперь выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, в нём нет воздуха.
Любознайка: Какой же вывод ребята?
Дети: Воздух прозрачный, невидимый, его можно поймать и доказать, что он есть, хоть мы его и не видим.
Любознайка: Я теперь знаю, что воздух есть вокруг нас. А вот интересно есть ли воздух внутри нас?
Дети: Да, и сейчас мы это докажем.
-У нас на столе стоят стаканы с водой, мы возьмём трубочку, опустим в стакан и подуем в неё.
Любознайка: Что это происходит?
Дети: Это пузырьки воздуха, Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и выходит. Для того, чтобы ещё раз увидеть, мы сначала вдыхаем воздух, а потом выдыхаем через трубочку. Получаются пузырьки, т. е. выходит воздух.
Любознайка: Ребята вы такие молодцы, столько много знаете о воздухе. А вот интересно, умеет воздух двигаться или он неподвижен? Как нам это узнать?
Дети: С помощью веера, бумаги, ладони.
(Дети берут со стола веер, лист бумаги, машут перед лицом)
Любознайка: Как стало прохладно и свежо. А почему?
Дети: Размахивая веером, мы приводим воздух в движение, которое мы ощущаем.
Любознайка: А как называется движение воздуха?
Дети: Ветер.
(звучит запись грозы, ветра, дождя)
Любознайка: Это ветер пригнал злую тучу, давайте её прогоним.
Физминутка «Злая туча»
(дети смотрят на экран и под музыку выполняют движения).
Любознайка: Ребята, а имеет ли воздух запах?
Дети: Собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
Дети: На столе стоят пустые баночки, мы откроем их и понюхаем.
Любознайка: В этой банке ни чем не пахнет. А в этой апельсином. А в этой чесноком.
Дети: Вы чувствовали запах того вещества, который здесь лежал.
Любознайка: Я поняла, воздух присваивает себе чужие запахи.
Любознайка: - Ребята, а я тоже знаю одно интересное свойство воздуха, мне его подсказали герои мультфильма Фиксики. Садитесь поудобнее на стульчики и смотрите внимательно.
(смотрим отрывок из мультфильма «Фиксики», серия Воздушный шарик).
Любознайка: Что же вы узнали из мультфильма о воздушном шарике?
- Фиксики утверждают, что если нагреть воздух в шарике, то он поднимется.
Фиксики нагревают воздух горелкой, а я могу нагреть его горячей водой.
- А давайте проверим. Присаживайтесь на стульчики, сейчас я вам покажу интересный опыт. Беру пустую стеклянную бутылку, надеваю шарик и ставлю бутылку в горячую воду.
-Что происходит с шариком?
Дети: Он надувается.
Любознайка: - Действительно, шарик надулся. Получается, что воздух нагревается и поднимается вверх, поэтому шарик надувается. Правы наши друзья Фиксики, что горячий воздух легче холодного.
Любознайка: Мы так много знаем о воздухе. Давайте поиграем в игру «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг, будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что вы знаете о воздухе.
Любознайка: - Молодцы ребята! Мне с вами было так интересно. А вам понравилось со мной? Я вам подарю волшебные шарики с воздухом. А поскольку сегодня праздник «шаров», давайте потанцуем с шариками.
(Танец «Маленькая страна»).