Матвеева Татьяна
Конспект занятия по обучению грамоте во второй младшей группе «Звуки [Л], [Л’], буква «Л»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, какое сейчас время года? Дети: (Осень)
Какой месяц? Дети: (Октябрь)
А какой это месяц осени по счету? Дети: (Второй)
Назовите все осенние месяцы? Дети: (Сентябрь,Октябрь,Ноябрь)
Молодцы!
2. Изучение нового материала.
Воспитатель: Мы сегодня познакомимся со звуком [Л]
(Артикуляция звука.) Когда мы произносим звук [Л], что делают наши губы, зубы, язык?
Темочки:
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
Дети: при произнесении звука [Л] язык упирается в верхние зубы (преграда зубы)
Воспитатель: Раз есть преграда, значит, звук [Л] какой?
Дети: согласный.
Воспитатель: Звук произносится с голосом или нет?
Дети: (кладут ладошку на горлышко и определяют какой звук, с голосом.
Воспитатель: Значит, какой звук?
Дети: (Звонкий)
Воспитатель: Звук произносится твёрдо или мягко?
Дети: (Твердо).
Воспитатель: Каким цветом обозначим звук?
Дети: (Синим)
Воспитатель: Давайте под итожим: Звук [Л] твердый, звонкий, обозначается звук синим цветом.
Воспитатель: Ребята, но у звука [Л] есть младший братец, это звук [Ль].
Ребята, звук [Ль] согласный, как и его братец.
Воспитатель: Звук произносится с голосом или нет?
Дети: (кладут ладошку на горлышко и определяют какой звук, с голосом.
Воспитатель: Значит, какой звук?
Дети: (Звонкий)
Воспитатель: Звук произносится твёрдо или мягко?
Дети: (Мягко).
Воспитатель: Каким цветом обозначим звук?
Дети: (Зеленым)
Воспитатель: Твердый звук мы слышим в словах лук, ласты, ложка.
Мягкий звук в словах – лиса, лимон, лист. (Дети определяют звук и называют слова с твердым и мягким звуками)
3. Развитие фонематического слуха. Игровое упражнение «Синий-зеленый»
Воспитатель: Ребята, я буду произносить слова, а вы показывайте зеленую или синюю фишку, выделяя в словах звуки [Л] и [Ль]
Звук [Л]или[Ль] : Лиса, Ласточка, Ласка, саЛат, стоЛ, соЛь, хЛопья, сЛива, Лист, хаЛат, Лимон, маЛина, Лопух, кЛад, Лепесток, теЛефон, хоЛодильник.
4. Физкультминутка. «Как живёшь?»
Воспитатель: Дети, я читаю стихотворение, а вы смотрите на меня и повторяйте все действия за мной со словами: «Вот так!»
– Как живёшь? (большой палец отогнуть вверх, остальные в кулак)
– Вот так!
– Как плывёшь? (изобразить плывущего)
– Вот так!
– Как бежишь? (изобразить бегущего человека)
– Вот так!
– Вдаль глядишь? (руки к глазам – вглядываясь вдаль)
– Вот так!
– Ждешь обед? (погладить животик)
– Вот так!
– Машешь вслед? (помахать рукой)
– Вот так!
– А как спишь? (изобразить спящего)
– Вот так!
– А шалишь? (надуть щёки и кулачками хлопнуть по ним)
– Вот так!
5. Закрепление материала.
Игра «Замени звук»
Воспитатель: Какое слово получится, если заменить первый звук в слове на звук [Л] или [Ль].
Я буду называть слово, а вы замените первый звук в этом слове и проговорите слово целиком.
[Л]
Мак –лак, сук –лук, ком –лом, нуга –луга, папа-лапа, Павка –лавка, ножка – ложка, маска – ласка, кокон – локон, бадья – ладья, таять – лаять, ров-лов, ром-лом.
[Ль]
Рис-лис, тень-лень, вес-лес, вещь-лещ, тик-лик, зев-лев, тюк-люк, пить-лить, синька-линька, кипа-липа, Вика-Лика.
6. Работа с прописями
7. Подведение итога.
Воспитатель: Ребята, с какими звуками вы сегодня познакомились?
Дайте характеристику этим звукам.
Вы сегодня хорошо поработали! До следующей встречи!