Татьяна Мальгина
Сценарий литературной гостиной для детей старшего возраста по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий литературной гостиной для детей старшего возраста по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки».
Цель: формировать интерес к сказкам А. С. Пушкина;
создать условия для взаимодействия педагогов, воспитанников и их родителей.
Задачи:
1. Продолжать знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина;
2. В игровой форме повторить и закрепить у детей знания о содержании сказок А. С. Пушкина.
3. Развивать у детей познавательный интерес к творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина.
4. Развивать умение разыгрывать небольшие театральные постановки; развивать речь, образное мышление, память.
5. Воспитывать духовно-нравственные качества дошкольника через сказки, любовь к русским писателям, учить беречь книги, вызывать у детей радость от участия в данном мероприятии.
Предварительная работа: просмотр презентации «С. Пушкина»; чтение сказок А. С. Пушкина; рассматривание иллюстраций и рисование сюжетов из сказок А. С Пушкина; слушание фрагментов из опер Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», М. И. Глинки «Руслан и Людмила»; просмотр фильмов «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке» и т. д. ; разучивание стихотворений, песен, танцев, инсценировок.
Ход вечера: На экране появляется изображение портрета А. С. Пушкина, изображения из биографии А. С. Пушкина.
Ведущая: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами посетим литературную гостиную, посвящённую великому поэту России - Александру Сергеевичу Пушкину.
Мы Пушкину наш праздник посвятим,
Наполнив зал чудесными стихами.
О Пушкине сегодня говорим
Поэзии волшебными словами.
Его творчество поражает не только богатством, глубиной идей и образов, мастерством художественной формы, но и многообразием жанров.
Ребята, а вы любите сказки? А кто эти сказки придумывает, знаете? Конечно же - сказочники.
Ребенок: Было это давным-давно, в старину, 216 лет уже прошло. Родился в России мальчик Саша. Был шустрый, любопытный, черненький и кудрявый. Он не ходил в детский сад, как вы…
В детстве он очень любил слушать русские народные сказки, интересные, весёлые и грустные, которые ему рассказывала добрая старая няня - Арина Родионовна. Когда Сашенька подрос и выучился грамоте, то стал писать красивые стихи, да сказки. Став великим поэтом, А. С. Пушкин написал много произведений, в число которых вошли его чудесные сказки. И стал А. С. Пушкин великим сказочником на Руси.
Ребенок: Сегодня день совсем не прост, о Пушкине здесь речь пойдет,
О том поэте, чьи стихи мы прославляем в эти дни.
Он гениальный был поэт, о нём мы помним много лет.
И вот поэтому сейчас мы в сказку приглашаем вас. (Звучит музыка)
Звучит музыка.
Ведущий: Ветер по морю гуляет,
Дует в паруса.
Никогда не перестанем
Верить в чудеса.
Где царевна оживает
Злу наперекор,
Где красавиц похищает
Мрачный Черномор,
Где Балда с чертями спорит,
Белочка поет,
Где разбитые корыта
Рыбка раздает,
Где шумит волна морская,
Нас туда зовет
Лукоморье, цепь златая
И ученый кот.
Ведущая. Посмотрите, какое большое дерево! Кто знает, как оно называется?
Дети. Дуб!
Ведущая. Верно, дуб. Но дуб не обычный! Посмотрите: на нём есть цепь, на ветвях сидит русалка, у подножья стоит сундук с золотом.
На экране видео «Лукоморье», дети читают стих «У лукоморья дуб зелёный».
Хором. В них русский дух, в них Русью пахнет.
Ведущая. Скажу вам по секрету, что дерево это не простое, а волшебное. Смотрите, под дубом стоит сундук. Посмотрим, что же в нём. На дне лежит конверт. Давайте вскроем его и прочитаем, о чём там написано!
Ведущая читает письмо, адресованное детям. В нём написаны слова – заклинания, с помощью которых можно оживить сказочных героев из сказок Пушкина.
Ведущая. Ну что, ребята, рискнём? Будем оживлять героев?
Дети. Да!
Ведущая: Итак, произносим слова заклинания:
У Лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том, И днем, и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом. Идет направо песнь заводит, Налево сказку говорит.
Голос за кулисами:
Няня Арина Родионовна была искусной сказочницей и рассказчицей. Вечерами, сидя за своей пряжей, она часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые слышала или сочиняла сама. Ее сказки очаровали будущего поэта.
Открывается занавес, появляется Арина Родионовна, сидящая за прялкой.
Арина Родионовна: Здравствуйте, детушки мои разлюбезные, здравствуйте люди добрые!. Меня зовут Арина Родионовна, я нянюшка Александра Сергеевича Пушкина, как говаривал маленький поэт, его «мамушка!».
Мне поведал кот учёный, что сегодня здесь собрались дети, которые очень любят стихи и сказки А. С. Пушкина.
Ведущая: наши ребята знают не только названия сказок, но и прочтут отрывки из сказок и стихотворения А. С. Пушкина.
(Дети читают наизусть отрывки из сказок).
Арина Родионовна: Молодцы, ребята, вы меня очень порадовали. Сказки знаете хорошо и сможете мне помочь. Пока я пряла свою пряжу, открылось окно, и ветер сдул со стола все картинки из сказок, и они перепутались.
Разложите их по сказкам. Угадайте, какая сказка вам достанется.
В сказке есть такие слова:
1. Терем, изба, жемчуг, корыто.
2. Шатер, звездочет, петушок.
3. Князь, муха, остров, царь, лебедь.
4. Прялка, месяц, свадьба, ветер.
А еще мы с Сашей любим играть в игру «Это не так».
Хотите поиграть вместе?
-князь Гвидон превратился в чайку и полетел за кораблем.
- у царевны – лебедь под косой блестело солнце.
-рыбка сделала старуху Владычицей морской.
-Балда мутил воду в луже.
-царевич Елисей нашел невесту у 7 богатырей.
Арина Родионовна: Потрудились вы на славу. Спасибо.
Ведущая: Спасибо, Арина Родионовна, присаживайся, располагайся в нашей гостиной.
Под русскую народную музыку выходят девочки- «сестрицы». Инсценировка отрывка из сказки “Сказка о царе Салтане”)
Ведущая:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1 - девица:
«Кабы я была царица,
Говорит одна девица,
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
2- девица:
«Кабы я была царица,
Говорит ее сестрица,
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
3 - девица:
«Кабы я была царица,
Третья молвила сестрица, Я б для батюшки-царя Родила богатыря». Ведущая: Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
Царь:
- Здравствуй, красная девица,
Говорит ты - будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
А ну-ка, музыканты, Инструменты расписные разбирайте, Народ повеселите, весело играйте.
Оркестр. Звучит мелодия русской народной песни "Светит месяц".
Ведущий:
Там под ёлкою высокой
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
Изумрудец вынимает
И в мешочек опускает.
И засеян двор большой
Золотою скорлупой.
Ребята, вы слышите, кто-то поет песню. К нам пришла еще одна гостья.
Входит Белка с корзиной и поет песню «Во саду ли в огороде».
Белка: Я приготовила для вас волшебные предметы из сказок Пушкина: яблоко-зеркало-кораблик-лебедь-собака-лук со стрелами-рыбка-заяц-перо.
Угадайте: «Из какой сказки предмет?»
Поиграем в игру «Чего не стало?».
Дети закрывают глаза, а Белка убирает один предмет. Игра проводится 3-4 раза.
Ведущая: Спасибо, Белочка, присаживайся, располагайся в нашей гостиной. В зал входит Кот ученый.
Кот ученый: Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? Я приготовил для вас задание.
Конкурс «Где чьи вещи?»
Разбитое корыто? (Старуха)
Невод? (Старик)
Орешек? (Белка)
Говорящее зеркало? (Злая Царица-мачеха)
Дубовый лук? (Князь Гвидон)
Прялка? (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”, три девицы из “Сказки о царе Салтане”)
Ведущая: Спасибо, Учёный кот, присаживайся, располагайся в нашей гостиной.
Ведущая: Ребята, к нам пожаловала еще одна гостья. Входит царица.
На девичник собираясь. Вот царица, наряжаясь Перед зеркальцем своим, перемолвилась с ним:
Ведущая: Помогите царице вспомнить слова из сказки.
(ИГРА «Доскажи словечко»)
Царица:
"Я ль, скажи мне, всех …
Всех румяней и. ?"
Что же зеркальце в ответ?
Зеркало: (за кулисами)
Ты прекрасна, …
Но царевна всех,
Всех румяней и …".
Царица:
Ах ты, мерзкое стекло,
Это врёшь, ты мне назло!
(бросает зеркало о пол)
Ведущая: Не сердись, царица! Поиграй с нами
Конкурс «Назови сказку». О каких героях сказок А. С. Пушкина идет речь в этих отрывках? Назовите эти сказки.
1) «За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.»
О ком это говорится? (Царевна-лебедь. «Сказка о царе Салтане»)
2) «Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.»
Из какой это сказки? («Сказка о попе и его работнике Балде»)
3) «Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп,
Откуплюсь, чем только пожелаешь.»
Кто так говорил? (Золотая рыбка. «Сказка о рыбаке и рыбке»)
4) «Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.»
Какая сказка так начинается? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
5) «Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Ки-ри-ку-ку!
Царствуй, лежа на боку!»
Про кого это говорится? (Золотой петушок. «Сказка о золотом петушке») .
Царица:
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина всегда-
Вот вам подсказка,
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!
Ведущий: Наша литературная гостиная подходит к концу, подходит к концу путешествие по сказкам А. С. Пушкина. Спасибо сказочным героям и вам, внимательные читатели.
Ну а со сказкой мы никогда не расстанемся, потому что:
Сказки со мною повсюду, их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы, вмиг Лукоморье приснится.
Ребенок: Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта? Их не много и не мало,
Но все Пушкинское это - наше вечное начало.
Мой Пушкин! Мой поэт! Моя отрада!
Спасибо за любовь к родному слову.
Мы этой встрече были очень рады.
Твои стихи читать мы будем снова!