Ирина Данилина
Конспект ООД по художественной литературе «Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
в старшей разновозрастной группе
Вид деятельности – чтение художественной литературы
Тема: Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей»
Воспитатель: Данилина Ирина Геннадьевна
2016 год
Тема: Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей»
Цель: углубление интереса детей к художественной литературе.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект ООД по художественной литературе „Чтение русской народной сказки „Зимовье зверей“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
-продолжать учить слушать художественное произведение, оценивать поведение героев;
- формировать умение отвечать на вопросы полным ответом, поддерживать беседу;
-активизировать словарный запас детей: «зимовье», «рубить избу», «столбы тесать», «щепу драть», «стены конопатить»;
- подвести детей к пониманию образного содержания пословиц «У страха глаза велики».
Развивающие:
- развивать внимание и монологическую речь;
-развивать зрительное восприятие.
Воспитательные:
-воспитывать у детей интерес к чтению художественного произведения, стремление внимательно слушать.
Словарная работа: «зимовье», «столбы тесать», «щепу драть», «глину месить», «стены конопатить», «рубить избу».
Методы и приё мы: наглядные (иллюстрации к сказке в форме ИКТ и изображения животных, словесный (беседа).
Оборудование: экран дня, бумажный конверт, загадки о животных, иллюстрации домашних животных (бык, баран, свинья, кот, петух) в электронном виде, «волшебная» коробочка («волшебный» мешочек, иллюстрированная книга с русской народной сказкой «Зимовье зверей», иллюстрации к сказке в форме презентации, проектор, интерактивная доска (ноутбук).
Ход организованной образовательной деятельности:
1. Стимулирование интереса (сюрпризный момент).
Воспитатель предлагает детям обратить внимание на экран дня. На нём дети находят конверт с заданием, который «принёс» гномик – сказочник.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, если этот конверт нам принёс гномик – сказочник, то, с чем это связано?
Дети: Это связано с чтением книги.
Воспитатель: Правильно. Молодцы. Для начала давайте, посмотрим, что же находится в конверте.
Воспитатель вместе с детьми открывает конверт, и находят в нём загадки и иллюстрации.
Воспитатель: В конверте мы с вами нашли загадки. Давайте их попробуем отгадать?
1. Розовая спинка, на спинке щетинка, хвост крючком, а нос пятачком? (Свинья)
2. Большой, рогатый, мычит, хвост метёлкой? (Бык)
3. Хвост с узорами, а сапоги со шпорами, рано встаёт, громко песни поёт? (Петух)
4. Мягкие лапки, на лапах царапки, ходит легко, любит молоко? (Кот)
5. И в жару и в холод носит шубу он? (Баран)
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. А вы узнали, какие это животные? Дикие они или домашние?
Дети: Да, мы узнали. Это домашние животные.
Воспитатель: А могут ли домашние животные жить в лесу?
Дети: Нет, домашние животные не могут жить в лесу.
Воспитатель: А почему домашние животные не могут жить в лесу?
Дети: Домашние животные не могут жить в лесу, потому что им там тяжело, так как за ними некому ухаживать.
Воспитатель: А вот герои одной русской народной сказки, которая называется «Зимовье зверей», были домашними животными и жили они в лесу.
2. Подготовка к восприятию.
Воспитатель: А вы бы хотели узнать, что произошло с этими домашними животными в лесу?
Дети: Да, мы бы хотели узнать, что произошло с домашними животными в лесу.
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам отправиться в книжную страну, найти там книжку со сказкой и узнать, что случилось с героями сказки. А где у нас в группе находится книжная страна?
Дети указывают на книжный уголок.
Воспитатель: Молодцы. Вот туда мы с вами и отправимся. Я хочу предложить вам превратиться в маленькие снежинки и полететь в книжную страну.
Дети, кружась, подходят к книжному уголку. Там находят волшебную коробочку.
Воспитатель: Для нас с вами здесь гномик – сказочник оставил волшебную коробочку (волшебный мешочек, которая (ый) должна (ен) подарить нам книжку со сказкой. Но что бы волшебная коробочка (волшебный мешочек) подарила нам эту книжку, мы должны с вами произнести волшебные слова. Повторяйте за мной «Раз, два, три, волшебная коробочка, нам книжку подари» («Раз, два, три, волшебный мешочек, нам книжку подари»).
Один ребёнок открывает коробочку (мешочек) и достаёт из неё книжку.
Воспитатель: А вот и книжка с русской народной сказкой «Зимовье зверей». Присаживайтесь на стульчики и послушайте, что же произошло с домашними животными в лесу.
Дети садятся на стулья.
3. Выразительное чтение сказки «Зимовье зверей» воспитателем (чтение сказки сопровождается показом иллюстраций ИКТ).
4. Беседа по содержанию:
-действительно ли вы услышали сказку? (да);
-как вы поняли, что это сказка (звери разговаривают);
- какие звери были в этой сказке? (бык, баран, свинья, петух и кот);ср. гр.
-о чём рассказывается в сказке? (о том, как звери строили зимовье);ср. гр.
-как вы думаете, что означает слово «зимовье»? (дом);
-для чего звери построили себе дом? (чтобы жить, зимовать и другие ответы детей);
- какую работу выполняли звери? («столбы тесали» - выравнивали брёвна; «щепу драли» - мелко кололи дерево на щепки; «глину месили», кирпичи клали; мох носили, «стены конопатили» - затыкали щели в стенах; крышу крыли.)
-что значит «рубить избу»? (строить дом);
- а что же за беда случилось однажды? (пришли волки);ср. гр.
-как же зверям удалось спастись от волков? (звери испугали волков);ср. гр.
-вам понравилась сказка? (да).
-а как она закончилась хорошо или плохо? (хорошо). ср. гр.
Воспитатель: И вы хорошо слушали сказку, внимательно. На все мои вопросы ответили. Устали? Давайте немного отдохнём.
5. Физкультминутка.
Убежала по дорожке (дети шагают на месте)
От соседей наших кошка («рисуют» пальцами усы у лица, показывают «ушки» за головой).
В сад к нам забежала (дети шагают на месте)
Птичек распугала (взмахи руками).
Тише, кошка, не шуми (указательный палец приложить к губам, «усы» в воздухе, «ушки»)
И к крыльцу не подходи! (погрозить пальцем)
На крылечке дремлет пёс (сложить ладони возле уха,
Лапой свой, прикрывши нос (ладошками прикрыть нос).
Если ты его разбудишь (погрозить пальцем,
Ох, и бедная ты будешь (приложить руки к голове и покачать головой).
6. Разъяснение пословицы, продолжение беседы.
Воспитатель: Ребята есть такая пословица «У страха глаза велики» как вы её понимаете?
Дети: Страшно, когда не знаешь правды, от страха всё кажется преувеличенным, ужасным.
Воспитатель: О ком из нашей сказки можно так сказать?
Дети: О волке.
Воспитатель: Что показалось волку? (ответы детей).
Воспитатель: Послушайте, я прочту об этом ещё раз (читаем ещё раз отрывок о волке).
Воспитатель: Итак, ребята, эта сказка учит нас о том, что не надо бояться того, чего на самом деле нет. Ну что ребята, в гостях мы побывали, сказку почитали, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. А как мы с вами попали в книжную страну.
Дети: Мы превращались в снежинок.
Воспитатель: А теперь точно так же вы превращаетесь в маленькие снежинки, и летите в детский сад.
Дети, кружась, подходят к экрану дня.
7. Итог ООД.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, куда мы сегодня с вами совершили путешествие?
Дети: Сегодня мы совершили путешествие в книжную страну.
Воспитатель: Что мы делали в книжной стране?
Дети: В книжной стране мы читали сказку.
Воспитатель: Как называлась сказка, которую мы читали?
Дети: Сказка, которую мы читали, называлась «Зимовье зверей».
Воспитатель: Какими были звери в нашей сказке?
Дети: Звери в нашей сказке были домашними животными, но жили они в лесу.
Воспитатель: Легко им было там жить?
Дети: Нет, в лесу им было жить тяжело.
Воспитатель: А каким зверям жить в лесу легче?
Дети: В лесу легче жить лесным животным (перечисляют лесных животных).
Воспитатель: Хорошо. Молодцы. Порадовали меня сегодня своей работой. А сейчас обратите внимание, куда нас приглашает Колобок?
Дети: Колобок приглашает нас на музыку.
Воспитатель: Значит, давайте готовится к музыке. Я предлагаю вам немного отдохнуть и навести порядок в группе.