Зульфия Мельникова
Конспект открытой организованной образовательной деятельности «Встречаем весну» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытой организованной образовательной деятельности в подготовительной группе.
Тема: "Встречаем весну"
Цель: формирование интереса к весенним народным традициям путем изготовления куклы «Веснянки».
Задачи:
Публикация «Конспект открытой организованной образовательной деятельности „Встречаем весну“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Образовательные: закреплять знания о народных традициях, об изменениях, происходящих весной в природе, умение выявлять простейшие причинно-следственные связи (солнце пригревает, тает снег, капают сосульки, появляются проталины, набухают почки и т. д.); продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, строить сложные предложения.
Развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, зрительное восприятие, умение отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре; формировать интерес детей к творчеству.
Воспитательные: воспитывать у детей чувства любви и бережного отношения к народным традициям и обычаям, к окружающей природе.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о весне; чтение стихов, рассказов о весне: «Весна» Г. Ладонщиков, Н. Сладков «Медведь и солнце», «Весенние воды» Ф. Тютчев, «Снегурочка»; беседы о народных традициях на Руси; разучивание закличек; наблюдения на прогулке за признаками весны: капель, таяние снега, ручьи, набухание почек на деревьях, яркость солнца, появление перелётных птиц и др.
Оборудование: Магнитная доска, образец народной тряпичной куклы-оберега.
Материал: демонстрационный: алгоритм изготовления куклы; раздаточный: лоточки на каждого ребенка с материалом для работы (разноцветные лоскуты ткани, шерстяные нитки, атласные ленты, ножницы.
Ход деятельности:
1. Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня к нам пришли гости, давайте дружно поздороваемся с гостями (дети здороваются с гостями) и друг с другом.
Игра-приветствие «Здравствуй, друг!»
– Здравствуй, друг! Пожимают друг другу руки.
– Как ты тут? Ласково треплют за ушко.
– Где ты был? Разводят руки в стороны, приподнимают плечи.
– Я скучал! Прикладывают правую руку к сердцу.
– Ты пришел? Постукивают по плечу.
– Хорошо! Обнимают друг друга.
Воспитатель: Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
Мы будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
2. Основная часть.
- Ребята, вот и закончилась зима. Назовите зимние месяцы (декабрь,январь, февраль)
- А какое время года наступает после зимы (весна)
- В каком месяце начинается весна? (март)
- Какие еще весенние месяцы вы знаете? (апрель, май)
- На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
Весну закликали несколько раз. Закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа. Ребята, а по каким признакам можно узнать о наступлении весны?
(солнышко пригревает, снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему, у деревьев набухают почки, люди меняют зимнюю одежду, на более легкую, на реке начинается ледоход).
- Молодцы! Какие вы наблюдательные. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат – 22 марта, второй раз Весну звали-закликали именно в этот день. 7 апреля, на Благовещенье Весну звали в третий, последний раз. Это уже поистине весенний праздник. Его проводили у живого дерева, которое наряжали, украшали.
- Ребята, давайте, и мы позовем в наш Сибирский край теплую и радостную весну.
(дети хором произносят закличку)
Вот пришла весна,
Ай, люли-люли,
Принесла весна
Золотые ключи,
Ай, люли-люли,
Золотые ключи.
Ты замкни, Весна,
Зиму лютую.
Отомкни, Весна,
Тепло летечко,
Ай, люли-люли,
Тепло летечко.
- Встречая весну, в деревнях начинали водить хороводы, играть в подвижные игры. В «Гори, гори ясно» раньше на Руси ребятишки играли ранней весной, когда начинал сходить первый снежок. Они всей гурьбой вываливали на улицу в горелки играть. Так, по-простому, называли эту игру.
Как весна идёт, вся земля гудёт.
Как весна пришла, вся земля расцвела.
Весна! Весна! Красным-красна!
Ты погляди туда-сюда!
А это что за голоса?
Играет детвора!
- Вставайте, будем играть в горелки!
(проводится игра «Горелки»)
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
— Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!
Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!
-Молодцы, рассаживайтесь на места. Посмотрите, какую замечательную куколку я принесла. Это непростая куколка. Это Веснянка.
- Как вы думаете, почему она так называется?
(ответы детей)
- Название куклы происходит от слова весна. Кукла Веснянка – это русская народная тряпичная кукла закрутка. Веснянка символ красоты и молодости - это веселая, задорная кукла. Когда приходила весна, девушки делали такую куклу и радовались вместе с ней теплому солнышку, пению птиц. Ростом куколка – с ладошку, а сколько в ней силы, радости. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Веснянка является оберегом молодости и красоты. Русские куклы-скрутки делали из мелких обрезков, лоскутков, а для веснянки брали лоскуты особенно ярких весенних расцветок. Сегодня мы с вами будем делать Веснянку. Сделать такую куколку очень просто. Главное - иметь желание и немного терпения. Рассаживайтесь за столы.
- Рассмотрите внимательно, что лежит у вас в лоточках.
- Сейчас я покажу вам, как сделать куклу Веснянку. Обратите внимание на доску. На ней висит схема изготовления куколки.
(показ изготовления куклы с опорой на алгоритм)
- Прежде чем приступить к работе, давайте повторим технику безопасности. Вспомните правила безопасной работы с ножницами.
(дети рассказывают правила работы с ножницами)
– А сейчас можно приступить к изготовлению куклы.
(в середине работы проводится физминутка)
- А теперь немного отдохнем.
Физминутка «Портной»
-Идем в магазин за тканью (шагаем на месте);
-отмеряем ткань в магазине (разводим руки в стороны);
-отрезаем ткань («ножницы» руками);
-сматываем ткань в рулон («вертушка» руками перед грудью);
-раскладываем ткань на столе (гладим воображаемую поверхность);
-портняжными ножницами режем ткань («ножницы» руками);
-шьем (волны руками):
-кружимся перед зеркалом (кружимся на месте);
-бежим похвалиться маме (бег на месте).
- Ну, вот и готова наша кукла! Ребята, давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.
Вот все куколки подружки,
Не похожи друг на дружку.
В сарафанах распрекрасных
Эти куклы наши!
- Своих кукол вы можете подарить тому, кому пожелаете.
3. Рефлексия.
– Что вы узнали сегодня нового на занятии? (Ответы детей)
– Какую обереговую куклу вы изготовили? (Веснянку)
– Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении?
– Чему научились? (Ответы детей)
– Где вам это может пригодиться?