Оксана Елисеева
Конспект открытой организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «В звуках мир наш отражен»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18 «Гармония» станицы Подгорной»
Конспект открытой организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы
Образовательная область : художественно-эстетическое развитие.
Направление: музыкальная деятельность.
Форма проведения: доминантное.
Публикация «Конспект открытой организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы „В звуках мир наш отражен“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Тема:«В звуках мир наш отражен».
Цель: Введение ребенка в мир искусства через творчество и игру на детских музыкальных инструментах.
Разработала: музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 18 «Гармония» ст. Подгорной»
Елисеева Оксана Владимировна
2017-2018 учебный год
Образовательные задачи :
- формирование устойчивого ощущения равномерной метроритмической пульсации, ощущения музыки как процесса;
- формирование артикуляционно-телесных и двигательных ощущений элементарных ритмических рисунков; исполнение простейших аккомпанементов к музыке;
- формировать навык исполнения музыкальных произведений на детских музыкальных инструментах;
- активизировать словарь детей;
-учить детей взаимодействовать друг с другом, развивать навыки коммуникации.
Развивающие задачи:
- развивать чувство ансамблевой игры;
- развивать умение воспринимать ритм в стихах, формировать чувство ритма, координацию движений;
- развивать мелкую моторику;
- развивать творческое мышление, фантазию.
Воспитательные задачи:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, восприимчивость, музыкально- эстетический вкус средствами музыки,
- воспитывать интерес к игре на детских музыкальных инструментах, желание играть на инструментах, беречь их,
- способствовать формированию интереса к исполнительской деятельности.
Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Предварительная работа:
Обучение игре на музыкальных инструментах на занятиях и в индивидуальной работе.
Оборудование и материалы:
Ход организованной образовательной деятельности :
Дети входят в зал под музыку Ю. Чичкова «Музыка и дети», становятся в полукруг.
Музыкальный руководитель (МР) : Ребята! Весёлая музыка, ясное утро, приход гостей (показывает) создают нам какое настроение?
Дети: Радостное, весёлое, солнечное, прыгучее, светлое и т. д.
МР: Давайте споём наше утреннее приветствие для такого настроения и у вас, и у гостей.
(Дети поют в ре мажоре) :
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй, утро, здравствуй день!
Нам здороваться не лень:
«Здрав- ствуй- те!» (нисходящим трезвучием).
Музыкальный руководитель: Наши дeти ровно встaли, руки, «здрав – cтвуй - те», сказали! (Музыкальный руководитель отхлопывает ритмический рисунок, дети повторяют хлопками).
Музыкальный руководитель: Дети руки опустили, а нoжки «здрaв – ствуй - те» пoвторили!
(Музыкальный руководитель топает ритмический рисунок, дети повторяют ногами).
Музыкальный руководитель:Ребята, вы любите сказки? А вы хотели бы сейчас оказаться в сказке? Но тогда я предлагаю вам туда отправиться. Вы согласны? Но, сказки живут очень далеко, и чтобы туда добраться нам поможет в этом волшебный барабан.
Музыкальный руководитель:Слушаем внимательно волшебный барабан и выполняем движения о которых он нам будет говорить.
Музыкальный руководитель отстукиваетритм на барабан. Дети выполняют движения: шагают, скачут, бегают, замирают на месте в красивой позе.
Музыкальный руководитель:А, вот мы и всказке.
(На экране появляется изображение домика)
Музыкальный руководитель:Смотрите, ребята, какой красивыйдомик. Интересно кто в нём живёт?
(На экране изображены ноты в домике)
Ноты:Здравствуйте ребята. Мы нотки, родные сестрички, семь добрых подружек. Звать нас коротко и ясно: до. ре, ми, фа, соль, ля,си. Живём мы славно,любим играть в разные интересные игры. Очень нам нравится игра «Тюшки-тютюшки».
Музыкальный руководитель:Ребята, а мы же с вами тоже очень любим играть в эту игру. Давайте поиграем.
Игра «Тюшки-тютюшки» (самомассаж, двигательная импровизация).
Педагог напоминает правила игры в звучащие жесты (звучащие жесты – это хлопки, щелчки пальцами, удары по груди, по бедрам, топанье ногами. Соответственно – щелкучшки, хлопушки, бамбушки, шлепушки, топотушки. Сначала ребята повторяют последовательность, которую придумал педагог, затем предлагает ребятам самим придумать свою последовательность звучащих жестов. «Тюшки-тютюшки, сделаем щелкушки и топотушки …» и т. д.)
Музыкальный руководитель:Ребята нотки нам ещё, что-то хотят сказать.
Нотки: Молодцы, ребята, вы замечательно играете! А мы ещё всегда любим напевать свою песенку. Тра-ля-ля да тра-ля-ля,Тру-ля-ля да тру-ля-ля,Трали-вали, трали-вали,Тренди – бренди – кренделя. И очень хотим её кому-нибудь подарить. Но у нас не получается.
Музыкальный руководитель: Ребят, поможем ноткам? А как вы думаете, кому можно подаритьпесенку ноток?
Дети: Можно подарить песенку ноток быстрому ветерку.
Музыкальный руководитель:Слышите ребята. Подуллёгкий ветерок.
(На экране изображение ветерка)
Ветерок: Слышал я песенку ноток, очень красивая. Но у меня есть своя песенка и не хуже.
Музыкальный руководитель: Давайте послушаем песенку ветерка и подыграем ему на музыкальных инструментах. Ребята, а на каких музыкальных инструментах?
Дети: На шумовых.
Музыкальный руководитель: Замечательно. И так, приготовились.
Проводится игра на динамические оттенки «Итальянская полька» Рахманинова.
Музыкальный руководитель: Ребята,оказывается у ветерка своя песенка и песенка ноток ему не нужна. Кому жееще можноподаритьпесенку ноток?
Дети: Может сказочному весеннему лесу.
(на экране появляется картинка весеннего леса, звучит легкая музыка со звуками природы)
Музыкальный руководитель:Посмотрите, как красиво в лесу! Вы слышите, звучитмузыка? Ребята, какая звучала музыка?
Дети: нежная, легкая, пробуждающая, светлая, сказочная, хрустальная.
Музыкальный руководитель:И у весеннего леса есть своя песенка и своя музыкальная сказка, весенняя сказка. Я предлагаю вам сейчас её озвучить.
Озвучивается поэтическая «Весенняя сказка»(Сказка разучена заранее – с помощью детских музыкальных инструментов дети озвучивают соответствующую строчку сказки.)
Наступила в лесу долгожданная Весна. (колокольчик)
Лучи солнца начали согревать землю. (металлофон)
Появились первоцветы и приветливо закивали солнышку. (румба)
Зажужжали суетливые пчёлы, собирая нектар. (бубенцы)
Зашумел в овражке, быстрый ручеёк. (румба самодельная)
С юга вернулись птицы и весело защебетали. (свистулька)
На пруду громко закрякали утки. (губная гармошка)
Вылез из берлоги медведь и заревел. (погремушка)
Вся природа радовалась Весне. (все инструменты)
Музыкальный руководитель: Молодцы ребята замечательная волшебная, музыкальная сказка у вас получилась. Как хорошо здесь в лесу. Давайте немного отдохнём поиграем в игру «Замри отомри».
Отдохнули, повеселились. А песенку ноток мы так никому и не подарили. У леса свои мелодии и песенка ноток ему не нужна. Кому еще мы можем предложить песенку ноток?
Дети: музыкальным инструментам.
Музыкальный руководитель: Посмотрите, а вот сказочный магазин музыкальных инструментов. Предложим им песенку ноток?
(подходим к магазину)Как много здесь разных инструментов. Они такие красивые и все они вам знакомы. Ребята, назовите музыкальные инструменты, которые вы видите.
(Дети называют музыкальные инструменты.)
(музыкальный руководитель находит в магазине карточки с ритмическими рисунками.)
Ребята, а что это за кружочки и почему они разные по размеру?
Дети:Это ритмические рисунки песен.
Музыкальный руководитель:Видно и у музыкальных инструментов тоже имеются любимые песенки. Давайте прохлопаем и проговорим один из ритмических рисунков и определим, к какой это песенке он относится. ( прохлопывают: ти-ти-ти-ти-ти-ти-ТА,ти-ти-ти-ти-ТА-ТА)
Дети: Это ритмический рисунок песенки друзей.
Ребята, давайте эту песенку сыграем с вами на мелодических музыкальных инструментах. Но с начало мы это сделаем на бумажной клавиатуре.
Музыкальный руководитель раздаёт карточки.
Найдите нотку до на первом этаже от неё начинается звукоряд пропоём её, а теперь нотку до на втором. (Поют ноту до второй октавы)А, теперь найдите нотку фа, это где фиолетовый кружочек, от неё мы будем играть нашу первую музыкальную фразу: фа, фа, ми, ре, соль,соль. Затем вторую: фа, фа, ми, ре, до, до. Затем третью она повторяется как первая: фа, фа, ми, ре, соль, соль. И четвёртая, спускаемся с нотки соль: соль, фа, ми, ре, до, до.
(дети играют одним пальчиком на бумажной клавиатуре и поют ноты одновременно)
Сейчас мы песенку исполним вот как.
Поют: Всем советуем дружить, фа, фа, ми, ре, соль, соль (и пальцем проигрывают по бумажной клавиатуре)
Без друзей нам не прожить фа, фа, ми, ре, до, до и т. д.
А теперь давайте эти музыкальные фразы проиграем на металлофоне.
Поют: Всем советуем дружить, фа, фа, ми, ре, соль, соль (один ребёнок играет на металлофоне)
Без друзей нам не прожить фа, фа, ми, ре, до, до и т. д.
А теперь давайте песенку исполним в ансамбле. Аня с Милашей, будут играть на металлофонах. Лиза, Милана и Олег на ксилофонах. Остальные будут петь песенку.
Дети исполняют вансамбле песенку «Песенка друзей» В. П. Герчик.
Молодцы ребята замечательно исполнили песенку. А сейчас я, сыграю вступление ещё одной песенки. Вы послушаете и угадаете, что это за песенка.
Музыкальный руководитель играет вступление песни «Летите, голуби» И. О. Дунаевского.
Угадали, что это за песенка. Скажите, как она называется?
Дети: Эта песенка называется «Летите, голуби».
Музыкальный руководитель:Кто написал, эту песенку.
Дети: Песенку написал Исаак Осипович Дунаевский.
Музыкальный руководитель:Давайте эту песенку исполним в оркестре.
Звучит ОРКЕСТР «Летите, голуби» И. О. Дунаевского.
Музыкальный руководитель:Молодцы, ребята, какой замечательный оркестр у нас получился, вы настоящие музыканты. Но, что же делать с песенкой ноток? Мы хотели еёподарить ветерку, сказочному лесу и музыкальным инструментам, но никому она не нужна. А как вы думаете почему? (ответы детей). А я вот думаю, что эта песенка никому не нужна, потому, что она какая-то непонятная, не мелодичная. Как сделать, чтобы песенка нотокстала мелодичной? Кто нам может помочь?А если мы обратимся к композитору, как вы думаете, он нам поможет?
Дети: Да.
Музыкальный руководитель:Ну, что ж, звоним композитору. (звонят по телефону композитору. На экране появляется изображение композитора).
Музыкальный руководитель:Здравствуйте, уважаемый композитор!
У нас проблема: нотки хотят подарить свою песенку кому-нибудь, но она никому не нужна. Вот послушайте ее, пожалуйста.
(Слушает песенку.)
Композитор:Здравствуйте, ребята. Я вам с удовольствием помогу. Я запишу песенку ноток на нотной бумаге.
(На экране изображен нотный стан, скрипичный ключ, звукоряд. Звучит гамма).
Музыкальный руководитель: Ребята, и действительно, песенка ноток зазвучала по-другому. И как оказалось это звукоряд. Он нам нужен?
Зная звукоряд, мы легко можем играть на мелодических музыкальных инструментах. Оставим его себе?
Дети: Да.
Нотки: Спасибо, ребята. Теперь наша песенка стала мелодичной и всеми любимая. До свидания друзья!
Дети: До свидания.
Музыкальный руководитель: Ну, а нам пора возвращаемся в детский сад. Закрываем глаза: «Раз вращаюсь, два вращаюсь, в детский сад я возвращаюсь».
Музыкальный руководитель:Вот мы с вами и снова в детском саду. Ребята, возьмитесь за руки и встаньте в круг. Скажите, пожалуйста, чем вам запомнилось наше путешествие?Ответы детей.
Музыкальный руководитель:Хорошо. Замечательно. Я очень рада.
Музыкальный руководитель:Продолжите, пожалуйста, предложение: «Мне было интересно….»,
«Мне было трудно….»,
Мне было очень интересно сегодня с вами путешествовать,потому что вы замечательно пели, играли, знаетемузыкальные инструменты, умеете на них играть слаженно, ритмично, легко. Я говорю вам «спасибо»!
И мне очень хочется, чтобы вы сейчас украсили эту весеннюю картину вот этими чудесными нотками, внеся частичку своего настроения. Если у вас хорошее настроение от нашего путешествия возьмите розовую нотку. А если грустное, то синюю нотку.
Прикрепите, пожалуйста, нотки нанашу разноцветную радугу.
(Дети прикрепляют нотки).
Посмотрите, какая замечательная картина у нас получилась. Здесь только радостные, счастливые, теплые нотки. На память о нашем путешествии я дарю вам эту замечательную весеннюю картину.
До свидания!
Список используемой литературы
1. Уроки музыки. Система Карла Орфа. – М. : АСТ, 2000.
2. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Игры звуками. – СПб. : Музыкальная палитра, 2003.