Валерия Осипова
Конспект открытого занятия в старшей группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Валерия Осипова
Конспект открытого комплексного занятия в старшей группе «Зимующие птицы»
Тема: "Зимующие птицы, почему нужно подкармливать птиц зимой".
Цель: Формировать и закреплять знания о зимующих птицах.
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Задачи: Образовательные: закреплять знания о зимующих птицах; продолжать учить различать зимующих и перелетных птиц; вызывать желание узнавать новые факты из их жизни; развивать связную грамматически правильную речь, расширять словарный запас детей по теме «Птицы».
Воспитательные: формировать доброе и заботливое отношение, к птицам и чувство ответственности за них, формировать познавательный интерес детей к миру живой природы.
Развивающие: совершенствовать умение устанавливать причинно - следственные связи, внимание, память, целостное восприятие.
Формировать элементарные математические представления (количество и счет, величина изучаемых объектов).
Материал. Для воспитателя: телевизор для показа видеоотрывка птичьей трели; красочные иллюстрации (снегирь, синица, воробей, ворона, сорока, свиристель, клест); деревянная кормушка; поднос с ягодами шиповника, семенами подсолнечника и тыквы; пшено, гречневая крупа, хлебные крошки, ; письмо от Снегиря в конверте; фломастеры для доски.
Для детей: раскраски по теме, разрезанные картинки птиц.
На доске – Сверху, в виде образца написаны цифры от 1 до 7
Ход занятия.
Психогимнастика.
-Дети, возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Почувствуйте как пошло тепло.
Воспитатель:Ребята, отгадайте, о ком пойдет речь сегодня на занятии.
Загадывание загадки:
«Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом
Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.
Нас зимой вы подкормите.
Дети, кто мы? Назовите» (Птицы).
Воспитатель: Посмотрите в окно. Какое сейчас время года?
Дети – Зима.
Воспитатель: Что вы видите за окном?
Дети: Землю укрыл белый снег, деревья и кусты стоят голые, люди идут в теплой зимней одежде.
(воспитатель включает видео отрывок «Голоса птиц» - ворона)
Воспитатель: Что это? (кричат вороны)
Воспитатель: Вороны – это какие птицы (Зимующие)
Воспитатель: А каких зимующих птиц вы еще знаете (Синица, сорока, воробей, голубь, дятел, снегирь, свиристель, соловей, клест, кукушка).
Воспитатель: Сегодня мы с вами побеседуем о зимующих птицах. Каждая птица имеет свое характерное оперение, и голос, отличительные особенности, по которым мы определяем как называется каждая птица.
Ребята внимательно послушайте стихотворения о птицах, а после рассмотрите их на нашей доске (по очереди воспитатель прикрепляет изображения птиц на доску).
1. Чик-чирик-чирик-чирик!
Воробей сам не велик
И не очень длинный
Хвостик воробьиный.
2. Посмотрите на вороне
Платье серое воронье
Черненькие перышки
На хвосте и горлышке
3. Птица синица летает проворно
В желтенькой кофточке,
В шапочке черной.
Плащик зелененький носит синица
Черненький галстук на грудке у птицы.
4. Прилетела к нам сорока
У нее два белых бока
Черный хвостик и спина
Голова и та черна.
5. Полюбуйтесь-ка клестами –
Клювы сложены крестами.
Щеголи – на загляденье:
В ярко-красном оперенье!
В теплом гнездышке уютном
Вывелись зимой птенцы,
Им мороз не страшен лютый,
Вот какие молодцы!
6. Побелело за окошком:
Все в снегу. Какая ширь!
Как румяная матрешка –
На крыльце живой снегирь.
Снегиря в окно увидишь:
Здравствуй милый зимний гость!
На крыльцо скорее выйди,
Брось им спелых зерен горсть.
(На доске висят рисунки шести птиц, седьмой в руках)
7. Свиристели, свиристели
Как рябину углядели?
С ели быстро улетели,
На рябину налетели.
Осмотрели всё вокруг
И тихонько сели в круг.
ФЭМП
Воспитатель: Ребята сколько птиц прилетело к нам на нашу доску? (-шесть, воспитатель пишет цифру 6 под ними). А сколько птичек засиделось у меня в руках? (одна, воспитатель прикрепляет изображение свиристели и пишет +1) Сколько стало птичек? (семь, пишет =7)
Воспитатель (рисует под рисунками круги) Распределите птичек по размеру от самой маленькой до самой большой- поставьте в круги точки от 1 до 7 точек. (воробей(1, синица(2, снегирь(3, клест(4, свиристель(5, сорока(6, ворона(7)
Младший воспитатель (входит). Вам пришло письмо от снегиря! Вручает воспитателю конверт с адресом «Детский сад №. Детям ___ группы».От Снегиря (на конверте красочное изображение птицы).
Воспитатель (читает письмо).
«Дорогие ребята! Приглашаю Вас в увлекательное путешествие, в котором вы узнаете много интересного о нас, зимующих птицах, а самое главное – поможете нам перезимовать. А чтобы путешествие было интересным, выполняйте мои задания! Готовы? Тогда Встаем в круг!»
1 задание Снегиря :Игра с мячом «Подбери действие».
Дети передают мяч друг другу и называют, что умеют делать птицы: летать, клевать, прыгать, петь, чистить перышки, вить гнезда, высиживать яйца, заботиться о птенцах, спать, пить, сидеть на ветке, искать корм.
Воспитатель: Молодцы! С первым заданием справились. А теперь давайте пройдем на лесную полянку. Для этого надо встать, повернуться направо и сделать семь шагов вперед, три раза хлопнуть за спиной и сесть полукругом на стулья.
(Дети выполняют инструкцию упражнение на ориентировку в пространстве)
Познавательное развитие
Воспитатель читает 2 задание Снегиря: «Отгадай загадки и расскажи об отгадке!»
Дети отгадывают загадки, воспитатель показывает на отгаданную птицу на доске и дополняет их ответы интересными фактами из жизни птиц.
Первая загадка
Птичка на большой сосне
Нам стрекочет: «Кле -кле -кле!».
Твердый клюв похож на крест,
Семена из шишек ест.
Воспитатель: У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков, в виде креста. Он позволяет легко и быстро добывать из сосновых и еловых шишек семена – основной корм клестов. А удивляет еще и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо с толстыми стенами, утепленное ковром из пуха, перышек и волосков. Мама – клест из гнезда не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа – клест.
Вторая загадка
Посмотрите, к нам на ели
Прилетели и запели.
С хохолками прилетели
И запели как свирели.
Воспитатель: Свиристели красивые птицы с большим хохолком на голове, эти птички тихонько посвистывают будто играют на свирелях : «Свири-свири-свир». Поэтому и назвали их свиристелями. Они вьют гнезда там, где есть рябина, потому, что любят ею лакомиться. Летают они стаями. Прилетают свиристели к нам зимой а весной возвращаются домой в густые северные леса.
Третья загадка
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появиться опять.
Воспитатель: У самца снегиря грудка ярко-красная. Самочка скромнее — грудка у нее не алая а темно-серая. Весну лето и осень снегири проводят в дремучих северных лесах. Весной в гнездах появляются птенцы. Снегири клюют ягоды рябины, шиповника и боярышника. Посвистывают : «Рюм-рюм-рюм»
Воспитатель. Где живут эти птицы?
Дети. В лесу.
Воспитатель. Как их можно назвать?
Дети. Это лесные птицы.
Затем проводится пальчиковая гимнастика «Пой - ка, подпевай – ка, десять птичек – стайка».
Дети произносят слова, загибают пальцы, начиная с мизинца; в конце сжимают пальцы в кулачки.
Пой – ка, подпевай – ка, десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка, сонная головушка,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, серенькое перышко,
Эта – зяблик, эта – стриж, эта – развеселый чиж.
Ну, а это злой орлан.
Птички, птички, по домам!
Воспитатель: какие мы с вами молодцы всех лесных птиц отгадали, поиграли,
а теперь послушайте стихотворение которое написал Александр Яшин (читает стихотворение «Покормите птиц»)
Воспитатель: Зимующие птицы питаются не только насекомыми червями, они едят семена различных растений, а около жилья людей находят крошки хлеба, крупы и в холодное время года могут обойтись без живого корма. Но за короткий зимний день птицы не успевают найти достаточно корма, особенно в метели, морозы, а также после оттепелей, когда на ветках деревьев и кустарников ледяная корка, и тогда зимняя подкормка спасает их от гибели. Ребята, а мы с вами можем помочь зимующим птицам? что для этого нужно?
Дети: Подкармливать их, смастерить и повесить кормушку.
Дети выполняют 3 задание Снегиря: «Найти предмет!».
Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята отгадайте загадку и найдите то, что в ней загаданно:
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.»
Воспитатель: А теперь попробуйте найти в нашей группе то, что загаданно в загадке.
Дети находят деревянную кормушку и поднос с заготовленной подкормкой для птиц: ягодами шиповника, пшеном, семечками, белым хлебом, овсом и т. д.
Воспитатель (вместе с детьми проговаривает, что находится на подносе). здесь корм на любой вкус: мягкие хлебные крошки, сытные, аппетитные семечки, полезный геркулес, вкусные спелые ягоды.
«Назови правила подкормки птиц!». Называют правила (воспитатель при необходимости помогает): кормушки вешают в тихих местах на ветках деревьев, кустарниках; наполняют их каждый день во время сильных морозов и снегопадов корма подсыпают больше; кормушки регулярно очищают от шелухи, сора, снега; никогда не кормят птиц черным хлебом и соленым салом, жареными семечками.
А теперь садимся за стол выполнять 4 задание Снегиря! «Собери птиц!».
(На столах фрагменты картинок с зимующими птицами. За каждый стол
садится команда из трех человек.)
Воспитатель читает письмо: «Ребята следующее задание непростое, надо собрать картинку с птичкой невеличкой и назвать ее (дети собирают птиц).
Воспитатель. Настало время выполнить последнее задание Снегиря: «Не зевай – на вопросы отвечай!». Итак, вопросы.
- Как называют птиц, которые не улетают в теплые края? (Зимующие.)
- Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью? (Легче найти пищу.)
- Почему зимой нужно подкармливать птиц? (Зимой корма птицам не хватает.)
- Понравилось вам путешествие? (Ответы.)
Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята! Сегодня вы успешно выполнили все мои задания, узнали о том, какие мы, птицы, разные, какую пользу приносим, и о том, как вы можете помочь нам. Надеюсь, вы, наблюдая за нами, будете получать удовольствие и радость, а для кормушки найдете удобное место и будете заботиться о нас всю зиму. Передаю вам, друзья подарки. Ваш Снегирь».
Воспитатель раздает детям подарки от Снегиря – раскраски «Птицы».
Воспитатель. Выполним пожелания Снегиря? Отнесем эту кормушку к нам на участок. А еще, нужно рассказать детям из других групп о зимующих птицах.