Ольга Нижник
Конспект открытого занятия «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
ема: Зимующие птицы
Воспитатель Нижник Ольга Александровна
январь 2018год
Цель: Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах, изучить их особенности.
Публикация «Конспект открытого занятия „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Предварительная работа: чтение книг, беседы, наблюдения на прогулках, заучивание стихотворений, разгадывание загадок о птицах, просмотр слайдов, иллюстраций. Изучение по картинкам зимующих птиц : внешний вид, название птиц, виды подкормок.
Задачи.
Образовательные: закреплять знания о зимующих птицах; продолжать учить различать зимующих и перелетных птиц; вызывать желание узнавать новые факты из их жизни; расширять и активизировать словарь по теме «Птицы».
Развивающие: совершенствовать умение устанавливать причинно - следственные связи, внимание, память, целостное восприятие, работать в подгруппах
Воспитательные: формировать доброе и заботливое отношение к зимующим птицам.
Оборудование: костюм Каркуши, шапочки ; сороки,воробья, клеста, синицы. Семена, сало, формочки, ленточки, салфетки влажные, шишки. Компьютер,проектор, экран
Ход занятия:
У детей на головах шапочек различных зимующих птиц, которых дети изучали во время проекта.
1 Воспитатель: Здравствуй, Каркуша! Добро пожаловать!
2 Воспитатель в костюме Каркуши:
Кар-кар! Давайте знакомиться я ворона, зовут меня Каркуша. Ой сколько тут зимующих птиц. Вы кто (Ответы)Давненько я вас не видала и в лесу совсем заскучала. Помогите мне, пожалуйста. Вышел у нас с Сорокой – белобокой спор, который не можем решить до сих пор. Мы животные, какие, домашние или дикие?
( Ответы детей: Дикие, потому что живут в лесу).
Каркуша: И как мы зовемся друзья, помочь нам можно или нельзя?
1 Воспитатель: Конечно, можно. Ребята, кто у нас Каркуша, наверное, рыба? (Птица). Наверное, ласточка? (Нет, ворона). Наверное, домашняя? (Нет, дикая птица).
Каркуша: И все-таки я не понимаю: почему я – птица? Объясните мне ребята.
Дети: Показывают и рассказывают: ты птица, ворона. У тебя, как и у всех птиц есть крылья, ты можешь летать. Этим птицы отличаются от других животных.
Каркуша: Опишите меня используя схему (на экране схемы описания птиц, дети описывают ворону)
Каркуша: А вы знаете что люди, в старину наблюдая за птицами, могли определить погоду? Назовите эти приметы, если вы их знаете.
Приметы
• Воробьи дружно чирикают – значит, будет оттепель.
• В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.
• Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.
• Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.
• Синички с утра пищат – значит, будет мороз.
Каркуша: Сейчас какое время года? Да зима, холодно, голодно. Мне вороне проще я еду везде себе найду, я птица большая, клюв у меня большой. Я вам загадаю загадки, и если вы знаете зимующих птиц,то обязательно отгадаете
Игра «Угадай птицу»(в процессе отгадывания на экране появляются птицы)
1. Всё время стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит. (Дятел.)
2. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
3. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья – белобока, а зовут её …. (Сорока.)
4. Птичка-невеличка, ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок,
Получается прыжок. (Воробей.)
5. Кто там прыгает, шуршит?
Клювом шишки потрошит?
Голосом речистым, чистым,
«Клё-клё-клё» - поёт со свистом? (Клёст.)
Каркуша: давайте поиграем, в игру «Сравни птиц»
Дети смотрят на экран составляют ответы
Каркуша: Ребята, давайте хорошо рассмотрим птиц.
Что у них общего: есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове – глаза и клюв, все части тела покрыты перьями. А что же разного (Расцветка,размер,вес)
Каркуша:
Я вам предлагаю поиграть со мной в интересную игру.
Игра «Прилетели птицы»
Каркуша:
Ребята я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать. Начинаем:
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Дети топают
Каркуша:
: Что не правильно?
Дети: Мухи
Каркуша:
: А мухи - это кто?
Дети: Насекомые
Каркуша:
: Вы правы. Но что же, продолжим:
Прилетели птицы :
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Дети топают
Каркуша:
: Начинаем снова:
Прилетели птицы :
Голуби, куницы.
Если дети не обращают внимание на куниц, воспитатель объявляет счет: Один ноль в мою пользу. Куницы вовсе не птицы
Каркуша:
: Продолжаем игру
Прилетели птицы :
Голуби, синицы.
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки…
Дети топают
Каркуша:
: молодцы ребята, так держать!
Каркуша:
: Прилетели птицы :
Голуби, синицы.
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совки – сплюшки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
Каркуша: Кар-кар! Сыграли вы отлично и знаете птиц прилично!
Игра «Верю – не верю».
Если утверждение правильно, то дети отвечают: «Верю», а если утверждение неправильно, то отвечают: «Не верю».
- Клесты выводят птенцов зимой.
- У синицы жёлтое брюшко.
- У воробья большой сильный клюв.
- У свиристели на голове большой хохолок.
- У сороки длинный чёрный хвост.
- Поползень – это длинноносая птица.
- Для птиц самое страшное зимой – это голод.
- Клесты любят семена шишек.
А вот интересно, чем мы питаемся, вы знаете? Может, и меню наше птичье знаете?
Каркуша: Как мне жалко зимующих птиц! А вам, ребята? Как вы думаете, можно ли им помочь? Как? (Ответы детей) Птиц надо подкармливать, строить им кормушки, насыпать им корм для разных птиц.
“Разыгрывается небольшая сценка”
Сорока: Тра-та-та. Что я видела. Что слышала. Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут.
Щегол: Семечки в столовой недавленые. Клюв свихнешь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Воробей: Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало. До вечера пшено искал.
Синица: Сало, салу рознь! Могли бы вывесить несоленое, у нас от соленого животы болят.
Клест: А я остался голодным, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков?
Каркуша: Успокойтесь птицы! Все будет хорошо. Как видите ребята, мало, сделать кормушку, насыпать в нее корм. Нужно еще знать хороша ли пища, и смогут ли ваш корм есть птицы.
Каркуша: обратить внимание детей на стол, спросить что лежит на столе.
Спросить чем любят зимой питаться воробьи, клесты, синицы, щеглы, поползни, сойки, тетерева, предложить изготовить для зимующих птиц птичье печенье
Кормушка, которую мы предлагаем сделать, называется «птичьим печеньем» — птичий корм спрессован и подвешен так, что не требует специальной подставки: деревянной или картонной кормушки. А результат чудесен: птицы наслаждаются обедом, а вы — видом обедающих птиц.
Изготовление печенья
200 г жира: топленого сала, гусиного жира или кулинарного жира,масло
200 г корма для птиц : подсолнечных семечек, дробленых орехов, овса, перловой крупы, изюма, кусочков сушеных фруктов и тому подобное,
2 чашечки,
2 проволочных крючка, лента или сетка,
шпагат или кулинарная нить.
Растопите жир, всыпьте в него птичий корм, перемешайте. Разложите по чашечкам из-под йогурта (не забудьте «арматуру» из первого рецепта, вставьте проволочные крючки или, если их нет, палочку или соломинку, чтобы сформировать отверстие. Дайте застыть на холоде (в идеале — в морозилке, развесьте на крючках, на ленте или просто в сеточке.
Каркуша: Молодцы! Кар-кар!
Воспитатель: Каркуша, а ты знаешь, что люди считают птиц друзьями? Ребята объясните, пожалуйста, почему.
(Ответы детей) Потому, что они поедают насекомых и гусениц, сохраняя деревья, поля и огороды, а также парки и скверы.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть с Каркушей? (Да). Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось? (Дети отвечают).
Каркуша: А теперь мне домой пора, рассказать друзьям, какая здесь живет замечательная детвора.