Кочеткова Светлана Сергеевна
Конспект занятия для детей старшей группы по развитию речи «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Обобщение знаний детей о перелетных и зимующих птицах.
Задачи:
Расширять и активизировать словарь.
Обогащать словарь признаков со сверстниками и действий.
Развивать грамматический строй речи.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Развивать навыки общения детей со сверстниками.
Формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность и ответственность.
Предварительная работа.
Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы по развитию речи „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Беседа с детьми «Зима в стихах русских поэтов», «Зимующие птицы – кто они?», «Зачем кормить птиц?»
Рассказ воспитателя: «Перелетные и зимующие птицы, их различие», «У природы нет плохой погоды».
Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий с изображением птиц.
Центр сюжетно- ролевых игр: совместное изготовление атрибутов.
Экскурсия в лесопарковую зону.
Сюжетно – ролевая игра «Мы – птицы».
Игровые ситуации «Чем ты покормишь зимующих птиц?»
Слушание музыки.
Оборудование: картинки, фотографии и шапочки с изображением зимующих птиц (вороны, синицы, воробья, сороки, голубя, свиристеля, снегиря, дятла); картинки с изображением шарфа, шапки; корм для птиц (зерно, семечки, сало, рябина, сушеные ягоды, пшено, шишки, хлебные крошки); кормушка для птиц, свеча, магнитофон.
Ход урока.
Организационный момент.
Воспитатель.
Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. А, чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. (Берет в руки зажженную свечу)
Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.
Дети. Удачного дня.
Основная часть.
Воспитатель. Ребята, я вижу у вас хорошее настроение, вы бодры, веселы и готовы активно заниматься. Скажите, какое сейчас время года?
Дети. Я думаю зима.
Воспитатель. Зима какая?
Дети. Я думаю зима холодная (морозная, красивая, снежная и т. д.)
Воспитатель. Вы правы, зима холодная и мы надеваем теплую одежду. Не возможно зимой обойтись без шарфа. Я про него говорю – зимний шарф. О чем еще можно сказать зимний?
Дети. Зимний лес, зимний день.
Воспитатель. Да и на улицу без шапки не выйдешь. Шапка, она какая?
Дети. Зимняя.
Воспитатель. О чем еще можно сказать зимняя?
Дети. Зимняя погода, зимняя дорога, зимняя пора, зимняя забота.
Воспитатель. Зима – холодное, суровое время года.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело,
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри!
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Птиц на земле очень много – около девяти тысяч видов. Есть птицы очень большие, есть совсем крошечные. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые не могут летать. Как называются птицы, которые улетают в теплые края? (ответы детей).
Каких перелетных птиц вы знаете? (ответы детей)
Гуси, утки, лебеди улетают вереницей.
Журавли – клином.
Ласточки, скворцы, грачи - стаей.
Кукушки – поодиночке.
Много птиц улетают, но есть и те, которые зимуют у нас. Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?
Дети. Эти птицы зимующие.
Воспитатель. Правильно! На столе картинки с изображением птиц. Разместим птиц на доске и назовем их. (рассматриваем и размещаем да доске) Каких зимующих птиц вы знаете?
Дети. У меня ворона – она зимующая птица. (воробей, дятел, голубь, снегирь, синица, сорока).
Воспитатель. Зима - суровое, трудное время года для зимующих птиц. Как мы можем помочь зимующим птицам зимой?
Дети. Нам нужно развесить кормушки.
Воспитатель. С кем вы будете развешивать кормушки и подкармливать птиц? (ответы детей). Скажите, чем можно угостить наших верных друзей? (Ответы детей. Затем дети берут корм и размещают в кормушки)
Воспитатель. Зерно мы дадим кому?
Дети. Зерно я дам вороне.
Воспитатель. Семечки дадим кому?
Дети. Семечки дадим голубю.
Воспитатель. Дадим сало кому?
Дети. Сало дадим синице.
Воспитатель. Рябину – кому?
Дети. Рябину дадим снегирю.
Воспитатель. Пшеном угостим кого?
Дети. Пшеном угостим сороку.
Воспитатель. Шишку дадим кому?
Дети. Шишку дадим дятлу.
Воспитатель. А хлебные крошки?
Дети. Хлебные крошки дадим воробью.
Воспитатель. Молодцы! Ребята, а вы хотите на время превратиться в птиц? Тогда выбирайте, кем вы хотите стать. (дети берут шапочки с изображением птиц со стола и встают в круг). Андрей, кем ты будешь?
Андрей. Я буду снегирем. (дети отвечают по очереди)
Физкультминутка.
Ну – ка птички, полетели
Полетели и присели,
Поклевали зернышки
Поиграли в полюшке,
Водичку попили,
Перышки помыли
В стороны посмотрели
Прочь улетели.
Звучит музыка. Дети (птицы) прячутся от ветра, присев на корточки и опустив голову. Воспитатель собирает шапочки. Мы сняли волшебные шапочки и снова превратились в детей. Дети встают.
Ребята, посмотрите, а кто это сидит на ветках? (ответы детей). Давайте не будем пугать птиц, отойдем немножко и понаблюдаем за нашими друзьями. Каждая птичка по – своему красива, имеет какие – то внешние особенности. Посмотрите, какой у сороки длинный хвост, поэтому про нее можно сказать она какая….
Дети. Длиннохвостая.
Воспитатель. А еще у сороки белые бока, значит она какая…
Дети. Белобокая.
Воспитатель. У синицы желтая грудка, поэтому она….(желтогрудая)
У вороны черные крылья, про нее мы говорим…. (чернокрылая)
У снегиря красная грудка, он…. (красногрудый)
У голубя сизые крылья, значит он…. (сизокрылый)
Молодцы!
Итог. Я обращаюсь к вам с просьбой, ребята: не забывайте о наших пернатых друзьях, помогайте им перенести морозы! К сожалению наше занятие подошло к концу. Что вам запомнилось больше всего? (ответы детей) Меня порадовало то, что все вы знаете любимые лакомства птиц, правильно образовывали сложные слова. Сегодня мы совершим хорошее, доброе дело. Пойдемте повесим кормушки и покормим птиц.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна-
И не страшна будет им зима.
(А. Яшина «Покормите птиц зимой»)