Колобкова Светлана Фёдоровна
Конспект открытого занятия в старшей группе по ЗОЖ «Наши помощники — органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила :
Воспититель 1 квалификационной категории
Колобкова Светлана Фёдороана.
Цель: Закрепить знания детей об органах чувств. Уточнить, какое значение для человека имеют слух,вкус, обоняние и осязание в познание мира. Воспитывать потребность быть здоровым. учить передавать различные эмоциональные состояния. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Способствовать развитию уверенности в себе. Развивать память, мышление, речь детей.
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе по ЗОЖ „Наши помощники — органы чувств“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Предварительная работа:проводились игровые задания, цель которых -ознакомление с различными видами поверхности (камень -твердая поверхность; шёлк -гладкая поверхность; щётка -колючая и т. д.)
Проводилась игра «твёрдый - мягкий»
Словарная работа:опыты, зксперименты, осязание, обоняние.
Материал:
Музыкальные инструменты :барабан, колокольчик, гармошка, погремушка. таблица для проверки зрения. фрукты: апельсин, лимон, банан, яблоко. овощи: лук, морковь, капуста. печенье, конфеты, баночки.
Ход занятия.
Организационный момент
Воспитатель:
-Ребята, у меня сегодня хорошее настроение и я хотела бы его передать вам. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и подарим всем свою улыбку, чтобы весь мир вокруг нас стал светлее и прекраснее!
(стоя в кругу, взявшись за руки)
«Мы одной планеты дети:
все друзья, одна семья.
дружбе нет преград на свете,
дружба – это ты и я!»
-Ребята, у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся с душой и сердцем. (Дети говорят «Здравствуйте!»
-А знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили частичку здоровья, потому что вы сказали: “Здравствуйте!” здоровья пожелали нашим гостям.
Дети стоят полукругом.
-Дети сегодня мы с вами отправимся в институт здоровья, побываем в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств человека.
– Какие органы чувств вы знаете? (ответы детей)
правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познавать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.
Заходим с детьми в первую лабораторию.
-Ребята, я загадаю вам загадку, а вы отгадав её, поймёте какой орган чувств здесь исследуют.
Eсть у каждого лица
Два красивых озерца.
Между ними есть гора.
Назови их, детвора. (глаза)
-Правильно, глаза - орган зрения. Давайте скажем вместе - «глаза- орган зрения».
В этой лаборатории изучают зрение. Для чего людям нужны глаза? (ответы детей) -Правильно, глазами мы видим мир.
Чтобы глаза хорошо видели, надо делать специальную гимнастику для глаз.
“Весёлая неделька” гимнастика для глаз
— Всю неделю по — порядку,
глазки делают зарядку.
— в понедельник, как проснутся,
глазки солнцу улыбнутся,
вниз посмотрят на траву
и обратно в высоту.
поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
— во вторник часики глаза,
водят взгляд туда – сюда,
ходят влево, ходят вправо
не устанут никогда.
повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
— в среду в жмурки мы играем,
крепко глазки закрываем.
раз, два, три, четыре, пять,
будем глазки открывать.
жмуримся и открываем
так игру мы продолжаем.
плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
— по четвергам мы смотрим вдаль,
на это времени не жаль,
что вблизи и что вдали
глазки рассмотреть должны.
смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
— в пятницу мы не зевали
глаза по кругу побежали.
остановка, и опять
в другую сторону бежать.
поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)
— хоть в субботу выходной,
мы не ленимся с тобой.
ищем взглядом уголки,
чтобы бегали зрачки.
посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
— в воскресенье будем спать,
а потом пойдём гулять,
чтобы глазки закалялись
нужно воздухом дышать.
Игра "Найди 10 отличий"
-Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь глаза? А как? (не тереть грязными руками, не смотреть близко телевизор)
Входим с детьми во вторую лабораторию.
Дети садятся на стулья.
-Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Два брата на одной голове живут,
Все слышат, а друг друга не видят. (уши)
-Да,правильно,молодцы.
В этой лаборатории изучают органы слуха.
(говорю тихо)
-Встаньте.
(Дети встают.)
-Почему вы встали?
Дети отвечают: потому что услышали, что вы сказали.
-Чем вы эти слова услышали? (ответы детей)
Игра
«Какой музыкальный инструмент звучит?».
Слушайте внимательно и попробуйте отгадать какой музыкальный инструмент прозвучал.
Выкладываю на стол бубен, колокольчик, погремушку, дудку и поочерёдно играю на инструментах.
Дети сидя спиной к столу, определяют на слух какой музыкальный инструмент прозвучал. (Гармонь,колокольчик,дудочка,металлофон,трещотка, свисток)
-Молодцы, все справились с заданием.
-Как вы думаете, ребята, а уши надо беречь?А как? (мыть уши, не лазить в них острыми предметами,не слушать громкую музыку, необходимо защищать уши от ветра,
не допускать попадания в уши воды.)
Переходим с вами в следующую лабораторию.
Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте ещё одну загадку:
Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различить поможет. (нос)
-Правильно, это нос!
Нос - орган обоняния. (повторяем вместе)
-Дети скажите, для чего человеку нос? (ответы детей)
-Правильно, носом мы дышим! а ещё нам нужен нос для того чтобы различать запахи.
Игра «Узнай по запаху»
-Предлагаю детям с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (чеснок, лук, лимон, апельсин)
-Молодцы! все справились с заданием.
-Ребята, а как нужно беречь нос? (не совать в него посторонние предметы, не лазить грязными пальцами, не нюхать резкие запахи)
-Ребята,а как можно ещё определить, что это за продукт, не видя его? (на вкус).
Переходим в следующую лабораторию, вот послушайте загадку:
-Всегда во рту, а не проглотишь (язык)
-Для чего человеку язык? (помогает жевать, говорить, определять вкус пищи)
-Какой бывает вкус? (горький, сладкий, кислый, солёный)
-Скажите, что нельзя пробовать на вкус? (лекарство, мыло, незнакомые ягоды, грибы, немытые овощи и фрукты, испорченные продукты).
В этой лаборатории изучают именно этот орган вкуса - язык.
Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определённый вкус.
-Скажите, что бывает сладким, горьким, кислым, солёным (ответы детей).
-А теперь давайте поиграем с язычком.
Артикуляционная гимнастика.
«Вкусное варенье»
Улыбнуться,приоткрыть рот, облизнуть языком верхнюю,а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну,а затем другую сторону (4-5 раз)
«Часы».
Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком, влево-вправо. (8-10 раз).
«Лошадка». Улыбнуться,приоткрыть рот,поднять язык вверх, присосать к верхнему нёбу кончик языка. Щёлкать языком.
-Молодцы, хорошо поиграли язычком.
Игра «Определи на вкус»
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: Яблоко, банан, морковь, капусту, печенье, конфеты.
-Молодцы, все справились с заданием, правильно определили на вкус продукты.
Мы с вами оказались в последней лаборатории
За осязание отвечает самый большой орган нашего организма – кожа. В коже находятся рецепторы, которые воспринимают давление, боль, тепло и холод.
-Что мы можем чувствовать кожей? (холод, тепло, твердое и мягкое, гладкое и шершавое).
Игра «Узнай на ощупь»
Задание простое,
Глаза закрывай,
Пощупай руками
И что в них – узнай.
Воспитатель приглашает девочек к столу и предлагает им с завязанными глазами найти конфету среди других предметов на тарелке?
Воспитатель:
-Ребята, как вы думаете, какой орган чувств нам здесь поможет?
Воспитатель:
-Как вы узнали, что это конфета? какая она на ощупь? (гладкая, прямоугольная, твердая).
Воспитатель:
-Найдите на тарелке на ощупь ложку. положите конфету на ложку.
снимают повязку с глаз.
Воспитатель:
-Проверьте, правильно ли все сделали?
-Как же вам удалось выполнить задание, если вы не видели ни конфеты, ни ложки? (на ощупь с помощью пальчиков рук)
Воспитатель приглашает мальчиков к столу.
Пальчиковая гимнастика «РЫБКА»
Рыбка плавает в водице (Сложенными вместе ладонями
Рыбке весело играть (изображают, как плывет рыбка.)
Рыбка, рыбка, озорница (Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)
Рыбка спинку изогнула (Снова изображают,как плывет рыбка.)
Крошку хлебную взяла (Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка хвостиком махнула (Снова «плывут».)
Рыбка быстро уплыла.
Вот и закончилась наша экскурсия по институту здоровья.
-Итак, мы с вами узнали, какие у нас есть органы-помощники.
-Какой орган определяет, что трава зелёная, а шар круглый? (глаза -орган зрения)
-Какой орган узнаёт, что лед холодный? (кожа - орган осязания)
-Какой орган определяет, что сигналит машина? (уши - орган слуха)
-Какой орган определяет, что конфета была вкусной? (язык - орган вкуса)
-Какой орган определяет, что на кухне испекли вкусные пирожки? (нос - орган обоняния)
-Молодцы, вы все правильно ответили.
-Теперь вы знаете, для чего они нужны,
и наша главная задача – сохранить их, заботясь о своем здоровье.
-А как вы думаете, что у человека самое ценное (здоровье)
-Что надо делать, чтобы быть здоровым? (делать зарядку, принимать витамины, следить за гигиеной).
Я вам желаю, чтобы вы всегда были здоровы!
А теперь мы улыбнёмся,
крепко за руки возьмёмся,
и друг другу на прощанье
мы подарим пожеланье.
(дети говорят друг другу добрые слова).
Прощаются с гостями и говорят им добрые слова на прощание (До свидания и до новых встреч.)