Татьяна
Конспект открытого занятия в старшей группе по проектной деятельности «Удивительное под ногами. Песок, почва, глина»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в старшей группе по проектной деятельности на тему «Удивительное под ногами» (Знакомство детей со свойствами природных материалов)
Цель: расширять и обогащать представления детей о свойствах природных материалов: песка, почвы и глины.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе по проектной деятельности „Удивительное под ногами, Песок, почва, глина“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Глина. Проекты для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Почва. Исследуем почву
- Почва. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
1. Закреплять представления детей о свойствах песка: установить его сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, состоит из отдельных мелких песчинок. Они имеют разную окраску. Одни песчинки непрозрачные, другие почти прозрачные, похожи на кусочки мутного стекла.
2. Закреплять знания о глине, ее свойствах: вязкая, пластичная, труднопроходимая для воды, удерживает ее, состоит из слипшихся частичек.
3. Закреплять знания о почве и ее свойствах : сухая почва рассыпчатая, её комочки жёсткие, а влажная почва мягкая, липкая, хорошо пропускает воду. Уплотнённая почва плохо пропускает воздух и воду, рыхлая хорошо пропускает воду и воздух и быстро высыхает.
Развивающие:
1. Уточнять знания о том, что песок, глина, почва–неживая природа.
2. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
3. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение.
4. Развивать интерес к природным материалам;
5. Развивать связную речь детей. Активизировать словарь. Совершенствовать навыки диалогической речи.
6. Развивать память детей, внимание, умение сопоставлять, сравнивать, анализировать.
7. Развивать любознательность, способствовать формированию навыков коммуникативного поведения.
Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
2. Формировать познавательные навыки, интерес к новым знаниям.
3. Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе, усидчивость, умение работать в коллективе, соблюдать правила безопасности.
Материал и оборудование: наборы для экспериментирования на каждого ребенка, презентация, проектор, ноутбук.
Предварительная работа:
Рассматривание альбома, иллюстраций, книг, открыток по теме : «Почва, песок, глина». Чтение художественной литературы. Наблюдения во время прогулки. Просмотр презентаций, мультфильмов и телепередач по теме.
Методы и приемы:
- практические: наблюдение, экспериментирование с глиной, почвой и песком;
- наглядные: показ опытов;
- словесные: беседа, рассказ, анализ, подведение итогов – обобщение детских исследований по данной теме.
Ход занятия
Дети сидят за столом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на свои столы, на что похожи наши столы?
Дети: На лабораторию.
Воспитатель: Правильно, ребята, у нас сегодня очень интересное занятие, которое будет проходить в нашей детской «лаборатории». Представим, что мы с вами «ученые». А кто такие ученые?
Дети: Люди, которые изучают разные предметы, ставят опыты, делают открытия, работают с приборами.
Воспитатель: А как называют людей, которые работают в ней?
Дети: Лаборанты, исследователи, учёные.
Воспитатель: А как называются основные приборы и оборудование, которые нужны для проведения опытов, экспериментов?
Дети: Микроскоп, увеличительное стекло, колбы, пробирки, пинцеты, штатив, воронки и др.
Воспитатель: Совершенно верно, сегодня мы будем проводить эксперименты, но в лабораторию можно только в специальной одежде, поэтому наденем фартуки и головные уборы, и вспомним, как надо вести себя в лаборатории?
Дети: Не кричать, не сорить, не толкаться, работать осторожно.
Воспитатель: Ребята, для того, чтобы начать нашу практическую деятельность, и наша с вами работа была успешной и продуктивной, я предлагаю вам отгадать загадки, и что же мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадки.
- Слушайте внимательно.
Первая загадка:
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
И в куличики играть.
- О чем эта загадка?
Дети: Песок.
Воспитатель: Правильно, ребята, эта загадка о песке. (изображение песка на интерактивной доске).
Воспитатель: Вторая загадка:
Весь мир кормлю, а сама не ем.
Дети: Почва
Воспитатель: Конечно, правильно, ребята, эта загадка о почве. (изображение почвы на интерактивной доске).
Третья загадка:
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу.
Дети: Глина
Воспитатель: Угадали, ребята, это глина. (изображение на интерактивной доске).
- А что такое песок и глина, как он образуется, откуда берется? Как добывают и перерабатывают песок? Где применяется песок и глина? Как можно использовать песок в искусстве? Нам расскажет телепередача «Галилео. Песок» и «Галилео. Глина». (просмотр телепередач на интерактивной доске).
Воспитатель: Вы сейчас с помощью телепередач узнали, как в природе образуются песок и глина. А хотите с помощью экспериментов убедиться в этом сами?
Дети: Да!
Воспитатель: Исследователи, приступаем к работе.
- На столе находится всё необходимое нам для работы оборудование. Мы теперь знаем, с какими природными материалами мы будем работать в первую очередь: это песок и глина.
1. Эксперимент: Выяснить состав песка и глины.
- Для проведения 1-го эксперимента вам потребуется увеличительное стекло и контейнер с песком и глиной. Рассматриваем песок и глину с помощью увеличительного стекла. Из чего он состоит? Какого цвета и на что похожи песчинки? (Песок – это очень – очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера). Как образуется песок? (Песчинки образуются от трения и ударов камней друг о друга). Рассмотрите таким же образом комочек глины. Видны ли такие же песчинки в глине? (В песке каждая песчинка лежит отдельно, а в глине? – слипшиеся, очень мелкие частички, из которых получаются комочки. (Глина чем-то похожа на пластилин).
Вывод: Песок состоит из отдельных мелких песчинок. Они имеют разную окраску, но преимущественно желтоватый цвет. Одни песчинки непрозрачные, другие почти прозрачные, похожи на кусочки мутного стекла, а глина – из мелких частичек, серого цвета, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу, образуя комочки.
2. Эксперимент: Исследовать взаимодействие песка и глины с водой.
- Для проведения 2-го эксперимента вам потребуется 2 стакана, один с песком, а другой с глиной. Полить воду сначала в стакан с песком, а затем с глиной. Через какой материал вода просачивается быстрей? (Песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо. Глина дольше удерживает воду). Как меняется цвет и другие свойства песка? (Песок стал темнее, перестал быть сыпучим и быстро впитал воду). Происходят ли какие-либо изменения с глиной? (Глина стала темнее, более вязкая, но воду пропускала медленнее чем песок). Можно ли слепить из мокрого песка и глины? (Сырой глине можно придать форму, это мягкий материал. Глина легко мнётся, продавливается. После высыхания хорошо сохраняет форму. Из сырого песка можно слепить, но песок плохо сохраняет форму, при надавливании песок рассыпается).
Вывод: Песок и глина взаимодействуют с водой по-разному. Песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо. Потому что у песка частички маленькие, полупрозрачные, не прилипают друг к другу. У глины частички тесно прижаты друг к другу.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам пройти в игровую зону из нашей научной лаборатории, и немного отдохнуть и размяться.
Физкультминутка «Быстро встаньте».
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
- А теперь возвращаемся и находим на столе контейнер с почвой, с которым мы будем работать во вторую очередь. Но прежде чем начать экспериментировать, мы с вами посмотрим видео «05 Почва». Как появилась почва? И опыты с ней.
Вы сейчас с помощью телепередачи «05 Почва» узнали, как в природе образуется почва. Что входит в состав почвы? А хотите с помощью экспериментов убедиться в этом сами?
Дети: Да!
3. Эксперимент: Узнать состав почвы.
- Для проведения 3-го эксперимента вам потребуется рассмотреть через лупу контейнер с почвой. Из чего состоит земля? (Из комочков). Определить ее цвет? (Чёрный). Обследовать почву пальцами. Какая она на ощупь сухая или мокрая? Почва бывает разной : Чёрной, жёлтой, красной, глинистой, песчаной, подзолистой, болотистой, серой лесной, ещё чернозёмной. Положите в стакан с водой почву и размешайте ложкой. Где в стакане она оказалась? (Через некоторое время на поверхность всплыли остатки иголок, листьев, мусора. На дно стакана осел песок, а поверх него глина).
Вывод: В почве находятся остатки растений, песка и глины.
4. Эксперимент: Сравнить, как примятая и разрыхленная почва взаимодействует с водой.
- Для проведения 4-го эксперимента вам потребуется в одном тазу примять почву, а в другом разрыхлить. Подумать, почему разрыхленная почва занимает больше места, чем примятая. (В почве много воздуха). Полить почву в обоих тазиках. Через какую почву вода просачивается быстрее всего? (Через взрыхленную. Для хорошего роста растениям нужен воздух и вода).
Вывод: Уплотнённая почва – плохо пропускает воздух и воду, а рыхлая хорошо пропускает воду и воздух.
Воспитатель: Ребята, для проведения следующего опыта-исследования я хотела бы узнать: какое очень важное свойство объединяет глину и пластилин? (пластичность) используя это свойство глины можно создавать глиняные игрушки, посуду. А еще на глине, как и на пластилине можно оставлять различные отпечатки.
Игра «Отпечатки природного материала на пластилине».
- Перед вами уже приготовлено 5 лепешек. Вам нужно сделать отпечатки на пластилине (шишки, орехи, ракушки, деревянные ложки, пуговицы). Подумайте и скажите: какие из предложенных материалов (с которыми вы играли сейчас) мы можем встретить в природе, (шишки, орехи, ракушки, а какие созданы руками человека? (деревянные ложки, пуговицы). Почему этот материал называют природным? (есть в природе).
Вывод: Шишка, орехи, ракушки — это природный материал, а деревянные ложки, пуговицы- сделанные из природного материала. Еще дети будут знать и распознавать разный природный материал по его отпечаткам.
Воспитатель: Моя лаборатория сегодня закрывается. Мы с вами сегодня провели много опытов с почвой, песком, глиной. Ребята, давайте вспомним, где мы с вами сейчас проводили опыты?
Дети: В лаборатории.
Воспитатель: С какими природными материалами мы работали?
Дети: С песком, глиной, почвой.
Воспитатель: Как использует человек в своей жизни песок, глину и почву?
Дети: В строительстве, при изготовлении посуды, для выращивания растений в сельском хозяйстве.
Воспитатель: Как вы думаете песок или глина нужней для природы? (Ответы детей).
Дети: В природе песок с глиной дружат. Песок рыхлит землю, а глина служит для удержания воды в почве. Это очень важно для роста и развития растений. А значит, глина и песок полезны для природы одинаково.
Воспитатель: Ребята, а где в природе можно встретить песок и глину? (в земле, почве). Основные составляющие почвы - песок, глина. Песок рыхлит землю, а глина служит для удержания воды в почве для растительности.
Воспитатель: У меня для вас есть подарки для проведения экспериментов на прогулке. Готовы ли вы продолжать экспериментировать?
Дети: Да.
Воспитатель предлагает детям наборы для игр с песком. Дети выходят на прогулку, в песочнице проводятся игры с песком.