Олеся Оськина
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Почва»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Почва»
Образовательная область : Познавательное развитие.
Воспитатель высшей кв. категории
Оськина О. Ю.
Елец, 2021г.
Цель: развитие у детей познавательных интересов.
Задачи:
I.Образовательные.
1. Познакомить детей с составом почвы при помощи опытов.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в старшей группе „Почва“» размещена в разделах
2. Формировать у детей понятие о факторах, влияющих на плодородие почвы, познакомить с понятием «перегной».
3. Обогащать и уточнять представления детей о видах почвы.
4. Учить устанавливать связи между плодородием почвы и ростом растений.
5. Систематизировать знания детей об условиях, необходимых для роста и развития растений.
II.Развивающие.
1. Развивать навыки исследовательской деятельности.
2. Развивать логическое мышление.
3. Развивать мелкую моторику рук.
III. Воспитательные.
1. Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: образцы почвы, стаканы с водой, лупа, салфетки, фартуки, нарукавники, макет, глобус, интерактивная доска, заготовки для работы с «магическим песком», «магический песок».
Ход занятия:
Занятие
Звонок фиксика по скайпу.
В. -Ребята, нам кто-то звонит по скайпу. Скорее пойдем посмотрим.
Ф. -….
В. -Ребята, вы согласны помочь Нолику?
Д. -да
В. -Тогда проходите в нашу лабораторию для исследования образцов почвы. Надевайте фартуки и нарукавники. Садитесь на стулья удобно, ровно
1 опыт.
В. - Итак, перед вами на тарелках лежит почва. Давайте рассмотрим ее с помощью лупы. Что вы видите?
Д. -Корешки, палочки, листики.
В. -А ты Полина, что видишь?
Р. -Я тоже вижу корешки, палочки
В. - Ребята, это остатки перегнивших листьев и корней растений. Называется это перегной. Повторите. Злата, как называются остатки перегнивших листьев и корней растений? (перегной).
В. - Егор, как называются остатки перегнивших листьев и корней растений?
(перегной)
В. -Полина. (перегной)
В. -Хорошо. А что еще вы видите? Смотрите внимательно
Д. -Я вижу песчинки, комочки.
В. -А ты Ирина, что видишь?
Р. -Я тоже вижу песчинки и комочки.
В. - А что же это за песчинки и комочки? Как вы думаете? Злата.
Р. -Я думаю, что песчинки-это песок, а комочки похожи на глину.
В. -А ты как думаешь? Полина?
Р. -Я тоже думаю, что песчинки-песок, а комочки-глина.
В. -Возможно вы правы. Я предлагаю проверить ваше предположение.
2 опыт
Для этого я взяла почву с клумбы, поместила в стакан с водой и хорошенько размешала. Я сделала это заранее, чтобы вам не пришлось долго ждать, пока все осядет. (Стаканы стоят у вас на столе). Поставьте их перед собой. (Уберите тарелки и лупу в сторону). Рассмотрим, ребята. Что вы видите?
В. -Егор, что ты видишь на дне стакана?
Д. - На дне видны песок и глина
В. -Хорошо. А ты что видишь, Таня?
Д. - Я вижу песок и глину
В. -Саша, а ты видишь песок и глину?
Р. -Да, я тоже вижу песок и глину.
В. - Хорошо. Так, больше ничего нет? Обратите внимание, что плавает на поверхности?
Д. - Сверху плавает мусор, корешки растений.
В. -А ты, Ирина, что видишь?
Р. -Я вижу корешки и палочки.
В. - Ребята, то, что плавает на поверхности-это остатки перегнивших листьев и корней растений. Как это называется?
Д. - Это перегной.
В. -Правильно. Это перегной.
В. -А теперь давайте сделаем вывод. Что показал наш опыт? Ирина? Что входит в состав почвы?
Д. -В почве есть песок, глина и перегной
В. -Хорошо Ирина. Молодец!
В. - Мы выяснили, что в состав почвы входит песок, глина, перегной (ставим карточки).
Отодвиньте стаканы
3 опыт.
В. -А сейчас проведем еще один опыт. Подвиньте баночку с почвой к себе. Возьмите салфетку и посильнее надавите на почву. Работайте аккуратно над столом. А теперь внимательно посмотрите на салфетку. Что произошло?
Д. -Салфетка стала влажной, намокла.
В. -Ирин, а у тебя что произошло?
Р. -У меня салфетка стала мокрой.
В. -Действительно салфетка намокла. Какой здесь можно сделать вывод.
Д. -В почве есть вода
В. -Совершенно верно. В почве содержится вода (ставим карточку)
В. -Убираем салфетку в сторону.
4 опыт.
В. -Продолжаем наши исследования. Возьмите стакан с чистой водой, аккуратно насыпьте в него почву с помощью ложки. Что происходит? Что вы видите?
Д. - появились пузырьки
В. -Полина, а ты что видишь? (пузырьки)
В. -Артем, а ты видишь пузырьки? (да, я тоже вижу пузырьки).
В. -А что за пузырьки? Полина?
Д. - Пузырьки –это воздух
В. -Хорошо. Ребятки, о чем говорит их появление?
Д. -В почве есть воздух.
В. -Совершенно верно. Вы-молодцы! В почве есть воздух. (ставит карточку).
В. -А теперь давайте подведем итог нашего исследования. Что входит в состав почвы? Кто хочет? Ты, Злата? Выходи. (в. вызывает одного ребенка к мольберту). Что показали опыты?
Р. - Опыты показали, что в состав почвы входят : песок, глина, перегной, воздух и вода.
В. - Совершенно верно. Молодец, Злата. Садись.
В. - Снимайте фартуки и подходите ко мне.
Мы немножко отдохнем.
«Физкультминутка» Солнышко и дождик
1. Ярко солнышко сияет (потянулись на носки)
2. Нашу землю согревает (наклонились вперед)
3. И сосен макушки (руки вверх, покачали руками)
4. И каждую зверушку (прыжки на месте)
5. И травинку, и букашку (присели на корточки, ладонями коснулись пола)
6. И Сережку, и Наташку (обняться)
7. Ой, дождь пошел (стоя-вытянули руки вперед-ладони раскрыты, развернуты вверх)
8. Зонт нам не нужен! (руки на поясе, повороты корпусом влево-вправо)
9. Будем мы шагать по лужам! (ходьба на месте с высоко поднятыми коленом ритмичным движение рук).
В. – А теперь, ребята, внимание на экран. ФИЛЬМ -«Образование почвы».
А сейчас давайте отдохнем, сделаем гимнастику для глаз.
Вы должны следить глазами за картинкой, не поворачивая головы. (Внимательно следите глазами за картинкой).
ГИМНАСТИКА для ГЛАЗ
(У педагога в руках карточка-на одной стороне изображено солнышко, а на другой-тучка. Дети сопровождают движения карточки взглядом, стараясь не менять положение головы).
Сперва дети следят глазами за солнышком:
-Солнышко с тучами в прятки играло (центр- вверх-центр- вниз-центр, центр-влево-центр-вправо-центр)
-солнышко тучки-летучки считало (круговые движения по часовой и против часовой стрелки).
Далее дети следят за тучкой:
-Серые тучки, черные тучки (Центр-влево-центр-вправо-центр)
-Легких две штучки (центр-вверх-центр)
Тяжелых две штучки (центр- вниз-центр)
-Тучки попрятались, тучек не стало (закрыть глаза ладонями)
Снова дети следят за солнышком:
-Солнце на небе опять засияло! (открыть глаза, поморгать).
Беседа по фильму.
Видите, как долго образовывалась почва :
- Ребята, что же покрывало землю до появления почвы?
(камни и скалы). Да, хорошо, молодцы!
-Под действием чего она образовывалась? (ветер, дождь, жара, морозы). Правильно.
-Как же это происходило?
(скалы разрушались, трескались).
-Совершенно верно, так постепенно появилась почва на поверхности земли.
Ребята, подходите к макету (земная кора в разрезе).
В. -Я хочу вам напомнить о различии слов «земля» и «почва». Земля – земной шар, название нашей планеты. Почва – верхний слой земной коры.
Обратите внимание на макет. Это земная кора в разрезе. Давайте рассмотрим ее. Ребята, назовите нижний слой земной коры (камень? Следующий слой (глина). Следующий за глиной (песок). И самый верхний слой (почва).
В. – Ребята, почва бывает разная. Есть почва, в которой больше песка- она называется песчаная. Ребята, повторите (песчаная).
Ирина, как называется почва, в которой больше песка? (песчаная). Хорошо. Егор, повтори (песчаная).
Есть почва, в которой больше глины-это глинистая почва. Повторите, ребятки-глинистая. Ирина, как называется, почва, в которой больше глины? (глинистая). Злата (глинистая).
А есть почва, в которой больше перегноя-она называется чернозем. Повторите (чернозем).
В. -Злата, а как же называется почва, в которой больше перегноя?
(чернозем)
В. - Полина. (чернозем). Егор?
В. -Правильно, ребятки. Вы молодцы!
В. -А теперь я вам хочу показать образцы почвы. Попробуйте отгадать, где какая? (показать каждую)
В. -Посмотрите внимательно, подумайте хорошенько.
В. -Как ты догадался?
Р. -В этой почве больше песка и она желтоватого цвета.
В. -Посмотрите, а это какая почва?
Р. -А это глинистая почва
В. -А как ты догадался?
Р. -Здесь больше глины и она рыжеватая
В. -Совершенно верно.
В. -А здесь какая почва?
Р. -Чернозем
В. -Правильно. А как ты догадалась?
Д. - Это почва черная, в ней много перегноя.
В. -А теперь я вам открою секрет: чернозем-это самая плодородная почва, потому что в ней больше перегноя. Перегной дает питательные вещества для растений. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее.
Интерактивная игра.
А сейчас я вам предлагаю поиграть в Игру «Вырастим дерево».
Вам нужно вспомнить все, что необходимо для жизни и развития растений
на поверхности почвы и в самой почве.
Для этого вам необходимо выбрать подходящую карточку и разместить ее на нашей картинке. Если вы карточку выбрали правильно, то на нашей картине появится ее изображение. А если же ответ неверный, вы услышите вот такой сигнал.
Что же нам необходимо?
Д. - Свет-солнце
В. -Хорошо. Подходи и нажимай на картинку
В. -А что еще?
Д. -Тепло-лучи
В. -Да, подходи
Что же еще?
Д. -Вода, дождь
В. -Хорошо. Подходи. Появился дождик на нашей картинке.
Что еще?
Д. -Воздух
В. -А что еще?
Д. -Глина
Песок
Перегной
Вода в почве
Воздух в почве
В. - Ребятки, вы такие молодцы. Посмотрите какое пышное дерево у нас выросло. Мы все сделали правильно!
Беседа. Подведение итога занятия.
В. : А сейчас давайте вспомним все, что узнали о почве.
Что входит в состав почвы?
Д. - В состав почвы входит песок, глина, перегной, воздух, вода
В. : А скажите, какая бывает почва.
Д. -Песчаная, глинистая, чернозем
В. : Хорошо. Какая почва самая плодородная.
Д. -Чернозем
А кто назовет слои земной коры начиная с самого нижнего слоя по порядку.
Д. -Самый нижний слой-камни, следующий слой –глина, следующий-песок, верхний слой-почва
Сегодня вечером мы обязательно позвоним нолику и расскажем все, что узнали о почве.
А еще я предлагаю вам сделать ему подарок.
Раскрасить цветы с помощью нашего любимого магического песка.
В. - Проходите.
Сначала разомнем немножко наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять- вышли пальчики играть (кулаки сжимать, разжимать)
Раз- в ладошки хлопнем,
Два-в замок захлопнем,
Три, четыре, пять- будем снова мы играть (развести руки в стороны)
В. -Приступаем к работе.
В. -Вы молодцы, какую яркую сделали клумбу. Очень красивые цветы у вас получились!
Ребята, а давайте наши клумбы подарим Нолику?