Наталия Козлова
Конспект открытого занятия в старшей группе «Дифференциация звуков [С] — [Ш], букв С — Ш на письме»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дифференциация звуков [С] - [Ш], букв С – Ш на письме».
Цель: Закрепить знания по теме: дифференциация звуков [С]- [Ш]. Дифференциация букв С - Ш на письме.
Коррекционно-образовательные задачи:
1. уточнение и сравнение артикуляции звуков [С] - [Ш], закрепление правильного произношения их в речи;
2. совершенствовать навык определения первого звука в слове и соотнесение его с буквой;
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Дифференциация звуков [С] — [Ш], букв С — Ш на письме“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
3. совершенствовать навык связной речи;
4. совершенствование навыков дифференциации букв С - Ш на письме;
5. совершенствовать навык звукобуквенного анализа слов;
6. совершенствовать навык слогового анализа слов;
7. совершенствовать грамматический строй речи:
совершенствовать умение подбирать слова-паронимы по смыслу в предложении.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. развивать фонематическое восприятие;
2. корригировать и развивать слуховое восприятие;
3. развивать речевое дыхание, просодическую сторону речи;
4. развивать высшие психические функции (внимание, мышление, память);
5. развивать артикуляционную и общую моторику;
6. корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости);
7. развивать пространственную ориентацию;
8. развивать координацию движения с речью;
9. корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. повышение речевой активности;
2. воспитания желания говорить правильно и красиво;
3. создание ситуации успеха.
Здоровье сберегающие задачи:
1. планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
2. соблюдать правильную посадку ребенка;
3. соблюдать режим охраны здоровья;
4. чередовать статические и динамические задания.
Оборудование:
1. магнитная доска, мольберт;
2. песня «Шум леса»;
3. подарки от девочек – конфеты в коробочке;
4. пособие для пальчиковой игры «Сидит белка на тележке» + игрушка белка с орехом;
5. магнитные пособия: глухой звук, синие и зеленые магниты, буквы С, Ш;
6. картинки (шапка, стул, шуба, сок, самовар, сушки, сом, шляпа, шкаф, сапоги, сумка);
7. картинки слова-паронимы (каска-кашка, мишка-миска, крыса-крыша);
8. индивидуальные пеналы для лексико-грамматических занятий;
9. синяя ручка по числу детей;
10. напечатанное слово СУШКИ на формате А4;
11. мяч;
12. листовки по числу детей для определения 1 звука в слове и записи соответствующей буквы под картинкой;
13. 2 куклы;
14. Маленькие игрушки из-под киндер сюрприза.
Ход НОД
1. Организационный момент [Создание эмоционально положительного фона, активизация слухового восприятия].
Логопед: Правильно ли я произношу? (Картинки)
Логопед: Ребята, это Штул? это Сапка? Это Шамовар? Это Шок? Это Суба?
Дети: вы перепутали 2 звука. Вместо Звука [С], говорили звук [Ш] и наоборот.
2. Сообщение темы НОД [Активизировать слухоречевое внимание, навыки обобщения].
Логопед: Сегодня на занятии мы будем различать звуки [С] - [Ш] и буквы С-Ш.
3. Сравнение звуков [С] - [Ш] по артикуляционным и акустическим признакам. [Корригировать и развивать слуховое восприятие, развивать речевое дыхание, просодическую сторону речи, развивать координацию движения с речью, развивать артикуляционную и общую моторику].
Звук [С] – губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка упирается в нижние зубки, струя воздуха идёт по серединке, холодная (контроль рукой). Голосовые связки не вибрируют, нет голоса, звук глухой. Бывает твердый и мягкий. (Логопед вывешивает на мольберт на магните букву С, изображение глухого звука и 2 магнита : синий и зеленый)
Стихотворение про звук [С] :
Распластай язык пошире,
Кончик к нижним зубкам ближе,
Посредине языка струйку воздуха пускай,
Улыбнись и просвисти, ССС произнеси.
Звук [Ш] – Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд, зубы сближены, язык в форме чашечки поднят вверх, выдыхаемая струя воздуха тёплая (контроль рукой). Голосовые связки не вибрируют, нет голоса, звук глухой. Звук [Ш] всегда твёрдый. (Логопед вывешивает на мольберт на магните букву Ш, изображение глухого звука и 1 магнит : синий)
Стихотворение про звук [Ш] :
Чтобы звук красивым вышел,
Шире язычок и выше.
Сделаем из язычка
Чашечку подняв бока.
Эту чашку по бокам к верхним мы прижмём зубам,
Вот теперь над чашкой можно дуть красиво, осторожно,
Чтобы ветерок бежал, чтобы ШШШ как шёлк шуршал.
Логопед: Давай подумаем, чем отличается произношение звука [С] от звука [Ш].
Ответы детей.
Включается песня «Шум леса». Представьте, что мы сейчас в лесу. Там растут разные деревья. Покажи, какие там высокие деревья. (Встали на носочки)
Подул тё плый ветерок: Ш-Ш-Ш-Ш, зашелестели листья (дети произносят звук и быстро- быстро шевелит пальчиками рук)
Подул холодный ветер: С-С-С-С-С закачались сосны (дети произносят звук и покачиваются и машут руками)
Ветер затих, не шевелятся больше ни листочки, ни ветки. (руки вниз потрясли)
Снова подул ветер.
4. Игра «Доскажи словечко по смыслу и выложи звукобуквенный анализ слова». [Совершенствовать навык звукобуквенного и слогового анализа слов, совершенствовать навык связной речи, развивать мышление, развивать мелкую моторику кистей рук и тактильные ощущения].
Как – то вечером старушки. Пили чай и грызли …СУШКИ
5. Игра «Добавь слово по смыслу» [развивать ВПФ, совершенствовать умение подбирать слова-паронимы по смыслу в предложении, корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением].
Кашка-каска
На завтрак дали в тарелке каску или кашку?
У пожарных на голове железные кашка или каски?
Мишка-миска
Девочке купили плюшевого миску или мишку?
Собаке дали кашу в мишке или в миске?
Крыса-крыша
В доме протекает старая крыса или крыша?
Мы видели большую страшную с хвостом крышу или крысу?
6. Физкультминутка «Повтори за мной» [Снять усталость, мышечное напряжение, провести профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата, развивать координацию движения с речью, развивать общую моторику, развивать мимическую мускулатуру, речевое дыхание, развивать фонематическое восприятие].
Логопед приглашает детей на ковер и предлагает им встать в круг.
Логопед кидает мяч ребенку и произносит слоги. Ребенок повторяет и кидает мяч логопеду.
са – са – ша
су – шу – шу
сы – шы – сы
ош – ос – ос
шо – шо – со и т. д.
7. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке» [Развивать артикуляционную и мелкую моторику, развивать координацию движения с речью, развивать фонематическое восприятие].
Сидит белка на тележке
Она дарит всем орешки
Кошке в лукошко,
Собачке в мешочке,
Лисоньке в миску,
Мишке в туесок,
Мышке в поясок.
7. Определи 1 звук в словах, запишу соответствующую букву под картинкой в квадрате [Развитие мелкой моторики кистей рук, совершенствовать навык определения первого звука в слове и соотнесение его с буквой, совершенствование навыков дифференциации букв С - Ш на письме, развитие мышления, зрительного и фонематического восприятия].
8. Игра «Подари подарок девочкам: Соне и Шуре» (Куклы + киндер) Дети делятся на 2 команды, кто быстрее. [Развитие мелкой моторики кистей рук, совершенствование навыков дифференциации звуков [С] - [Ш], развитие мышления, развитие зрительного и фонематического восприятия, развитие тактильных ощущений].
9. Итог. [Закрепить полученные знания].
Логопед: Ребята молодцы. Многое успели сегодня сделать. Что вам больше всего понравилось на занятии? О чем мы с вами разговаривали сегодня? (Ответы детей).
Логопед: Девочки тоже дарят подарок! Коробка с бантом и конфетками по числу детей. Поощрения в конце занятия.