Аида Гамбарова
Конспект занятия «Дифференциация букв, имеющих акустическое и оптическое сходство ш-щ»
▼ Скачать + Заказать документы
Составила: учитель-логопед Гимназии №17 Рагимова Рамиля Мухтаровна
Тема: «Дифференциация букв, имеющих акустическое и оптическое
сходство ш и щ».
Цели:
Дифференциация звуков ш-щ ; букв ш-щ в словах.
Задачи:
1. Уточнение и сравнение артикуляции звуков ш-щ;
2. Развитие речевого выдоха;
3. Развитие общей и мелкой моторики, кинезиологических движений;
4. Развивать фонематическое восприятие и слух;
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация букв, имеющих акустическое и оптическое сходство ш-щ“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
5. Закрепить зрительный образ букв ш-щ;
6. Активизация слухового внимания и памяти, зрительного внимания, тактильного восприятия,уточнение оптико-пространственной ориентировки;
7. Развитие грамматического строя речи- согласование имен сущ-х с именами прилагательными;
8. Формировать навык самоконтроля, положительной учеб. мотивации.
Оборудование: зеркала, шарики, мыльные пузыри, ворота и мячи ватные, ракушки, фасоль, камешки, проектор, карточки с буквами, пластмассовые буквы Ш и Щ.
Ход занятия.
I. Вводная часть.
1. Эмоциональный настрой.
Логопед :
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте, ни минуты не теряйте!
2. Сообщение темы.
Логопед: Дети, сядьте ровно, красиво. Послушайте внимательно загадки и скажите, какие два звука и какие две буквы мы будем с вами сегодня учиться различать:
1. Стоит высокий светлый дом,
Ребят проворных много в нем.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (школа).
2. Не галстук он,не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода. (шарф).
3. У неё во рту пила.
Под водой она жила.
Рыб пугала, рыб глотала,
А теперь в уху попала (щука).
4. Две соседки-красавицы
Встретиться пытаются,
Поболтать,посмеяться,
О своём пошептаться,
Но гора на их пути-
Не перелезть, не обойти. (щеки). (слайды).
Ответы детей.
Логопед : Правильно,дети,сегодня мы с вами будем учиться слышать и различать звуки Ш и Щ- это первая цель нашего занятия.
II .Основная часть.
1. Уточнение произношения и сравнительная характеристика звуков (артикул. гимнастика, дыхат. гимнастика; ш- звучит твердо, щ- мягко).
Упражнения для губ и языка:
1. «Лягушка-хоботок» :
-Тянем губы мы к ушам,
Улыбнемся всем друзьям.
А потом тяни вперед,
Как у слоненка хоботок.
2. «Вкусное варенье» :
-Мы сегодня ели
Вкусное варенье,
А теперь по кругу
Мы оближем губы.
3. «Чашечка» :
-Язычок наш поумнел,
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить,
И с конфетами попить.
4. «Чистим зубки» :
-Рот открою я немножко.
Губы сделаю «окошком».
Зубы верхние смотри,
Чищу «чашкой» изнутри.
5. «Лошадка»
-Скачем, скачем на лошадке.
Очень цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают,
Язычок им помогает.
2. Логопед:Чтобы четко произносить все звуки, и чтобы наша речь была внятной, нужно не только выполнять артикул. гимнастику, но и нужно правильно дышать (развитие нижнедиафрагмального дыхания-дыхат. гимнастика «Надуй шарик», «Мыльные пузыри», «Забей гол в ворота»).
3. Логопед: Чтоб красиво говорить, надо с пальцами дружить. Развитие мелкой и общей моторики с помощью кинестетических упражнений:
Упражнение "Ухо - нос"
Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".
Упражнение "Змейка"
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.
Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
4. Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук».
Логопед: Как только услышите в слове звук Ш- хлопните в ладоши, звук Щ- поднимите руку вверх.
(шкаф, мышь, щенок, плащ, шапка, кощей, индюшка, ящерица).
4. Дифференциация букв Ш-Щ.
Логопед: Дети, давайте вспомним, чем отличаются буквы от звуков? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем). Правильно, молодцы. Сегодня мы с вами будем не только различать звуки ш-щ,но и буквы Ш-Щ- это вторая цель нашего урока.
Сравнение букв по написанию.
Логопед: Наши звуки имеют каждая свой портрет- буквы. Давайте посмотрим на эти портреты Что мы видим? Как звуки немножко родственники, так и их буквы :
Ш- букву Ш напишу не спеша…три крючочка,вот и Ш!
Щ- это щетка с загнутой ручкой, всё перечистим щеткой колючкой (слайды)
Сравнение- чем похожи, чем отличаются (буква Ш- состоит из трех палочек, так же, как и Щ, но у буквы Щ на конце хвостик из петельки)
Сказка о том, как появилась буква Щ.
1. Сказка «Буквы – путешественницы».
Когда-то давным-давно жили в алфавите две буквы-близнецы. И звали их одинаково: «ш», и стояли они рядышком. А буквы «щ» тогда вообще не было. Однажды решили буквы отправиться в путешествие на воздушных шариках. Когда они перелетали через широкую реку, шарик у одной из букв лопнул, и она упала в воду. Подплыла к ней хищная рыба и стала тянуть за крючок. Тянула-тянула, пока не вытянула петельку. Буква от испуга стала другую песенку петь – не ш-ш-ш, а щ-щ-щ. А рыба с тех пор стала называться «щука». На берегу в это время стояли две буквы «а» и «я». Попросила их буква «щ» помочь выбраться на берег. Буква «я» сказала: «Нет, вода холодная, боюсь ножки замочить». Буква «а» смело вошла в реку и вытащила «щ» на берег. С тех пор буква «щ» не дружит с «я», даже рядом никогда не становится. (слайды по сказке)
Логопед: вот такая вот сказка, ребята.
Гимнастика для глаз.
Логопед: Чтобы зоркость не терять, нужно глазками вращать.
Нарисуем большой круг, и осмотрим всё вокруг!
Чтобы зоркими нам стать, нужно на глаза нажать.
Логопед: Отдохнули глазки? А теперь давайте мы дадим характеристику этим буквам. (ответы детей)
2. Ш- согл, всегда твер., глухой, парный.
Щ- согл, всегда мягк., глухой,не парн., они обе шипящие.
3. Логопед: Дети, посмотрите, у вас на столе лежат коробочки. У первого стола – коробочки с ракушками, у второго- с фасолью, у третьего стола- коробочки с камешками. Послушайте стихотворение, и выложите из них ту согласную букву, которую вы услышите чаще других:
Пишет школьник Паша:
Шапка, шайба, каша,
Мышка, мошка, шутка,
Шахматы,мишутка
Давайте выложим букву.
А теперь послушайте следующее стихотворение:
Щетка в ящике лежит,
Щенок к ящику бежит.
Он ищет её тщательно
И стащит обязательно!
Послушали? А теперь давайте выложим соответствующую букву.
4. Логопед: Ребята, хотите поиграть в игру? Тогда давайте поиграем в игру : «Угадай букву» Сейчас один из вас повернется спиной к своему соседу по парте, а другой «напишет» указательным пальцем на спине своего соседа букву Ш или Щ, и нужно будет угадать «написанную» букву. Затем вы меняетесь местами.
5. Молодцы! Хорошо справились, а вот и еще одна игра- «Чудесный мешочек»- в этом мешке спрятались буквы – Ш и Щ. Ваша задача распознать эти буквы на ощупь.
(проводится игра).
Логопед: Ребята, вы устали сидеть? Давайте мы немного подвигаемся.
6. Физминутка с муз. сопровождением.
7. Логопед: А теперь, ребята, откройте тетради, запишите число и тему нашего урока.
Я буду диктовать вам слова, а вы должны будете записать их в два столбика- первый столбик буква Ш, второй столбик буква Щ.
Слова: шапка, щука, кошка, щетка, камыш, щенок, малыш, овощи, ландыш, лещ. (слайды)
8. Логопед: Ребята, на ваших столах лежат листочки, в каждой строке много разных букв…вам нужно найти среди прочих букву Ш и зачеркнуть её синей ручкой, а затем отыскать букву Щ и обвести в кружок её зеленой ручкой. После выполнения задания проверьте себя –отогните загнутый край листочка и увидите ключ- ответ.
9. Согласование имен сущ-х с именами прилагательными: работа у доски
Логопед. - Нужно правильно написать букву в словах из первого столбика, затем «подружить» слова из первого столбика со словами из второго столбика – провести стрелочку.
___ука мягкая
лягу___ка зубная
___ётка зубастая
поду___ка зелёная
я___ерица весёлый
___енок глиняный
кув___ин юркая.
10.
III. Итог занятия. Релаксация.
Логопед. – Чему мы учились сегодня на занятии? - Зачем мы это делали?
Логопед. – Вы хорошо поработали сегодня на занятии. А теперь оцените сами свою работу- если вам понравилось,как вы отвечали на сегодняшнем занятии поднимите веселый смайлик, а если нет, то грустный.