Папки-передвижки

Конспект занятия «Дифференциация букв, имеющих акустическое и оптическое сходство ш-щ»

Аида Гамбарова
Конспект занятия «Дифференциация букв, имеющих акустическое и оптическое сходство ш-щ»
▼ Скачать + Заказать документы

Составила: учитель-логопед Гимназии №17 Рагимова Рамиля Мухтаровна

Тема: «Дифференциация букв, имеющих акустическое и оптическое

сходство ш и щ».

Цели:

Дифференциация звуков ш-щ ; букв ш-щ в словах.

Задачи:

1. Уточнение и сравнение артикуляции звуков ш-щ;

2. Развитие речевого выдоха;

3. Развитие общей и мелкой моторики, кинезиологических движений;

4. Развивать фонематическое восприятие и слух;

Публикация «Конспект занятия „Дифференциация букв, имеющих акустическое и оптическое сходство ш-щ“» размещена в разделах

5. Закрепить зрительный образ букв ш-щ;

6. Активизация слухового внимания и памяти, зрительного внимания, тактильного восприятия,уточнение оптико-пространственной ориентировки;

7. Развитие грамматического строя речи- согласование имен сущ-х с именами прилагательными;

8. Формировать навык самоконтроля, положительной учеб. мотивации.

Оборудование: зеркала, шарики, мыльные пузыри, ворота и мячи ватные, ракушки, фасоль, камешки, проектор, карточки с буквами, пластмассовые буквы Ш и Щ.

Ход занятия.

I. Вводная часть.

1. Эмоциональный настрой.

Логопед :

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок.

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко раскрыты.

Слушайте, запоминайте, ни минуты не теряйте!

2. Сообщение темы.

Логопед: Дети, сядьте ровно, красиво. Послушайте внимательно загадки и скажите, какие два звука и какие две буквы мы будем с вами сегодня учиться различать:

1. Стоит высокий светлый дом,

Ребят проворных много в нем.

Там пишут и считают,

Рисуют и читают. (школа).

2. Не галстук он,не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (шарф).

3. У неё во рту пила.

Под водой она жила.

Рыб пугала, рыб глотала,

А теперь в уху попала (щука).

4. Две соседки-красавицы

Встретиться пытаются,

Поболтать,посмеяться,

О своём пошептаться,

Но гора на их пути-

Не перелезть, не обойти. (щеки). (слайды).

Ответы детей.

Логопед : Правильно,дети,сегодня мы с вами будем учиться слышать и различать звуки Ш и Щ- это первая цель нашего занятия.

II .Основная часть.

1. Уточнение произношения и сравнительная характеристика звуков (артикул. гимнастика, дыхат. гимнастика; ш- звучит твердо, щ- мягко).

Упражнения для губ и языка:

1. «Лягушка-хоботок» :

-Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся всем друзьям.

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

2. «Вкусное варенье» :

-Мы сегодня ели

Вкусное варенье,

А теперь по кругу

Мы оближем губы.

3. «Чашечка» :

-Язычок наш поумнел,

Чашку сделать он сумел.

Можно чай туда налить,

И с конфетами попить.

4. «Чистим зубки» :

-Рот открою я немножко.

Губы сделаю «окошком».

Зубы верхние смотри,

Чищу «чашкой» изнутри.

5. «Лошадка»

-Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.

2. Логопед:Чтобы четко произносить все звуки, и чтобы наша речь была внятной, нужно не только выполнять артикул. гимнастику, но и нужно правильно дышать (развитие нижнедиафрагмального дыхания-дыхат. гимнастика «Надуй шарик», «Мыльные пузыри», «Забей гол в ворота»).

3. Логопед: Чтоб красиво говорить, надо с пальцами дружить. Развитие мелкой и общей моторики с помощью кинестетических упражнений:

Упражнение "Ухо - нос"

Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

Упражнение "Змейка"

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

Колечко.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

4. Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук».

Логопед: Как только услышите в слове звук Ш- хлопните в ладоши, звук Щ- поднимите руку вверх.

(шкаф, мышь, щенок, плащ, шапка, кощей, индюшка, ящерица).

4. Дифференциация букв Ш-Щ.

Логопед: Дети, давайте вспомним, чем отличаются буквы от звуков? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем). Правильно, молодцы. Сегодня мы с вами будем не только различать звуки ш-щ,но и буквы Ш-Щ- это вторая цель нашего урока.

Сравнение букв по написанию.

Логопед: Наши звуки имеют каждая свой портрет- буквы. Давайте посмотрим на эти портреты Что мы видим? Как звуки немножко родственники, так и их буквы :

Ш- букву Ш напишу не спеша…три крючочка,вот и Ш!

Щ- это щетка с загнутой ручкой, всё перечистим щеткой колючкой (слайды)

Сравнение- чем похожи, чем отличаются (буква Ш- состоит из трех палочек, так же, как и Щ, но у буквы Щ на конце хвостик из петельки)

Сказка о том, как появилась буква Щ.

1. Сказка «Буквы – путешественницы».

Когда-то давным-давно жили в алфавите две буквы-близнецы. И звали их одинаково: «ш», и стояли они рядышком. А буквы «щ» тогда вообще не было. Однажды решили буквы отправиться в путешествие на воздушных шариках. Когда они перелетали через широкую реку, шарик у одной из букв лопнул, и она упала в воду. Подплыла к ней хищная рыба и стала тянуть за крючок. Тянула-тянула, пока не вытянула петельку. Буква от испуга стала другую песенку петь – не ш-ш-ш, а щ-щ-щ. А рыба с тех пор стала называться «щука». На берегу в это время стояли две буквы «а» и «я». Попросила их буква «щ» помочь выбраться на берег. Буква «я» сказала: «Нет, вода холодная, боюсь ножки замочить». Буква «а» смело вошла в реку и вытащила «щ» на берег. С тех пор буква «щ» не дружит с «я», даже рядом никогда не становится. (слайды по сказке)

Логопед: вот такая вот сказка, ребята.

Гимнастика для глаз.

Логопед: Чтобы зоркость не терять, нужно глазками вращать.

Нарисуем большой круг, и осмотрим всё вокруг!

Чтобы зоркими нам стать, нужно на глаза нажать.

Логопед: Отдохнули глазки? А теперь давайте мы дадим характеристику этим буквам. (ответы детей)

2. Ш- согл, всегда твер., глухой, парный.

Щ- согл, всегда мягк., глухой,не парн., они обе шипящие.

3. Логопед: Дети, посмотрите, у вас на столе лежат коробочки. У первого стола – коробочки с ракушками, у второго- с фасолью, у третьего стола- коробочки с камешками. Послушайте стихотворение, и выложите из них ту согласную букву, которую вы услышите чаще других:

Пишет школьник Паша:

Шапка, шайба, каша,

Мышка, мошка, шутка,

Шахматы,мишутка

Давайте выложим букву.

А теперь послушайте следующее стихотворение:

Щетка в ящике лежит,

Щенок к ящику бежит.

Он ищет её тщательно

И стащит обязательно!

Послушали? А теперь давайте выложим соответствующую букву.

4. Логопед: Ребята, хотите поиграть в игру? Тогда давайте поиграем в игру : «Угадай букву» Сейчас один из вас повернется спиной к своему соседу по парте, а другой «напишет» указательным пальцем на спине своего соседа букву Ш или Щ, и нужно будет угадать «написанную» букву. Затем вы меняетесь местами.

5. Молодцы! Хорошо справились, а вот и еще одна игра- «Чудесный мешочек»- в этом мешке спрятались буквы – Ш и Щ. Ваша задача распознать эти буквы на ощупь.

(проводится игра).

Логопед: Ребята, вы устали сидеть? Давайте мы немного подвигаемся.

6. Физминутка с муз. сопровождением.

7. Логопед: А теперь, ребята, откройте тетради, запишите число и тему нашего урока.

Я буду диктовать вам слова, а вы должны будете записать их в два столбика- первый столбик буква Ш, второй столбик буква Щ.

Слова: шапка, щука, кошка, щетка, камыш, щенок, малыш, овощи, ландыш, лещ. (слайды)

8. Логопед: Ребята, на ваших столах лежат листочки, в каждой строке много разных букв…вам нужно найти среди прочих букву Ш и зачеркнуть её синей ручкой, а затем отыскать букву Щ и обвести в кружок её зеленой ручкой. После выполнения задания проверьте себя –отогните загнутый край листочка и увидите ключ- ответ.

9. Согласование имен сущ-х с именами прилагательными: работа у доски

Логопед. - Нужно правильно написать букву в словах из первого столбика, затем «подружить» слова из первого столбика со словами из второго столбика – провести стрелочку.

___ука мягкая

лягу___ка зубная

___ётка зубастая

поду___ка зелёная

я___ерица весёлый

___енок глиняный

кув___ин юркая.

10.

III. Итог занятия. Релаксация.

Логопед. – Чему мы учились сегодня на занятии? - Зачем мы это делали?

Логопед. – Вы хорошо поработали сегодня на занятии. А теперь оцените сами свою работу- если вам понравилось,как вы отвечали на сегодняшнем занятии поднимите веселый смайлик, а если нет, то грустный.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Дифференциация звуков [г]-[к]» Цели занятия: - развивать слуховую дифференциацию звуков К и Г; - развивать умение соотносить звуки К, Г с буквами К и Г, - развивать фонематический.

Конспект занятия «Дифференциация [С], [Ш]» Цели: закреплять артикуляцию закреплять произношение звуков [с], [ш] в чистоговорках,словах,слогах; научить ребенка различать эти звуки.

Фронтальное занятие «Дифференциация звуков и букв А-Я» в подготовительной к школе группе Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме. Задачи: Коррекционно-развивающие: - закреплять знания детей о гласных звуках.

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Л’]» КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ Тема: Дифференциация звуков Л - Ль. Цель: учить дифференцировать звуки Л - Ль в слогах, словах, предложениях.

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» План-конспект индивидуального занятия Дифференциация звуков С-Ш в словах, словосочетаниях, предложениях. Цели • уточнить артикуляцию звуков.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Путешествие в страну гласных звуков и букв»Конспект логопедического занятия в старшей группе «Путешествие в страну гласных звуков и букв» "Путешествие в страну гласных звуков и букв" Цель: систематизировать знания детей о гласных звуках на примере звуков [а], [у], [и], [о],.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш], [Ж]» Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе. Составила: учитель – логопед Шамова Татьяна Викторовна.

Конспект занятия по логопедии «Дифференциация звуков [Т], [К]» 1. Игра «Повтори слоги» та-ка-та ка-ка-та ка-ка-ка-та ак-ат-ак то-ко-то то-ко-ко ко-то-то-ко ок-от-от ку-ту-ку ту-ку-ку ту-ку-ту-ку ут-ут-ук.

Логопедическое занятие для учащихся 5 классов коррекционной школы VIII вида «Дифференциация букв Ш-Ж и звуков [Ш]-[Ж]» Тема: «Дифференциация букв Ж-Ш и звуков [ш-ж] в слогах, словах и фразовой речи». Цели: 1. Закреплять знания о согласных звуках и буквах.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «В стране букв» Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «В стране букв» Образовательные задачи: -научить детей внимательно вслушиваться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Дифференциация букв, имеющих акустическое и оптическое сходство ш-щ»
Опубликовано: 18 ноября 2016 в 13:16
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Дифференциация букв, имеющих акустическое и оптическое сходство ш-щ»» (включая файлы) размещена пользователем Аида Гамбарова (УИ 610303) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД