Фарида Сиразутдинова
Дифференциация согласных [з]-[с] по звонкости-глухости в устной речи и на письме. Конспект урока во втором классе
▼ Скачать + Заказать документы
Дифференциация согласных [з]-[с] по звонкости-глухости в устной речи и на письме. Конспект урока во втором классе
Цели:
1. Уточненить артикуляции изолированных звуков «С» и «З» с опорой на артикуляцию и кинетические ощущения.
2. Развивать фонематический слух на материале словосочетаний и предложений.
3. Научить дифференцировать звуки «С» и «З» в словосочетаниях и предложениях.
4. Формировать операции фонемного анализа.
Публикация «Дифференциация согласных [з]-[с] по звонкости-глухости в устной речи и на письме, Конспект урока во втором классе» размещена в разделах
- Буква С и звук [С]. Конспекты уроков
- Гласные и согласные
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Согласные звуки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
5. Развивать линейную вербальную память в пределах 6 единиц.
6. Формировать операции лексико-синтаксического анализа (определять количество слов, место слова в предложении).
Лексический материал:
Предложения для развития фонематического слуха:
1. Предложения для определения уровня развития фонематического слуха:
У Зои разболелся зуб. Мама приготовила вкусный суп. Саша ест свежую сайку. От лисы убегает зайка.
2. Слова для дифференциации согласных «С» и»З» на материале словосочетаний :
сыр: вкусный, свежий, солёный; змея: опасная, полосатая, скользкая; стакан: прозрачный, грязный.
3. Дифференциация согласных звуков «С» и «З» на материале предложений: Саша и Лиза рисуют самолёт.
4. Спелый арбуз; сильный мороз; звонкий голос; старый зонтик; злая собака.
5. Предложения для формирования операций лексико-синтаксического анализа :
Лиза нарисовала красные звёзды. Света завязала золотой бант. Захар принёс сочный ананас.
6. Стихотворение «Ждите нас» для формирования операции фонемного анализа.
Улыбнись, луна, засмейся. Так взлетим, что только звёзды
Мягкий свет, вокруг разлейся. Пронесутся мимо!
Два луча пусть перед нами Вы не бойтесь – мы вернёмся
Лягут словно рельсы. Живы, невредимы.
Оторвёмся от земли мы,
7. Цепочки слов, насыщенных согласными «С» и «З»для составления предложений и развития навыков дифференциации согласных звуков «С» и «З» :
За, собака, забором, залаяла; зубы, у, разболелись, Сони, сильно; за, собака, гналась, зайцем; взяла, зайца, собака, след; оборвалась, песня, внезапно, звонкая; в, стог, змея, сена, уползла; звонко, в, запел, саду, соловей; лепестки, Соня, и собирали, Зоя, роз; на, засверкала, кустах, роса.
Оборудование:
Предметные картинки (сыр, змея, стакан).
Ход занятия:
1 этап. Организационный.
2 этап. Подготовка к восприятию новой темы.
- Сядет тот, кто вспомнит и назовёт слова со звуком «С», «З».
3 этап. Развитие фонематического слуха.
- Повторите за мной звуки, почувствуйте по произношению как ведут себя органы в ротовой полости (язычок, губы, зубы) : С, К, З, У.
- Произнесите звук «С». Почувствуйте, где находится язычок, как ведут себя губы? (губы улыбаются, кончик языка упирается в нижние резцы).
- Произнесите звук «З». Почувствуйте, где находится язычок, как ведут себя губы? Язычок и губы ведут себя одинаково, но звуки разные. Почему? Положите ладонь на горло. Произнесите «С», «З». При произнесении «З» ощущаем как работает горло, слышен голос. Поэтому «З» звонкий, он произносится с голосом, а «С» глухой, голос не слышен.
4 этап.
Учить дифференцировать звуки «С» и «З» на материале словосочетаний. Развивать фонематический слух.
- К словам-предметам подберите подходящие слова-признаки с этим же звуком (см. л. м. п. 2). Выделите звуки «С» и «З» в каждом слове.
5 этап. Развитие фонематического слуха на материале предложений.
А) Инструкция:
- Слушайте предложения, если я ошибусь, исправьте (см. л. м. п. 1).
Б) Инструкция:
- Слушайте предложение, какое слово лишнее (см. л. м. п. 3?
- Молодцы, вы правильно выполнили задание и научились слышать разницу в звуках «С» и «З».
В) Инструкция:
- Прочтите словосочетания и составьте предложения. Запишите (см. л. м. п. 4). Произнесите предложение так, чтобы были слышны звуки «С», «З» в словах.
6 этап. Формирование операции лексико-синтаксического анализа на материале слов, насыщенных звуками «С» и «З».
- Слушайте предложение (см. л. м. п. 5).
- Подсчитайте количество слов в предложении.
- Назовите третье слово, второе, первое, четвёртое.
- Назовите главные слова.
- Запишите предложение в тетради в виде схемы.
- Проверим, кто правильно записал (вызываем двух детей, если один правильно записал, а второй - неправильно. Дети находят правильную схему).
- Проговорите предложение. Определите, какой из звуков есть в словах. Запишите соответствующую букву в начале, середине или конце слова.
- Света завязала золотой бант.
- Захар принёс сочный ананас.
7 этап. Формирование операций фонемного анализа.
- Выпишите из текста стихотворения слова с согласными «С», «З». Подчеркните согласную «З» зелёным карандашом, согласную «С» – синим. Найдите слова с согласными «С», «З», запишите их в тетрадь графически, в виде слоговой схемы и найдите слоги с согласными «С», «З», определите их место в слове и запишите в схему (см. л. м. п. 6).
8 этап. Составление предложений и развитие навыка дифференциации согласных «С» и «З».
- Из данных слов составьте предложения. подчеркните согласную «З» зелёным карандашом, согласную «С» – синим.
(см. л. м. п. 7).
Итог.
- Чему вы научились на занятии? (различать, правильно произносить и писать в словах согласные звуки «С» и»З»)