Приложение МААМ

«Развитие пространственной ориентировки. Введение понятия «согласный звук». Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе

Наталья Стешенко
«Развитие пространственной ориентировки. Введение понятия «согласный звук». Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Развитие пространственной ориентировки. Введение понятия "согласный звук".

Задачи: Упражнять детей в подборе глаголов, соответствующих зимним явлениям; совершенствовать умение детей «записывать» предложение графически; упражнять в определении пространственных взаимоотношений относительно себя и относительно человека, стоящего напротив;

создавать положительный эмоциональный настрой, развивать воображение.

Пособия: мяч; тетради, простые карандаши; картинка-схема слова «сом»; карточки трехзвуковых слов и конверты с фишками по количеству детей.

Ход занятия

1. Организационная часть.

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и скажите, о каком времени года сейчас мы с вами поговорим?

Слайд 1

Загадка о зиме.

Дел у меня немало —

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

в лёд реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня …

Дети: Зима

Воспитатель: А что такое зима? (Время года).

- А почему вы решили, что в этой загадке говориться именно о зиме? Какие слова вам помогли догадаться, назовите их.

Воспитатель: Ребята, хотите увидеть, как красив зимний лес? Тогда мы повернемся вокруг себя два раза, скажем волшебные слова: «Раз-два повернись, в зимнем лесу очутись» и мы окажемся в зимнем лесу.

Дети встают в круг, говорят слова.

Слайд 2 (картина на экране «Зимний лес»)

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Посмотрите как здесь красиво!

Стали белыми сады

И леса еловые.

На снегу видны следы.

Слайд 3 (картина на экране - зимний лес со следами зверей)

Воспитатель: Ребята, посмотрите следы на снегу! А где же сами звери?

Слайд 4 (звук метели)

Слайд 4 (картина на экране - Снежная королева)

Воспитатель: Ребята, кто это? (Снежная королева).

- И она оставила нам письмо.

Слайд 5

«Это я! Снежная королева! И я заколдовала всех зверей, они мешали мне наслаждаться тишиной зимнего леса!»

Воспитатель: Но так не должно быть, лес не может существовать без зверей и птиц! Ребята, что же делать? (предположение детей)

Продолжение письма

«А если вы хотите, чтобы я их расколдовала, то тогда должны выполнить мои задания».

2. Основная часть.

Воспитатель: Ну что ребята будем делать? (Ответы детей).

- Тогда рассаживаемся за столы и приступим к выполнению заданий Снежной королевы.

1 задание: Игра «Кто больше?»

Воспитатель: Необходимо подобрать слова о зимних явлениях.

Снег что делает? – падает, кружится, ложится, покрывает, порхает, стелется, скрипит, тает…

Мороз что делает?- морозит, трещит, крепчает…

Ветер что делает?- дует, метет, завывает, воет…

Солнце что делает?- светит, но не греет.

Воспитатель: Молодцы, ребята, много слов подобрали.

2 задание: Записать предложения в тетради в виде схем.

Воспитатель: Перед выполнением второго задания Снежной королевы нужно подготовить наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, (ладошки сжимать и разжимать)

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись, все в снегу домой пришли,

Съели суп, и спать легли.

Воспитатель: Пальчики мы подготовили, теперь запишем предложения в виде схем.

- Помните, что длина слова -2 клетки, короткое слово -1 клетка, между словами пустая клетка.

Работа в тетрадях по заданию.

Один ребенок «записывает» на доске, а другие - в тетрадях следующие предложения:

Мороз морозит.

Ветер несет снег.

Снег кружится и падает.

На доске - на каждое предложение появляется его схема.

Игра «Зеркало».

Воспитатель: Молодцы, вы правильно записали предложения.

Воспитатель: Снежная королева, очень любит смотреть на себя в зеркало. Предлагаю поиграть в игру «Зеркало», я буду Снежной королевой, а вы моим отражением.

Педагог, стоя лицом к детям, выполняет различные движения: поднимает правую (левую) руку, кладет ее на пояс, поднимает правую (левую) ногу. Дети должны зеркально повторить эти движения.

Воспитатель: Снежная королева заколдовала не только лесных обитателей, но и даже рыб в реках и озерах. Отгадаем, какую рыбу она заколдовала?

Он на самом дне живёт,

У него усатый рот.

Всё, что сверху упадёт,

Аккуратно подберёт.

На ночь спать уходит в дом,

Рыбу называют… (Сом)

Воспитатель: Чтобы сома расколдовать, необходимо сделать звуковой анализ слова «сом».

Звуковой анализ слова «сом».

Воспитатель вывешивает на доску картинку звукового анализа слова «СОМ». Под картинкой показана схема. По ней можно определить, сколько в слове звуков.

Перед детьми карточки для звукового анализа.

Три ребёнка выполняют задание у доски, остальные дети у себя на карточке.

Воспитатель: Произнесите слово так, чтобы хорошо был слышен первый звук. Назовите первый звук в этом слове и обозначьте этот звук на схеме с помощью фишки.

Ребёнок: «Сссом» - первый звук [с]. (воспитатель проводит указкой под схемой, задерживая указку под первым звуком)

- В первом домике живет звук «С».

Воспитатель: Каким цветом мы обозначим этот звук (синим)

- Почему? (это согласный).

- Произнести этот звук - мешает язычок. Это согласный звук и обозначаем его синей фишкой.

Воспитатель: Произнесите слово так, чтобы хорошо был слышен второй звук. Назовите второй звук в этом слове и обозначьте этот звук на схеме с помощью фишки.

Ребёнок: «СОоом» - второй звук [О]. (воспитатель проводит указкой под схемой, задерживая указку под вторым звуком)

- Во втором домике живет звук «О».

Воспитатель: Каким цветом мы обозначим этот звук? (красным)

- Почему? (это гласный).

- Это гласный звук и обозначаем его красной фишкой.

Воспитатель: Произнесите слово так, чтобы хорошо был слышен третий звук. Назовите третий звук в этом слове и обозначьте этот звук на схеме с помощью фишки.

Ребёнок: «СОМмм» - третий звук [М]. (воспитатель проводит указкой под схемой, задерживая указку под третьим звуком)

- В третьем домике живет звук «М».

Воспитатель: Каким цветом мы обозначим этот звук? (синим)

- Почему? (это согласный).

- Это согласный звук обозначаем его синей фишкой.

Воспитатель: Прочитаем слово хором.

- Сколько звуков в слове СОМ?

- Назовите первый звук. (С)

- Назовите второй звук. (О)

- Назовите третий звук (М)

- Какой звук гласный? (Почему звук (О) обозначили красным квадратом)

- Почему вы решили, что этот звук гласный?

Введение понятия «согласный звук»

Воспитатель: Назовите первый звук в слове? (с)

- Попробуйте этот звук пропеть, произнести тихо и громко. Звук (с) «мешают» произнести зубы.

- Назовите последний звук в слове «сом» (м). Произнесению этого звука мешают губы.

- Звуки, произношению которых мешают губы, зубы или язык и поэтому мы не можем их пропеть или громко произнести, называются согласными.

Игра «Что мешает?»Воспитатель: А сейчас я буду называть слова, а вы определите, что мешает вам произнести разные звуки.

Слова: мак, дом, шар, жук.

Воспитатель: Молодцы, вы правильно сделали звуковой анализ и сом с рыбами уплыли.

Физкультминутка

Отдых наш - физкультминутка,

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите,

Раз и два, раз и два!

Воспитатель: И последнее задание от Снежной королевы: отгадать сказку и назвать лесного обитателя.

Игра «Сказку вспомнить нужно».

Не лежится на окошке -

Покатился по дорожке. («Колобок».)

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса».)

А дорога - далека, А корзина - нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок. («Маша и медведь».)

По тропе шагая бодро,

Сами воду тащат ведра. («По щучьему велению».)

Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом. («Лиса и журавль».)

Воспитатель: Вот и выполнили мы все задания Снежной королевы, какие вы молодцы! Снежная королева, расколдовывай зверей!

Слайд 6 (картина на экране – звери в зимнем лесу)

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, звери вернулись в лес!

А сейчас нам пора возвращать в детский сад. Становитесь вокруг меня, скажем волшебные слова: «Раз — два, повернись, в детском саду очутись!» И мы окажемся в детском саду! (Дети выполняют.)

- Вот мы и вернулись. Понравилось вам наше путешествие? Какое задание от Снежной королевы вам показалось трудно выполнимым, а каким легким? (Ответы детей.)

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [С] и буква «С»Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [С] и буква «С» Цели занятия: Обучающие: • Познакомить детей со звуком и буквой «С» • Научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.

Конспект ОД по обучению грамоте «Согласный звук [Н]»Конспект ОД по обучению грамоте «Согласный звук [Н]» Конспект ОД по обучению грамоте " Согласный звук Н"Задачи : Знакомство с буквой Нн. Буква н и звук (н). Формирование умения находить букву.

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Л], [Л`], буква Л» Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук Л (Л)`, буква Л» [Задачи: Ознакомление с буквой Л. Буква Л и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Развитие пространственной ориентировки. Введение понятия «согласный звук». Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе
Опубликовано: 1 марта 2025 в 09:05
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Развитие пространственной ориентировки. Введение понятия «согласный звук». Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Стешенко (УИ 148971) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
02 марта 2025 воскресенье
Оформляем группы к весне
Весеннее оформление
— Прости меня!
— Бог простит, и я прощаю.
Вы уже делали миниатюры в спичечном коробке?
Наматываем, привязываем, приклеиваем, вышиваем и рисуем нитками!
Путешествуем на телевидение!
Константин Дмитриевич Ушинский — русский педагог, писатель, основоположник дошкольной педагогики в России
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД