наталья фотьева
Конспект занятия в старшей группе по ЗКР «Дифференциация звуков [З], [С]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с в старшей группе.
Цель: дифференциация звуков з – с.
Задачи:
1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях.
2. Развивать фонематический слух.
3. Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звуков в словах.
4. Развивать логическое мышление и внимание.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по ЗКР „Дифференциация звуков [З], [С]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Материалы: картинки: заяц, собака, 2 домика (один с колокольчиком), стул, заколка, коза, оса, зеркало, лиса, коляска, зебра, цветные карандаши (зеленый, розовый, красный, синий)
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли куклы Соня и Зоя. Они хотят с вами поиграть. Но сначала, давайте перед этим помоем руки (картинка крана). Какой звук издает вода, когда течет из крана? Давайте споем песенку воды: с-с-с-с. Ой, к нам залетел комар. А какая песенка у комара: з-з-з-з. Давайте его прогоним. Комар улетел.
(Дети повторяют за воспитателем)
Воспитатель: я вам сейчас расскажу, что любят делать девочки. Они очень любят рисовать. Соня берет себе карандаши, в названии которого есть звук С (назвать цвета). Зоя любит рисовать карандашами, в названии которых есть звук З (назвать цвета). Девочки когда нарисовали животных, мама их очень удивилась. А кого они нарисовали сейчас вы узнаете отгадав загадки.
1. Спит под крылечком, хвостик колечком, громко лает, хозяина встречает. (С-с-собака)
2. Всю жизнь свою. Хожу в тельняшке Но без сапог И без фуражки. (З-з-зебра)
3. Рыжая, с пушистым хвостом, живет в лесу под кустом. (Л-л-лиса)
4. Белый и пушистый, в лесу живет, скачет прыг – скок. (З-з-заяц)
Воспитатель: - Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?
Дети : [с - з].
Вос-ль: правильно сегодня на занятии мы будем различать эти звуки, слышать и проговаривать в слогах, словах и предложениях.
Вос-ль: - Что для этого надо сделать? (внимательно слушать меня, своих товарищей и не выкрикивать).
– Ребята произнесите звук [З], а теперь звук [С].
- В чем разница? (З – звонкий, С – глухой).
- Почувствуем звонкость согласного З, руку положим на горлышко и произнесем з-з-з. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.
([С] – зубы почти сомкнуты и все обнажены в улыбке. Уголки рта оттянуты в сторону. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов. При этом струя воздуха направляется на передние зубы.
[З] – положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке (С). Но этот звук – звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом.)
Воспитатель: ребята давайте поиграем в игру, а девочки будут смотрть и учиться у вас. Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук – з или с – слышится в начале слова.
Слон, зебра, зеленый, синий, суп, зонт.
Игра «Кто самый внимательный?
Воспитатель: А теперь мы немного поиграем в игры со слогами наша игра называется «Скажи наоборот» (с мячом). Правила: я называю слоги со звуком «З», а вы заменяет го на звуки «З»
За-са, сы-зы, со-зо, ус-уз, зы-сы, су-зу
(Дети выходят и встают в круг)
Игра «Лишний слог».
- Ребята вы сейчас должны вслед за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить слог, который не подходит:
Са – са – са – са – за
Со – со – со – со – зо
Су – су – су – су – зу
- Назовите все лишние слоги со звуком З? (ЗА, ЗО, ЗУ).
Зы –зы –зы – зы – сы
Зи - зи – зи – зи – си
Зу – зу – зу – зу – су
- Назовите все лишние слоги со звуком С? (СЫ, СИ, СУ).
Воспитатель: Теперь немного отдохнем. Встаем возле столов
Физминутка «Раз, два, три».
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
Игра: “Доскажи словечко”.
- Слушайте внимательно:
+ Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу хвост короче уха.
Живо угадай-ка, кто же это? ….(Зайка).
+ Я сижу едва не плача,
Очень трудная …. (задача)
+ Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю (зарядку)
+ Для птенцов и для зверят
Тоже нужен детский (сад)
Ребята давайте повторим отгадки.
- Какое слово лишнее и почему? Правильно “сад”, а почему (так как начинается со звука “с”.)
Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте поиграем еще в одну игру, а называется она «Добавь слог», Я буду произносить начала слов, а вы добавьте –са или –за (С опорой на картинке)
(Гро., Ро., Ли., Бере., Колба., Ко,)
Игра «Повтори за мной».
Са – са - за
За – са - за
Сы – зы - зы
Сом - зонт – сок
Зайка-сумка-завод
Собака-заноза-соль
Са – са – са – вот летит оса.
За – за – за – у Зои коза.
Ас – ас – ас – Соня с Саней пьют квас.
Су – су – су – в лесу видели осу.
Зу – зу – зу – Зоя гонит козу.
Зы – зы – зы – у Зои новые тазы.
Зу-зу- су- - мы видели лису
Су-зу-су- отвязали мы козу.
Игра «Найди свой замок».[/u
Помещаю два домика на доску: один домик с колокольчиком, а другой нет. В этих домиках будут жить картинки со звуком С и З. Как вы думаете почему. ?Звук «З»звонкий, он будет жить в домике с колокольчиком. А
(стул, заколка, коза, оса, зеркало, лиса, коляска, зебра).
Итог занятия.
- Какие звуки мы сегодня сравнивали?
– Ребята, вам понравилось занятие?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Что было самым трудным?
– Изменилось ли ваше настроение? Какое оно сейчас?