Рита Забара
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе на тему «Звуки [X]-[X’], буква Х»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звуки [Х] – [Х’]. Буква Х».
Цель: формировать правильное произношение звуков Х и Х’ в словах, слогах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закрепить у детей представление об артикуляционном укладе звуков Х и Х’, дифференциации звуков Х и Х’, понятие «мягкий согласный». Отработка умения определять место звука в слове. Познакомить с буквой Х.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, развивать и уточнять словарь детей. Развивать вербальную и зрительную память, мелкую моторику, речевое дыхание.
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе на тему „Звуки [X]-[X’], буква Х“» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Коррекционно-воспитательные: воспитывать у детей позитивное отношение и культуру поведения на логопедических занятиях, умение работать в коллективе, выдержку и отзывчивость.
Оборудование: предметные картинки (кухня, хлеб, муха, мухи, хижина, петух, петухи, хек, горох, хомяк, хирург, индивидуальные зеркала, игрушка Хрюша, Хома, кассы букв, счетные палочки, конверты с набором для звуко-слогового анализа, корзинка.
Ход НОД.
1. Организационный момент.
Выставляется игрушка Хрюша.
- Сегодня к нам в гости пришел Хрюша. Он приготовил загадки-описания. Надо отгадать и запомнить отгадки.
Мягкий, душистый, вкусный, свежий, с хрустящей корочкой – хлеб;
С красным гребнем, клюет зерно, голосисто поет – петух;
Мягкий, но не хлеб, пушистый, но не мех, белый, но не снег – пух;
Маленькая, черная, по комнате летает, звонко жужжит – муха.
Хрюша:
-Кто запомнил все отгадки? Какой звук мой любимый, кто догадался? Правильно – это звук Х, а еще звук Х’, они очень похожи, звук Х’ – родной братец звука Х. Вы сегодня научитесь их различать.
2. Сообщение темы занятия.
-Итак, Хрюша помог нам узнать, что мы сегодня будем вспоминать звуки Х и Х’, а также познакомимся с буквой Х.
3. Характеристика звуков.
Произнесение звуков, сопоставление, характеристика звука, знакомство с буквой Х:
-Произнесите звук Х, погрейте ладошки. Что вы чувствуете?
- Посмотрите в зеркало, как расположены ваши губы, зубы, язык?
(рот приоткрыт, губы свободны, зубы на расстоянии, кончик языка опущен вниз, спинка языка образует крутую горку и получается щель для теплого воздуха –это преграда для воздушной речки);
- Теперь проверим, голосок спит или звенит. Положите ладонь на горлышко.
-Значит звук звонкий или глухой?
-Сейчас произнесите по очереди: х-хь-х-хь, звуки похожи или нет?
Характеристика звуков: звук Х-согласный, глухой, твердый, звук Х’ тоже согласный, глухой, мягкий.
4. Различение звуков Х-Х’ на слух, определение места звука в слове.
Ребята, Хрюша хочет с вами поиграть в разные игры.
Игра «Эхо».
Ха-ха-ха – хя-хях-хя хэ-хэ-хэ – хе-хе-хе
Хо-хо-хо – хё-хёх-хё ух-ух-ух – ухь-ухь-ухь
Хы-хы-хы – хи-хи-хи
Игра «Покажи жестом».
а) в слоговом ряду: ха, хо, хе, ух, ихи, охо, хы, хи, хы, ахи, ех
в) в ряду слов: хижина, ходить, мех, хитрый, стихи, хирург, хлопушка, художник, хищник, хоровод.
-Сейчас посмотрите на картинки, которые принес Хрюша, назовите их и определите место звука Х (хвост, мухи, хлеб, хлев, охотник, петух, хомяк, горох).
5. Физкультминутка.
-У нашего Хрюши есть друг Хома, давайте сделаем зарядку вместе с ним.
Хомка-Хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встает, щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать!
А Хрюша для вас приготовил скороговорку, давайте повторим сначала медленно, затем быстро:
Хорошо хвалить, хихикать,
Худо-хвастаться и хныкать.
6. Знакомство с буквой Х.
-На что похожа буква Х?
-Покажите букву Х руками, пальчиками. Нарисуйте букву Х в воздухе, на столе, на спине соседа. Выложите из счетных палочек.
7. Упражнения с разрезной азбукой (составление по следам анализа, преобразование и чтение слогов):
-Ребята, возьмите кассы букв и сейчас мы покажем Хрюше и Хоме как надо выкладывать и приобразовывать слоги.
Ох-ха-хап-хак-хат
Их-хи-хик-хип-хит
8. Упражнение в согласовании существительных и количественных числительных - игра «1, 2, 5, 9» (припоминание рассмотренных ранее картинок на звук Х).
-Играем с Хрюшей и Хомой.
Образец: 1 муха, 2 мухи, 5 мух, 9 мух.
8. Упражнение в звуковом анализе и синтезе.
-Ребята, посмотрите, Хрюша принес корзинку, а в ней разные квадратики, он не знает, что с ними надо делать. Подумайте, для чего они нужны?
-Правильно, для звукового анализа. Давайте покажем нашим гостям как выполнять звуковой анализ. (выполнение звукового анализа слов ПУХ, ХИТ)
9. Итог занятия. Оценка работы. Какие звуки мы сегодня повторяли? С какой буквой познакомились?