Екатерина Соломович
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Звуки [Р]-[Р`], буква Р»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дифференциация звуков [Р-Р`] в слогах и словах.
Задачи:
1) образовательные:
– упражнять детей в дифференциации звуков [Р-Р`] в слогах и словах;
– закрепить умение давать сравнительную характеристику звуков [Р-Р`];
– совершенствовать умение определять место звука в слове;
– формировать навыки звукового анализа слов;
– дифференцировать понятия «звук» – «буква»;
– совершенствовать навык чтения;
2) коррекционно-развивающие:
– развивать фонематический слух;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной логопедической группе „Звуки [Р]-[Р`], буква Р“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
– развивать мышление;
– развивать произвольное внимание;
– развивать память;
– способствовать развитию оптико-пространственных ориентировок;
– способствовать развитию воображения;
3) воспитательные:
– воспитывать у детей интерес к различным планетам солнечной сисиемы;
– воспитывать умение работать сообща;
– воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование:.игрушки Смешарики, глобус, карта планет, картинки с изображение планет, синяя и зеленая миски, гриб, морковь, репа, рыба, мяч, карточки для звукового анализа слов, манка, песок, буквы магнитной азбуки.
Ход занятия:
1. Организационный момент
– Ребята, посмотрите, что это? (Самолетик). Давайте его рассмотрим. (Логопед разворачивает бумажный самолет)
– Смотрите, здесь какая-то карта? (Карта солнечной системы, на планетах Венера,Сатурн и Марс находятся Смешарики. В письме : Ребята, мы, Смешарики, мы полетели в космос, но попали в космическую бурю и разлетелись по разным планетам. Мы очень хотим вернуться домой, но не знаем как. Помогите нам, пожалуйста.
Логопед и дети стоят возле большого глобуса.
- Ребята, вот наша планета Земля, давайте поможем Смешарикам на нее вернуться.
– Смешарики приглашают нас в космос? (Да)
II. Актуализация опорных знаний
Для чего же нам эта карта? Наверное, это путь по которому нам предлагают двигаться. Чтобы летать по планетам нам нужен транспорт. Как вы думаете, на чем мы с вами полетим?
Логопед выставляет ребус на котором зашифровано слово ШАРОЛЕТ. После того, как дети отгадали ребус логопед спрашивает какой 3 - й звук в слове шаролет?
Логопед : Чтобы завести шаролет надо подготовиться, надо завести его мотор. Как гудит мотор?
Дети: РРРРРРР
Логопед : Как мы произносим звук Р?
— губки улыбаются;
— зубки сближены, но не соприкасаются;
— кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубками и вибрирует;
— посередине язычка идет теплая воздушная струя;
— горлышко «работает».
Логопед дает характеристику звука Р. Характеристика звука : согласный (язычок создает преграду воздуху, твердый, звонкий. Обозначение: синий квадратик с колокольчиком.
Логопед : Ребята, а у звука Р есть мягкая пара?
Дети: Есть. Это звук Рь.
Артикуляция звука Рь
Характеристика звука [Р'] : согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.
– Чем похожи звуки [Р] и [Р`]? (Они оба согласные и звонкие.)
– А чем они отличаются? (Звук [Р] – твердый, а звук [Р`] – мягкий.)
Логопед : Сегодня звуки Р и Рь будут нам помогать! Теперь мы готовы лететь на шаролете.
Слышится звук шаролета. Дети отправляются в путешествие.
1) Игра «Наоборот». Дифференциация звуков [Р-Р`] в слогах
Отправляемся на Венеру. Дети подходят к столу с изображением планеты Венера.
– Чтобы попасть на планету Венера, не нужно покупать билет, а нужно поиграть в игру «Наоборот». Я буду вам бросать мяч и называть слоги с твердым звуком [Р], а вы называйте мне слоги с мягким звуком [Р`]) :
Ра-ря.
Ро-рё.
Ру-рю.
Рэ-ре.
Ры-ри.
Логопед называет каждому ребенку по 2- 3 разных слога.
2) Дифференциация звуков [Р-Р`] в словах
Логопед обращает внимание детей на карту.
– Ребята, догадайтесь, кто первый встретит нас на Венере? (Первый нас встретит Крош).
Дети вместе с логопедом подходят к столику с макетом Венеры, на нем сидит Крош. Вокруг него разложена разная посуда и продукты (помидор, огурец, рыба, морковка, перец).
– Ребята, почему рядом с Крошем лежат продукты? (Он хочет нас покормить с дороги)
– Давайте мы ему поможем разложить продукты в две миски. Как вы думаете зачем ему две миски – синяя и зеленая? (Если в слове есть твердый звук [Р], то этот продукт положим в синюю миску, а если в слове есть мягкий звук [Р`], то – в зеленую).
Дети берут по одному продукту, называют его, четко произнося звук [Р] или [Р`], и кладут в соответствующую миску.
- В слове рыба я слышу твердый звук Р. поэтому кладу ее в синюю тарелку.
Логопед : А где стоит звук Р в слове рыба? (в начале слова)
- В слове огурец я слышу мягкий звук Р. поэтому кладу его в зеленую терелку.
Логопед : А где стоит звук Рь в слове рыба? (в середине слова)
- В слове морковь я слышу твердый звук Р
Логопед : Куда ты положишь гриб, в синюю или зеленую миску?
- Я положу гриб в зеленую миску.
Логопед : Где стоит звук Рь в слове гриб, в начале. Середине или конце слова?
- В слове Гриб звук Рь стоит в середине слова.
После выполнения этого задания дети забирают Кроша с собой.
3) Звуковой анализ слова «Бараш» с составлением звуковой схемы
– Ребята, давайте узнаем, куда мы полетим дальше? Дети смотрят на карту. (Мы будем искать Бараша.) Дети находят в группе Бараша, который сидит на Сатурне.
– Где находится Бараш? (Бараш находится на Сатурне)
- Как вы догадались? (у Сатурна есть кольца)
– Рядом с Барашем лежат какие –то карточки. Что это (карточки для звукового анализа) Чтобы вернуть Бараша на Землю давайте составим звуковую схему слова «Бараш».
Дети садятся за парты, один ребенок работает у доски.
– Назовите первый звук в слове «Бараш».
– Как мы его обозначим?
– Какой второй звук в слове «Бараш».
– Как мы его обозначим?
– Назовите третий звук в слове «Бараш».
– Выберите для него обозначение.
– Какой следующий звук в слове «Бараш»?
– Как его нужно обозначить?
– Какой следующий звук в слове «Бараш»?
– Как его нужно обозначить?
– Какой последний звук в слове «Бараш»?
– Как мы его обозначим?
– Сколько всего звуков в слове «Бараш»?
– Назовите их по порядку.
– Сколько в слове «Бараш» гласных звуков? Назовите их.
– Сколько в этом слове согласных звуков? Какие?
4) Физкультминутка
– Ребята, мы хорошщо поработали. Пора и отдохнуть. Все мы знаем, что Бараш любит сочинять стихи. И он специально для вас сочинил веселую зарядку про Смешариков. Давайте встанем в круг.
Мы шагаем, как Совунья,
Приседаем мы, как Пин,
Наклоняемся, как Ёжик,
Вместе с Крошем мы бежим,
Пудрим носики, как Нюша,
Мы с Лосяшем вдаль глядим,
Роем грядки, как Копатыч,
А с Кар-Карычем летим!
5) Соотнесение звуков с буквой
Дети с логопедом передвигаются с помощью карты к планете Меркурий. Возле макета с изображением планеты они встречают Нюшу, Она сидит возле кратера вулкана.
– Ребята, на Планете Меркурий очень много вулканов. А здесь недавно было извержение вулкана, потому так много пепла. Но что же мы видим среди пепла? (буквы)
- Давайте подуем на пепел, но мы помним,что вдох делаем носом, а выдох ртом. Что мы видим? (буквы) Как вы догадались, что это буквы, а не звуки? (Это буквы. Буквы мы видим, пишем и читаем, а звуки слышим и произносим.)
– Давайте вспомним, какой буквой обозначаются звуки [Р] и [Р`]? (Звуки [Р] и [Р`] обозначаются буквой Р.)
– Найдите эту букву.
Дети находят букву Р среди других букв
6) Анализ графического изображения буквы Р
– Из скольких частей состоит буква Р? (Буква Р состоит из двух частей: палочки и полукруга.)
– В какую сторону пишется буква Р? (Буква Р пишется вправо.)
– На что похожа буква Р? (Ответы детей.)
7) Конструирование буквы Р из камешек Марблз.
– Здесь лежат камни с планеты Меркурий. Составьте букву Р из этих камней. Так как вам удобно и где вам удобно.
8) Чтение слов с буквой Р
Дети подходят к последнему макету планеты Марс, на котором сидит Кар-Карыч и Пин. На макете много красного песка.
– Как вы думаете на какой планете оказался Кар – Карыч? (на Марсе)
– Давайте потрогаем песок может быть под ним мы что-то найдем. Дети трогают а песок и находят карточки, на которых напечатаны слова. Логопед просит детей прочитать слова и прикрепить их к соответствующим картинкам.
– Давайте поможем Кар-Карычу и Пину соединить слово с подходящей картинкой. Для этого нужно правильно прочитать слова на карточках.
- Что ж,ребята,мы помогли Смешарикам, выполнили все задания, побывали на всех планетах, которые указаны в карте, нам пора возвращаться домой.
III. Заключительная часть
Подведение итогов
Слышится звук шаролета.
_ Ребята, мы помогли Смешарикам вернуться на Землю. Нам самим тоже пора вернуться в сад. Все вернулись? (Все)
– Какие звуки нам сегодня помогали? (Нам помогали звуки Р и Рь)