Марина Головачева
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Без воды не обойтись»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе “Без воды не обойтись”
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, художественная литература, опытно-исследовательская деятельность.
Тема занятия : Значение воды в жизни человека и всех живых существ.
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о воде.
Задачи:
-Установить связь воды и всего живого на земле.
-Продолжить знакомство со свойствами воды.
Публикация «Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе „Без воды не обойтись“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-Расширить словарный запас детей.
-Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
-Расширить и углубить знания об окружающем мире.
-Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
Материал: картинки – изображение природных явлений, картинки с изображением водных животных, птиц, панно с изображением подводного мира, дидактические карточки, на каждого ребенка - прозрачный стакан с водой, цветные полоски из бумаги, сахар, кофе, ложечки.
Предварительная работа Беседа по теме “Вода вокруг нас”, разгадывание загадок, беседа “Кому нужна вода? ”, беседа “Почему надо беречь воду”.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о самом распространённом и удивительном веществе в природе. Но что бы узнать, что же это такое, надо отгадать загадку.
Она бесцветная на вид,
Но нашу жажду утолит.
Дети: Это вода.
Воспитатель: Правильно, сегодня мы поговорим с вами о воде.
Основная часть.
Воспитатель: Согласитесь невозможно представить жизнь нашу с вами без воды. [/b]Подумайте ребята и скажите, откуда берётся вода у нас в квартире?
Дети: Из крана.
Воспитатель: На кухне и в ванной комнате у нас есть кран с холодной и горячей водой. Вода поступает к нам в квартиры из больших ёмкостей, закачивают её с помощью насосов в трубу и она поднимается до самых верхних этажей. Вспомните, ребята, когда мы открываем кран и пользуемся водой?
Дети: Когда умываемся, моем руки, купаемся под душем, чистим зубы.
Воспитатель: А когда ещё нужна вода?
Дети: Когда мы хотим пить чай, то наливаем воду в чайник, когда готовят пищу, когда моют посуду, стирают, поливают цветы.
Воспитатель: Значит, вода нужна нам не только, что бы утолить жажду, но и что бы соблюдать личную гигиену и поддерживать в доме чистоту и порядок.
Представьте, ребята, что вам захотелось пить. Можно ли пить воду из-под крана?
Дети :Нет.
Воспитатель: Правильно, лучше этого не делать. Воду надо сначала вскипятить. А кипячение убивает вредные микробы, которые содержатся в воде.
-А какую воду мы используем для приготовления пищи, воду, которая течёт из крана с холодной или из крана с горячей водой?
Дети: Холодной.
Воспитатель: Вы ответили правильно. Для приготовления пищи мы наливаем в кастрюли и чайники холодную воду. А горячую воду, которая, поступает к нам по трубам, называют - технической. Для чего её используют?
Дети: Для мытья полов, посуды, стирки белья.
Воспитатель: Совершенно верно, пить эту воду нельзя. Потому что в техническую воду добавляют, специальные химические вещества, которые защищают трубы от разрушения, и они вредны для здоровья человека.
Теперь вы знаете кое-что о той воде, которая течёт из крана, а называется она водопроводной. Повторите ребята.
Дети: Водопроводной.
Воспитатель: А теперь вспомните, где вы видели воду в природе?
Дети: В реке, озере, ручейке, пруду.
Воспитатель: Молодцы ребята, ещё вы видели дождь, лужи которые остались после дождя. Может быть, кто-то отдыхал на море и видел, какое оно огромное и как много в нём воды, но ещё больше воды в океане. А ещё снег и лёд, которые появляются зимой тоже вода, только замёрзшая, иней на ветках, морозные узоры и роса на траве, облака и тучи и это тоже вода. Вода бывает пресной и солёной. Пресная вода в реках, озёрах, прудах. А солёная вода в море и океане.
А сейчас я загадаю вам загадки:
Если пить мы захотим,
То её мы, вскипятим. (Вода)
На земле осталась я
После летнего дождя
Разлеглась среди дороги
Кто пройдёт – промочит ноги. (Лужа)
Она помогает нам чистыми стать
И вымыть полы и бельё постирать. (Вода)
Я косматая, большая,
По небу медленно ползу.
И веду с собой грозу. (Туча)
Мы с ней очень крепко дружим
Утром моемся под душем. (Вода)
А теперь поиграем в игру - надо посмотреть на карточки и назвать явление природы не связанное с водой:
Дождь, град, листопад, снег (листопад)
Метель, извержение вулкана, иней, роса (извержение вулкана)
Воспитатель: Понравилось играть? Тогда поиграем ещё в игру,
- ” Какой бывает снег?” Вставайте в круг, я по очереди каждому буду бросать мяч, а вы ловите, и отвечайте на вопрос, потом возвращаете мяч воспитателю. Например, какой бывает снег?
Дети: Белый, пушистый, мягкий, колючий, мокрый, тающий, холодный и т. д
Физкультминутка.
А над морем - мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою! (Дети машут руками)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения)
Опытно-исследовательская деятельность.
Воспитатель: А сейчас поговорим о свойствах воды. Как настоящие ученые мы с вами будем проводить опыты с водой.
Для первого опыта нам потребуется стеклянный стакан. Нальём в стакан холодную водопроводную воду. Теперь поднесём его к глазам и посмотрим сквозь него на ваши игрушки. И хотя вода немного искажает их форму, но игрушки видно хорошо.
Значит, сделаем вывод, что чистая вода – прозрачная!
Что бы определить цвет воды проведём ещё опыт. Возьмём несколько цветных полосок из бумаги красную, оранжевую, желтую, зелёную, голубую, синюю, фиолетовую, белую и черную. Нальём в стакан холодную воду и будем по очереди сравнивать цвет воды с цветом полосок. Для этого каждую полоску поднесём к стакану с водой. Посмотрите, ни с одной полоской цвет не совпадает.
Значит чистая вода, не имеет цвета, она бесцветна.
Теперь понюхаем воду. Чем же пахнет чистая вода? Правильно. Ничем.
Можно сказать, что у воды нет запаха.
А сейчас ещё один опыт проведём и узнаем - как вода может менять свой цвет, запах и вкус. Возьмём чистую воду, и каждый положит себе в стакан немного кофе. Понюхайте, чем пахнет вода? Какая стала вода? (Она стала коричневой и пахнет кофе.) Поменяла вода цвет, растворила кофе.
- А теперь попробуйте, какая стала на вкус? (Горькая). Ребята, что надо сделать, чтобы вода стала сладкой? (Положить сахар).
Значит, возьмём, кусочек сахара положим в стакан и размешаем ложечкой. Вы размешиваете сахар ложечкой, его становится меньше и меньше. Он тоже растворяется в воде. А теперь снова попробуйте. Какого вкуса стала вода? (Сладкого). Значит, вода может и запах поменять,и цвет, и вкус. И вода - растворитель.
Давайте проведём ещё один опыт. Возьмё м два стакана разной формы: один стакан высокий и узкий, другой широкий и низкий. Нальём в них воду. Вода приняла форму того стакана, в который её налили. Перельём воду из высокого и узкого стакана в широкий и низкий. Вода у нас та же самая, а форма у неё стала другой. Значит вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают. А если перелить воду из одного стакана в другой что она делает? Льётся вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла течь в ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Мы с вами только что установили несколько важных свойств воды. Повторим их. Я буду начинать фразу, а вы заканчивайте.
Чистая вода – прозрачная
Чистая вода – бесцветная
Чистая вода – не имеет запаха
Вода – растворитель
Вода – не имеет формы
Вода – жидкость
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, воду надо беречь или нет? Ведь её так много на земле?
Дети: Надо беречь.
Воспитатель: Правильно, ведь людям, животным и растениям нужна пресная вода. Помните, что запасы воды на Земле ограничены! А что же вы, дети можете сделать, что бы беречь воду?
Во-первых, не тратьте воду зря! Всегда плотно закрывайте краны в ванной комнате и на кухне после того, как умылись или вымыли руки.
Во-вторых, если вы оказались у реки, то относитесь к ней с уважением. Вы у неё в гостях. Не втаптывайте траву, не рвите цветов, не ломайте ветки деревьев, и, конечно не мусорите.
Заключительная часть.
-О каком веществе мы сегодня говорили?
-Какие свойства воды мы знаем?
-Как надо беречь воду?
Спасибо ребята, вы все молодцы.