Юлия Денисюк
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной к школе группе «По тропинке в лес пойдем»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать у детей реалистическое представление об окружающей нас природе, о ее значении.
Задачи:
– Учить детей различать и называть деревья, птиц, насекомых, цветы;
– Закрепить знания детей о правилах поведения в лесу;
– Развивать интерес к лесу и его обитателям, желание стать другом природы, охранять ее; развивать речь детей, активизировать внимание и память;
– Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру, чувства сопереживания и сопричастности природе;
Публикация «Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной к школе группе „По тропинке в лес пойдем“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материалы: Иллюстрации леса; аудиокассеты с музыкой птичьих голосов и песней «Голубой вагон»; картинки с изображением птиц, деревьев, лесных цветов; иллюстрация поезда; карточки с запрещающимися знаками (что нельзя делать в лесу).
Ход занятия
Дети (Д) входят в зал, воспитатель обращает внимание на гостей.
Воспитатель (В). Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, посмотреть, как вы будете заниматься. Давайте с ними поздороваемся.
На наборное полотно выставляется поезд.
В. Внимание! Внимание! Желающие совершить увлекательное путешествие в мир растений и животных! Просим вас занять свои места! Поезд отправляется! Куда? Догадайтесь. Отгадайте загадку и узнаете, куда нас сегодня умчит веселый поезд.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
Богатырь стоит богат
Угощает всех ребят:
Ваню — земляникой,
Таню — костяникой,
Машеньку — орешками,
Петю — сыроежками,
Катеньку — малиной,
Хулигана — хворостиной. (Лес)
Правильно мы с вами отправимся в лес. А как вы понимаете, что такое лес? (Ответы детей).
В. Итак, ребята поехали.
Звучит запись песни «Голубой вагон». Дети имитируют движения поезда.
В. Ну, вот ребята мы с вами и подъезжаем к лесу. Посмотрите, какие вековые деревья в нем растут. Вы знаете, как они называются? (Дети перечисляют названия всех деревьев изображенных на картинках). Молодцы ребята вы знаете все деревья, которые растут в этом лесу.
Ребята, раз мы сегодня в гостях у леса, а главное в лесу это деревья, давайте расскажем о некоторых деревьях, которые встречаются в наших смешанных лесах.
В. Я буду показывать вам картинки, на которых изображены деревья, а вы расскажете, что это за дерево и как выглядит.
Кто хочет рассказать об этом дереве?
Д: Это береза. У нее бело-черный ствол, ветки у березы тонкие, гибкие и редкие, поэтому хорошо пропускают солнечные лучи. Весной на ветках распускаются зеленые листочки, у березы листочки маленькие, форме сердечка, а еще на березе растут сережки – это семена. Лес, где растут одни березы называется березовой рощей. Береза – символ России.
В. Аня расскажет нам стихотворение о березке. Мы послушаем, как поэт описывает березку.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
А что это за дерево? Кто хочет о нем рассказать?
Д: Это ель. У нее коричневый ствол. Ветки елей спускаются до самой земли, они такие густые, что почти не пропускают солнечных лучей. В таком лесу всегда темно и сыро. Вместо листочков у ели иголки с их помощью дерево дышит, иголки у ели маленькие пахучие и смолистые. А еще на ели растут шишки.
В. Давайте послушаем, Диана расскажем нам стихотворение о ели.
Ель всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять – и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
В. Про следующее дерево, о котором мы будем говорить, Алина приготовила нам загадку.
Это дерево не елка
Хоть есть шишки и иголки
Как колонна каждый ствол,
Сверху крона – как шатер. (Сосна)
Алина сама хочет рассказать нам об этом дереве.
Д: Это сосна, она очень высокая и стройная, ствол коричневый, покрыт смолой. Вместо листиков у нее иголки, но они не похожи на еловые, они длинные и крупные, а еще на сосне растут шишки они меньше чем еловые и другой формы.
В. А кто хочет рассказать об этом могучем лесном богатыре? Что это за дерево?
Д: Это дуб, великан богатырь русских лесов. Дуб высокий, большой, ветвистый, ствол толстый, коричневый, ветки большие могучие. Дуб любит свет, поэтому ветки у него не прямые, а изломанные, листья крупные. На этом дереве растут плоды, которые называются желуди. Дубовый лес еще называют дубовой рощей, в таком лесу воздух ароматный, целительный, оздоравливающий.
В. Никита нам прочитает стихотворение о дубе.
Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу можно простудиться?
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый!
Значит, он выносливый, значит, закаленный.
Физкультминутка: «Станем мы деревьями»
Станем мы деревьями,
Сильными, большими.
Ноги - это корни,
Их расставим шире,
(Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс. )
Чтоб держали дерево,
(Ставят один кулак на другой. )
Падать не давали,
Из глубин подземных
Воду доставали.
(Наклоняются, складывают ладони чашечкой. )
Наше тело - прочный ствол.
(Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз. )
Он чуть-чуть качается
(Покачиваются из стороны в сторону. )
И своей верхушкой
(Складывают ладони шалашиком. )
В небо упирается.
(Поднимают соединённые руки над головой. )
Наши руки - ветви -
(Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны. )
Крону образуют.
(Смыкают пальцы. )
Вместе им не страшно,
(Качают головой. )
Если ветры дуют.
(Качают поднятыми руками. )
В. Ребята, а зачем нужен лес? (Лес украшает нашу планету, кормит животных и человека, лес дом для животных, в лесу можно подышать свежим воздухом, потому что деревья выделяют кислород и очищают воздух от вредных примесей, пыли, в нем можно отдохнуть, он помогает защитить посадки от ветров).
Ребята, а вы знаете пословицы о лесе?
– Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
– Лес – богатство и краса, береги свои леса.
– Враг природе тот, кто лес не бережет.
– Рощи да леса – всему свету краса.
– Лес не школа, а всех учит.
– Кто лес губит, тот свой народ не любит.
Да, лес – это очень интересное место, в нем все связанно друг с другом. Это богатство нашей страны. Он украшает нашу землю, нужен для здоровья человеку, кормит людей и животных. Леса сохраняют от высыхания реки, дают планете чистый воздух.
В. Ребята послушайте, что это раздается в лесу? (Включается запись птичьих голосов). Много голосов разных птиц слышится в лесу. А чтобы узнать какие птицы живут в нашем лесу нужно отгадать загадки.
Непоседа – невеличка,
Желтогруденькая птичка
Ем я сало и пшеничку
А зовут меня (Синичка).
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится
Собирает крошки,
По ночам кочует –
Зернышки ворует. (Воробей,
(Выставляется картинка с изображением угаданной птицы. )
А кого в лесу недаром
Называют санитаром?
О себе загадку нам
Загадать он хочет сам:
– По деревьям я скачу,
Проверяю их, лечу.
Клювом я стучу: тук-тук!
Где тут, где тут вредный жук? (Дятел)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока).
Кто, усевшись на суку,
Двадцать раз кричит «ку-ку»? (Кукушка).
Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Прилетаю к вам опять. (Снегирь)
Всю ночь –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах.
А зовут ее … (Ворона)
Молодцы, ребята, все загадки отгадали, а какую пользу птицы приносят лесу? (Они спасают деревья от вредных насекомых, разносят семена растений, украшают лес своим пением).
А давайте мы тоже превратимся в птичек и поиграем. Хотите? Проводится подвижная игра «Совушка-сова»
А сейчас послушайте еще одну загадку.
Без рук, без топоренка
Построена избенка. (Гнездо).
В конце мая — начале июня в птичьих гнездах появляются птенцы. Заботливые родители кормят их, обогревают и, конечно же, охраняют. Чуть посторонний звук, шум — мамы начинают покидать свое гнездо. Уводят врагов от птичьего домика. Об этом должны помнить люди! Они не должны шуметь в лесу, включать громко музыку, чтобы не спугнуть маму с гнезда, не оставить малышей без родителей.
В лесу человек – гость, и он должен соблюдать правила поведения, чтобы не нарушить жизнь леса и его обитателей. Вот для того, чтобы мы никогда не забывали о правилах поведения в лесу, были придуманы специальные запрещающиеся знаки, которые показывают, что не должен делать человек в лесу. Посмотрите на первый знак и скажите, что он запрещает.
• Не разорять птичьи гнезда!
• Не брать птенцов из гнезда!
• Не ломать ветки деревьев.
• Не рвать цветы!
• Не разорять муравейники.
• Не бросать мусор.
• Не ловить насекомых.
• Ходить по лесу аккуратно.
• Не включать громко музыку.
Запомните эти правила и постарайтесь никогда их не нарушать.
Чтение стихотворение «Лесные правила»
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки — убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Богат лес не только грибами и ягодами, птицами и зверями, но и цветами.
Какие вы знаете лесные цветы? (Ромашка, колокольчик, подснежник, лесные фиалки, огоньки, ландыш).
Ребята, скажите, а как называется один из самых первых весенних цветов? (Подснежник).
Он начинает расти еще под снегом, а расцветает уже тогда, когда растает снег. И на первых же проталинках в лесу вы сможете увидеть эти белые или светло-голубые цветы.
Люди за долгую зиму отвыкают от зеленых листочков, от цветов. Поэтому, когда расцветают подснежники, каждый хочет собрать себе букетик этих цветов.
Ребята, а можно ли собирать лесные цветы в букеты? (Нет). Почему? (Потому что они быстро вянут, цветы это питание для многих насекомых (бабочек, шмелей, пчел, они пьют сладкий нектар цветов).
Все меньше остается цветов в наших лесах. Так давайте же научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, восхищаться тем, что создала природа.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все и я, и ты.
Если мы сорвем цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Давайте и мы с вами превратимся в красивые цветы и поиграем в пальчиковую игру «Наши алые цветы».
И. п. сидя за столом, локти на столе, предплечья вверх, пальцы собраны вместе («бутоны»).
Наши алые цветы,
(Раскрываются пальчики кисти)
Распускают лепестки.
(Руки поворачиваются влево-вправо)
Ветерок чуть дышит,
(Потихоньку пошевелить пальчиками)
Лепестки колышет.
Наши алые цветы
(Сомкнуть пальцы вместе (в «бутон»))
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
(Кисти рук опустить вниз)
Головой качают.
(Круговые движения кистями рук)
Долг каждого из нас охранять родную природу, от нас зависит, будут ли расти деревья в лесу, в парке, будут ли жить лесные зверушки, петь веселые песни птицы.
Речку, лес, в ромашках луг
Получай в наследство.
Охраняй их, милый друг,
Береги их с детства.
Все и взрослые, и дети должны беречь и охранять лес, множить его богатство.
Чтение стихотворения «Земля».
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету —
Ведь другой похожей нету!
— Внимание! Внимание! Веселый поезд возвратился на станцию Детский сад. Наше путешествие завершается. Просьба занять свои места.
Звучит музыка.
Дети, вам понравилось наше путешествие по лесу. А вы все запомнили, как нужно себя вести в лесу, чтобы не случилось беды? Молодцы!