Наталия Гольденштейн
Конспект открытого занятия по социально-коммуникативному развитию «Мальчики и девочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия ОД по образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»
Направление: «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание»
в подготовительной группе
Тема: «Мальчики и Девочки»
Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие
Публикация «Конспект открытого занятия по социально-коммуникативному развитию „Мальчики и девочки“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Цель: создать условия для формирования гендерных представлений у детей подготовительной группы.
Задачи:
1. Образовательные
- расширять представление о сходстве и различии людей по половому признаку, о психологических характеристиках мальчиков и девочек;
2. Развивающие
- формировать образ Я
- идентифицировать свою половую принадлежность, связанную с физическими возможностями девочки/ мальчика, женщины/ мужчины;
- развивать социально-коммуникативные навыки детей в построении взаимоотношений между мальчиками и девочками;
- развивать связную и монологическую речь, формировать грамматически правильную речь;
3. Воспитательные
- помогать детям реализовать умение заботиться друг о друге, сопереживать;
- воспитывать культуру общения с противоположным полом;
- формировать стремление утвердиться в половой принадлежности, учить придерживаться социальных требований в общении с окружающими.
Оборудование и материалы: стулья для всех детей; игрушка мягкий мишка, стол и два стула для игры «Кто сильнее»; стульчик для педагога; магнитофон (телефон); атрибуты для всех возрастных поколений (очки, сумки, украшения, платки шейные, головные уборы, палочка для дедушки, клубок ниток, спицы для бабушки и т. д.); карточки с изображением: девочки, мальчика, юноши, девушки, женщины, мужчины, дедушки, бабушки.
Словарь: стадии взросления мальчика и девочки.
Предварительная работа: разучивание стихотворений
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Ход занятия:
1. Вводная часть:
(Дети встают на ковёр перед воспитателем)
Воспитатель: Здравствуй, солнце! Здравствуй, земля! Здравствуйте, гости! Здравствуйте, друзья!
Дети: Здравствуйте!
2. Основная часть:
В: Ребята вы хотите отправиться в путешествие в страну Мальчиков и Девочек?
Д: Да, хотим!
В: Тогда закройте глазки и повторяйте за мной «Крибле-крабле-брысь, в стране Мальчиков и Девочек окажись!»
(Закрывают глазки и повторяют за воспитателем «Крибле-крабле-брысь, в стране Мальчиков и Девочек окажись!»)
В: Покажите мне свои красивые глазки, подарите мне свою улыбку, а я подарю вам стихотворение (чтение стихотворения В. Товаркова «Почему так говорят?»):
Д: (Смотрят на воспитателя улыбаются и слушают стихотворение)
В: Детский сад, детский сад…
Почему так говорят?
Мы ведь не осинки, мы ведь не рябинки.
Маши, Даши, Мишеньки – это же не вишенки!
Детский сад, детский сад…
Почему так говорят?
Мы ведь не листочки, мы ведь не цветочки,
Голубые, аленькие – мы ребята маленькие!
Детский сад, детский сад…
Почему так говорят?
Потому что дружно в нём мы одной семьёй растём!
Оттого и говорят: В этом доме детский сад!
В: О ком вы только что прослушали стихотворение?
Д: О нас, о детях, которые ходят в детский сад. О мальчиках и девочках.
В: (приглашает детей пройти на стульчики. Стульчики только для девочек).
Д: (мальчики уступают стульчики девочкам и приносят себе стульчики сами).
В: Ребята, я давно знаю вас, но с помощью игры «Кто ты?» хочу ещё раз познакомиться.
Я не только воспитатель,
я Наталия Константиновна,
я женщина,
я мама,
я дочь,
я сестра,
я тётя,
я племянница,
я человек.
А вы? Передаёт игрушку мягкого мишку по кругу.
Д: (представляются и передают мишку по кругу).
В: Когда мы с вами представлялись, то я слышала, что среди вас есть девочки и есть мальчики. Разделитесь на девочек и мальчиков, а мы посмотрим кто это такие и чем они отличаются друг от друга.
Д: (дети рассаживаются, разделившись на мальчиков и девочек)
В: А теперь расскажите нам, пожалуйста, кто такие девочки.
Д: Валя:
Все девчонки – хохотушки
Любят блеск и безделушки,
Тайны, девичьи секреты,
Сериалы и конфеты.
Ника:
Мастерица поболтать,
Могу до утра плясать.
Я во всём на них похожа,
Ну и что же, ну и что же!
Полина:
В чём-то я неповторима
И своей красой красива,
Пусть чуть-чуть упрямая,
Всё равно «Я - самая!»…
В: А теперь расскажите нам, пожалуйста, кто такие мальчики.
Д: Саша:
Все мальчишки шалунишки
Любят спорт, машины, книжки,
Солдатиков, конструктор, лего, фишки.
Виталик:
Любят строить, в «войнушку» играть,
Могут с папой подолгу читать,
Я во всём на них похож,
ну и что же, ну и что ж?.
Алеша:
В чём-то я неповторим,
мужественен, красив, строптив.
Пусть чуть – чуть упрямый,
Всё равно «Я - самый!» …
В: Спасибо вам за чтение таких стихотворений, а я предлагаю присесть на стульчики для дальнейшей беседы (дети садятся на стульчики)
В: Вы хотите мне сказать, что мальчики и девочки чем-то отличаются друг от друга. Ну, тогда чем?
Д: Дети называют отличие между мальчиками и девочками
по внешнему виду: причёска, одежда, использование украшений и т. д. ;
физиологические особенности: строение тела, описание фигуры, строение голоса и т. д. ;
игровая деятельность детей: машинки, конструкторы, девочки любят играть в парикмахерскую, куклы, на кухне и т. д.
имена детей: мужские, женские, когда мальчики становятся папами, их имена превращаются в отчества.)
В: А теперь давайте представим с вами, что вы немного повзрослели, и кем вы стали?
Д: Девочка – девушка – женщина - бабушка.
Мальчик – юноша – мужчина - дедушка.
В: Я предлагаю вам попасть в будущее и показать всем нам кто, каким будет. Закрывайте глазки и повторяйте за мной «Крибле крабле брысь, в будущем окажись!»
Д: (закрывают глаза, повторяют волшебные слова)
В: Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением того, кто кем будет. Детям предложены на выбор атрибуты для всех возрастных поколений (очки, сумки, украшения, платки шейные, головные уборы, палочка для дедушки, клубок ниток, спицы для бабушки и т. д.) После переодевания воспитатель предлагает детям продемонстрировать свой образ и представиться
(звучит фоновая музыка «Из чего же, из чего же…»)
Д: Дети переодеваются в соответствии со своей ролью.
Выходят и представляются, кем стали и как их теперь зовут.
Переодеваются и проходят на стульчики.
В: Можно сказать, что девочки и мальчики - два разных мира. Девочки и мальчики разные с самого рождения и развиваются тоже по-разному.
Мальчики и девочки по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Д: (слушают воспитателя)
В: Ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение» (дети хором заканчивают предложения)
Весной венки из одуванчиков
Плетут, конечно, только.
Болты, шурупы, шестеренки
Найдешь в кармане у.
Коньки на льду чертили стрелочки,
Весь день в хоккей играли.
Болтали час без передышки
В цветастых платьицах.
При всех помериться силенкой
Конечно, любят лишь…
Боятся темноты трусишки
Все как один, одни.
В: Какие молодцы! Ни разу не ошиблись!
В: Девочки, а какими бы вы хотели видеть наших мальчиков?
Д: Ответы девочек:
- Мальчики должны быть умными и деловыми.
- Мальчик должен быть крепким, заниматься спортом.
- Нам нравятся воспитанные ребята, которые уступят место в транспорте женщине или девочке.
- А мне нравятся культурные мальчики, которые не сядут за стол раньше девочки.
- А я бы хотела, чтобы мальчики помогали девочкам в трудную минуту: выходить из автобуса, надевать пальто.
- Мальчики должны защищать девочек.
В: А вы хотите узнать какие сильные у нас мальчики?
Д: Да, хотим
В: Давайте отправимся в прошлое во времена рыцарей!
Д: Давайте!
В: Закрывайте глазки и повторяйте за мной «Крибле крабле брысь, в прошлом окажись!» (Закрывают глазки и повторяют за воспитателем волшебные слова.)
В: Вот мы ребята и оказались в прошлом. Давайте представим, что наши мальчики – рыцари и проведём среди них «рыцарский турнир», и выберем самого сильного мальчика. Игра заключается в том, чтобы положить руку соперника на стол. Выигрывает тот, чья рука оказывается сильнее. Победителям – аплодисменты (Девочки поддерживают мальчиков аплодисментами)
В: Мальчики, как вы думаете, какой должна быть девочка, как она должна себя вести?
Д: Ответы мальчиков:
- В девочке должно всё нравиться, она должна быть опрятной и аккуратной.
- Девочка должна красиво одеваться и делать хорошую причёску.
- Девочка должна быть доброй, трудолюбивой, помогать маме, уважать мальчиков.
- Мне нравятся девочки, похожие на принцесс.
- Каждая девочка - это будущая хозяйка, поэтому она должна уметь готовить, убираться, стирать, мыть посуду.
- Девочку хочется видеть вежливой, чтобы она не кричала, не произносила грубых слов.
В: Вот мы с вами немного разобрались, какими качествами должны обладать девочки и мальчики. Мы сегодня с вами обсуждали, играли, думали. Это умеют делать и мальчики и девочки, и в этом вы похожи друг на друга. Но всё-таки мальчики сильнее девочек, и они могут защищать девочек от разных неприятностей. И вы знаете про это стихотворение.
Д: Полина:
Мальчики и девочки - все у нас равны,
Только помнить мальчики об одном должны:
Девочки слабее их, могут и пищать,
И должны их мальчики храбро защищать.
В: Защищать, это, наверное, с кем-нибудь драться?
Д: - Нет
- Помочь подняться девочке, если она упала;
- Найти на прогулке рукавичку, чтобы у неё не замёрзли руки;
- Пропустить в дверях.
В: Молодцы ребята! Самое главное это уметь уважать друг друга, ладить между собой, дарить людям добро.
А теперь ребята нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки: «Крибле крабле брысь, в детском саду окажись!»
Д: (Закрывают глазки и повторяют за воспитателем)
3. Заключительная часть:
В: Вот мы и оказались в нашей группе (дети открывают глазки)
Что вам понравилось в нашем путешествии? Почему?
Что было интересно для вас? Испытывали ли вы трудности? В чём именно?
Д: отвечают на вопросы
В: Спасибо, ребята, мне так понравилось с вами путешествовать!