Татьяна Бурлуцкая
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности
в старшей группе
Образовательная область - речевое развитие
«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»
Задачи:
1. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков З - Ж.
2. Упражнять в четком, внятном произнесении слогов, слов и фраз со звуками З - Ж.
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе „Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
3. Развивать фонематический слух; логическое мышление и внимание.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие: расширять представления детей о мире растений, животных, предметов быта.
Социально-коммуникативное развитие: Формировать положительную мотивацию, желание правильно говорить звуки [з]-[ж].
Материал и оборудование: письмо от «Незнайки», набор картинок с изображениями животных, растений, предметов быта (в названиях которых есть звуки [з], [ж]).
Карточки на каждого ребёнка, использование ИКТ.
Ход непрерывной образовательной деятельности
1 часть.
Использование ИКТ- слышатся звуки комара и жука
Воспитатель: Ребята, мне слышатся звуки насекомых. Как вы думаете, кто эти звуки произносит?
Ответы детей
Стук в дверь.
Воспитатель сообщает детям, что в группу пришло письмо от Незнайки. Ребята рассматривают конверт.
Воспитатель: (читает письмо) «Здравствуйте, ребята! Пишу вам я, Незнайка! У меня к вам просьба о помощи! Я стал сочинителем и написал стихи, а Знайка говорит, что я перепутал и не знаю звуки в словах З-Ж. Помогите мне разобраться, оцените мои стихи и если надо, то ошибки исправьте, хотя никаких ошибок там нет, я уверен! Я знаю, что вы все очень умные и добрые, значит поможете. Жду от вас ответа. Незнайка.»
Воспитатель: Ребята, а мы сможем помочь Незнайке?
Ответ детей
Воспитатель: Ребята, чтобы помочь Незнайке давайте с вами вспомним звуки З-Ж
2 часть
Воспитатель: сейчас я буду показывать то звук З, то звук Ж, а вы должны выполнять соответствующие движения:
- если я показываю звук З – легонько хлопнуть в ладоши (поймать комара)
- если я показываю звук Ж - нужно слегка подвигать кистями рук вверх-вниз (летит жук) .
Воспитатель: Для того чтобы нам помочь исправить Незнайке ошибки в стихах, нам нужно самим научиться находить в словах звуки З-Ж и определить на каком месте они стоят.
Воспитатель: Для этого давайте выполним следующие задания. Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук - З или Ж - слышится в слове. (Отвечая, ребенок должен также указать, где слышится звук - в начале или середине слова.)
Жадина, земля, гроза, лыжник и т. д.
Воспитатель: Молодцы, отвечали правильно. А давайте сейчас поиграем в игры, и так –игра «Жуки и комары»
Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением комара и жука.
Воспитатель: Ребята рассмотрите свои картинки, у кого нарисован комарик – 1 команда, у кого жуки – 2 команда.
- Как жужжат жуки? (жжжж)
- А комарики? (ззззз)
1-ая команда придумывает слова, начинающиеся со звука (З, а вторая – со звука (Ж) (дети называют по одному слову на заданный звук)
Воспитатель: Следующая игра - «Найди слово»
Ребята, на столе лежат предметные картинки. Команда комарики выбирают картинки, где есть в слове звук З, а команда жуки выбирают картинки, где есть в слове звук Ж.
Воспитатель: Ну-ка, комарики, летите и все картинки, в названии которых есть звук З, соберите.
- А вы, жуки, со звуком Ж. Приготовились, полетели!
- А теперь проверим, какие картинки вы выбрали? (проверяют и исправляют)
Воспитатель: Ребята, ну как, понравились вам игры?
Ответы детей
Воспитатель: А, как вы думаете, ребята, кому предложить эти игры, чтобы лучше разобраться в звуках З-Ж?
Ответ детей: Незнайке.
Пальчиковая гимнастика
Я весёлый майский жук. Сжать кулачок.
Знают все меня вокруг, Указательный палец и мизинец
Над лужайками кружу, развести в стороны.
А зовут меня Шевелить усами.
Жу – жу…
Воспитатель: сейчас я вам раздам карточки, внимательно рассмотрите их и определите, что за предмет на карточке. Найдите в названии этого слова звук [З] или [Ж] и его место в этом слове (в начале, в середине или в конце слова, и закрасьте соответствующую клеточку синим цветом.
3 часть.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами играли и выполняли задания на определение звуков З-Ж. А как вы думаете, почему мы вспоминали эти звуки?
Ответы детей
Воспитатель: Вот теперь пришло время читать стихи Незнайки и определить есть ли в них ошибки.
В конце занятия воспитатель предлагает детям положить в конверт стихи с исправленными ошибками, картинки с изображением комара и жука,
предметные картинки и карточки.
Рефлексия
Молодцы ребята, вы сегодня активно работали, правильно отвечали, а теперь скажите:
- Какие игры вам понравились больше всего?
- Что нового узнали?