Анна Колесникова
Конспект НОД по развитию речи с использованием игровых технологий в старшей группе «Дифференциация звуков [з]-[ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по развитию речи в старшей группе с использованием игровых и личностно-ориентированных технологий
Тема: «Дифференциация звуков [з]-[ж]»
Программное содержание
Совершенствовать слуховое восприятие детей посредством упражнений на различение звуков [з] и [ж], изолированно и в словах.
Упражняться в придумывании слов с заданным звуком, определении
позиции звука в слове.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи с использованием игровых технологий в старшей группе „Дифференциация звуков [з]-[ж]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
2. Отрабатывать интонационную выразительность, учить изменять темп
речи.
Помочь запомнить новую скороговорку.
Материал
1. Картина «Муха-цокотуха».
2. Набор картинок с изображениями животных (в названиях которых
есть звуки [з] ([з'], [ж], зонтики — зеленый и желтый; домик;
Петрушка.
Ход занятия
— Я буду произносить звуки [з], [ж], а вы выполняйте соответствующие
движения: [ж] — двигайте кистями рук вверх-вниз (летит комар) ; [з]
— слегка хлопните в ладоши (поймали комара).
— Я буду называть слова. Если услышите в слове звуки [з], [з'] —
произнесите его хором; если услышите звук [ж] — тоже хором; если
звуков [ж], [з], [з'] нет — молчите. ( Слова: «зонт», «кислый»,
«желтый», «зеленый», «лягушка», «заливает», «дождь»; «фишка»,
«Зина», «молоток» и т. д.)
— Сегодня у Мухи-цокотухи день рождения. Она именинница. (Вос-
питатель показывает картину.) Сначала к ней в гости пришли насеко-
мые, в названиях которых есть звуки [з], [з'], а потом пришли насе-
комые со звуком [ж]. Молодцы, многих гостей сумели назвать!
— Посмотрите на этих животных. Назовите их. Звуки [ж], [з], [з']
выделяйте голосом. Животных, в названиях которых есть звуки [з],
[з'], спрячьте под белый зонтик; животных, в названиях которых есть
звук [ж], — под желтый зонтик; а животных, в названиях которых нет
этих звуков, — в домик.
— Послушайте загадки и определите, какой звук — [з] или [ж] — есть в
слове-отгадке.
Маленькая собачка свернулась, лежит,
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)
Два братца живут через дорогу, а друг друга не видят. (Глаза.)
Ползун ползет, иглы везет. (Ежик.)
Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы.)
— Посмотрите на мой домик: в первом подъезде живут слова, в которых
есть звук [ж] в начале, во втором — слова, в которых этот звук в
середине, в третьем — слова со звуком в конце. В каком подъезде
живет слово «жук»? Почему? Иди, Максим, поставь картинку. Слово
«ежик»? Как изменить слово, чтобы звук [ж] оказался в конце? А вот
еще картинки (зонт, роза, глаз). Идите к домику, София, Руслан и Вика,
и разложите картинки. Верно ли выполнили задание? Что сделала
София, почему?
Физкультминутка.
Дети проговаривают текст и выполняют соответствующие движения.
Жарким днем лесной тропой Звери шли на водопой:
За мамой-слонихой топал слоненок, За мамой-лисицей крался лисенок, За
мамой-ежихой катился ежонок, За мамой-медведицей шел
медвежонок.
— Ребята, к нам пришел Петрушка и хочет рассказать вам смешные
стихи. Слушайте! «Ой, — кричат вокруг хозяйки, — в огород
забрались жайки». Найдите ошибку и скажите, какой надо поставить
звук, чтобы было правильно. (Дети отвечают.)
— Еще стихи:
Стужа. Снег. Метут метели.
Темной ночью бродят двери. (Звери.)
Прилетел из леса лук
И залез под толстый сук. (Жук.)
— Послушайте чистоговорку: «У Зины живут ежи, а у Лизы живут
чижи». Кто живет у Зины? Ежи у кого живут? Послушайте еще раз и
запомните. Давайте повторим вместе (Два-четыре ребенка отвечают.)
Первую строчку говорят девочки — вторую мальчики и наоборот.
Кто произнесет медленно? (Отвечают два-три ребенка.) Кто
произнесет быстро? (Отвечают два-три ребенка.)
В конце занятия подводят итог, определяют, какие звуки научились
различать.